Светлана
Обучение детей 5–6 лет составлению логических рассказов по серии сюжетных картин с использованием элементов ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации. Перед педагогами детского сада сегодня стоит нелегкая задача – организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал ФГОС и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Поэтому я в своей работе особое внимание уделяю развитию связной речи детей.
Публикация «Обучение детей 5–6 лет составлению логических рассказов по серии сюжетных картин с использованием элементов ТРИЗ» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Одним из результативных способов обучения детей составлению логических рассказов является метод ТРИЗ-теория решения изобретательских задач. Я начала эту работу с детьми 5-6 года жизни. Обучение дошкольн
ков работе с серией картинок осуществляется в определённой последовательности.
Подготовительная работа с детьми заключалась в следующем: научить проговаривать цепочку взаимосвязанных действий. Устанавливать причинно-следственные связи и видеть результат. Формировать умение определять по действию героя его цель, фиксировать результат выполнения данной цели. Вместе с детьми придумать схемы-значки для составления рассказов по серии картин.
Каждый этап имеет свою цель, игровое действие и его схематическое изображение.
Этап 1. Он называется «Паровозик из картинок».
Цель: научить ребёнка раскладывать картинки слева направо в одну линию без учёта последовательности сюжета; по схеме узнавать игровые действия.
Игровое действие.
Даём ребёнку набор перепутанных картинок, рассматриваем их, просим разложить их в правильной последовательности в одну линию слева направо. «Паровозик из картинок». Дети говорят, что на картинке зайчик, которому хочется морковку.
Этап 2. «Назови место, где происходят события»
Цель: научить ребёнка определять место действия объектов на каждой картинке и дать обобщение; по схеме этапа узнавать игровые действия.
Игровое действие.
- В каком месте происходит это событие?
Вместе с детьми придумываем, что это происходит в огороде, либо во дворе, в поле
-С кем это происходит событие? Что делал зайка в огороде?
-Дети: искал чего-нибудь покушать; либо погрызть кору деревьев
Этап 3. «Определи время событий»
Цель: научить детей определять время событий с уточнением года и части суток; по схеме этапа узнавать игровое действие.
Игровое действие.
- Кто быстрее скажет: в какое время года это происходит?
- Дети: зимой, когда холодно.
- С кем это происходит? В какое время суток?
- Дети: с зайкой; днём.
- Дети находят схему, обозначающую «Время событий».
Этап 4. «Найди общих героев на всех картинках»
Цель: научить детей находить героев и объекты на всех картинках серии; учить делать обобщения (в событиях всегда есть действующие лица и предметы);
- по схеме этапа узнавать игровые действия.
Игровое действие.
Рассматриваем картинку, логически рассуждаем
- Дети: главный герой - зайчик, потому что он изображён на всех картинках и снеговик.
- Давай придумаем ему имя.
- дети: его зовут Пушистик.
- Опишите Пушистика дети? Что еще нарисовано? Что нашел? Для чего он это делает?
- Дети: У Пушистика теплый мех белого цвета, он быстро бегает, прячется в кустах, зимой грызет кору деревьев. Пушистик голодный, поэтому прибежал в огород за морковкой и увидел, стоящего в огороде снеговика, у которого торчала морковка. Он стал прыгать до морковки, но не достал ее. Тогда Пушистик нашел лестницу, взобрался на нее, но все равно не достал. Стал он думать как же морковку ему достать.
- Дети находят схему, обозначающую героев на всех картинках.
Этап 5. «Что за чем?»
Цель: учить детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки;
- по схеме этапа узнавать игровые действия.
Игровые действия.
Предлагаю ребёнку взять любую картинку и переложить её ближе к себе. Затем ещё раз назвать действия объекта. Дальше играем «Что было раньше - что будет потом?». Таким образом, картинки выстраиваются в логический ряд.
- Возьми любую картинку, какая тебе больше нравится.
- Дети: я хочу взять картинку, где Пушистик сидит на лесенке.
- А что раньше делал зайка?
- Ребё нок: он прибежал в огород и увидел снеговика.
- Найди эту картинку. Куда ты её поставишь, до или после выбранной тобой картинки?
- Ребё нок: сначала как он прыгает до морковки без лесенки.
Какая картинка будет последней?
- Ребё нок: Пушистик грызет морковку.
- Теперь разложи картинки так, чтобы было понятно о чем наш рассказ.
- Найди схему «Что за чем?».
Этап 6. «Составь рассказ»
Цель: учить детей составлять связный рассказ последовательно выложенной серии картинок;
- по схеме этапа узнавать игровые действия.
Игровые действия.
Ребёнок составляет рассказ, используя приведённую базовую модель.
Таким образом, с помощью картинок, используя приёмы ТРИЗ, формируем у детей понимание причинно-следственных связей и их результат и развиваем связную речь.