Папки-передвижки

Использование технологии ТРИЗ в обучении составлению сказок по сюжету картин

Марусина Наталья Владимировна
Использование технологии ТРИЗ в обучении составлению сказок по сюжету картин
▼ Скачать + Заказать документы

(1. Постановка проблемы, название технологии, методы и приемы, определение цели, задач, характеристика основных идей технологии, достижения в работе, результативность об эффективности ТРИЗ технологии)

Жизнь не стоит на месте, а стремительно движется вперед и ставит перед нами все новые и новые задачи. Одной из таких задач, перед нами воспитателями стоит, воспитать личность, умеющую легко разрешить возникающие проблемы. Нам хорошо известно, что каждый ребенок, потенциально талантлив и является творческой личностью. Чтобы сохранить этот потенциал, необходимо с дошкольного возраста развивать у детей творческое мышление, способность нестандартно мыслить и смотреть на окружающий мир. Достичь положительного результата в моей работе, мне помогают ТРИЗ технологии.

Публикация «Использование технологии ТРИЗ в обучении составлению сказок по сюжету картин» размещена в разделах

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

Развитие речи у дошкольников является важным условием успешного обучения в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок, может давать развернутые ответы, аргументировать и логично излагать свои суждения. Развитие творческого воображения является мощным рычагом в развитии речи дошкольника. Применение приемов и методов ТРИЗ технологии является эффективным и признанным средством развития связной речи дошкольников, а именно обучение творческому рассказыванию способствует развитию креативного логического мышления и связной речи.

Цель моего мастер-класса показать:

- Как важно сохранить в развитии ребенка творческое начало;

- Сформировать умение связно высказывать свои мысли;

- Формирование навыков самостоятельной творческой речевой деятельности.

Задачи:

- показать структуру построения рассказов, сказок;

- показать структуру грамматического и фонетического правильного построения фраз;

- показать работу с лексическими формами речи.

Показателями творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста является:

- сформированность механизма фантазирования;

- наличие у детей связной речи;

- приобретение детьми опыта сочинительства;

- наличие творческих качеств личности, таких как самостоятельность, смелость мышления и высказывания своих мыслей;

- наличие ассоциативно-образного мышления.

Особенности творческого рассказывания детей дошкольного возраста заключаются в самостоятельном придумывании содержания связного рассказа, истории, сказки с опорой на заданную тему, свой собственный опыт, умение придумывать завязку, ход события, кульминацию, развязку.

Работа по обучению детей дошкольного возраста творческому рассказыванию проводится мною систематически и с постепенным усложнением. Приемы ТРИЗ технологии включались в мою работу по мере изучения. Основная работа по творческому рассказыванию, была построена на материале сочинения сказок. Некоторые приемы и методы обучения детей старшего дошкольного возраста по ТРИЗ технологии творческому рассказыванию и сочинению сказок по картине, я хочу вам сегодня показать.

(2. Комментирующая часть: предоставление ТРИЗ технологии, метода, приема)

Сегодня нас к себе в гости пригласила хозяйка нашей Художественной гостиной, Картина А. И. Курнакова «Сирень и ландыши».

Она желает узнать, кто из вас самый внимательный? Кто из вас увидит больше деталей – объектов, из которых она состоит? Для этого вы можете воспользоваться предметами – подсказками «Волшебной подзорной трубой» и «Биноклем Всевидимкой» (прием «Подзорная труба», «Бинокль»)

У каждого из нас есть друзья, человек не может прожить без друзей. Посмотрите внимательно на нашу Картину и назовите предметы, которые могли бы дружить? (прием «Друзья»)

Я смотрю на нашу картину, и знаете, о чем мечтаю? Вот бы оказаться внутри картины! Увидеть поближе все предметы, прикоснуться к ним, почувствовать аромат картины. Давайте совершим путешествие вовнутрь Картины? (прием «Виртуальное путешествие»)

Мы с вами наводим порядок в детском саду, дома, каждая вещь имеет свое место. Вот и наша Картина очень любит порядок, каждый предмет у неё на своем месте. Что находится в верхней части Картины? Что располагается посередине? Что расположено внизу? (прием «Ориентировка на плоскости)

Собирают пазл из картины А. И. Курнакова «Сирень и ландыши» (прием «Исправление ошибок»)

Посмотрите, внимательнее на предметы, изображенные на Картине, запомните, где они расположены и заполните ими круги-схемы по памяти. (прием «Рисуем по схеме»)

Каждая картина, как и пословица, несет людям какой-то смысл, учит их мудрости, правилам жизни. Глядя на Картину А. И. Курнакова «Сирень и ландыши», как вы думаете, какие ценности хотел нам передать Андрей Ильич? (прием «Рассуждалки»)

(3. Моделирование (упражнение участников в использовании предложенных методов, приемов ТРИЗ технологии)

Уважаемые коллеги, давайте сейчас в знак благодарности нашей Картине, вместе с вами придумаем сказку, про нашу уважаемую хозяйку Художественного царства?

Для того чтобы сказка сочинялась, мы должны с вами пройти по «Волшебной дорожке» и выполнить задиния Сказочника, которые находятся вот в этом волшебном конверте. «Ты, Конвертик отворись, Сказка, Сказка сочинись!» Открываем «Волшебный конверт» и в путь…

Вот и 1-я подсказка :

В любой сказке есть главный Герой положительный или отрицательный…

(участники придумывают Героя, я заполняю первый лист)

2-я подсказка :

У Героя есть определенное задание, которое он должен выполнить…

(участники придумывают задание, я заполняю второй лист)

3-я подсказка :

Он путешествует по сказке с определенной целью…

(участники определяют цель Герою, я заполняю третий лист)

4-я подсказка :

Путешествуя по сказке, он встречается с объектами…

(участники придумывают ответ на задание, я заполняю четвертый лист)

5-я подсказка :

Герой должен преодолеть препятствия, решить задачи (если Герой отрицательный, то при этом сам измениться и многому научиться…

(участники придумывают для Героя действия с препятствиями, я заполняю пятый лист)

6-я подсказка :

Герой не один в сказке, есть еще герои (они совершают действия для достижения цели, помогают или мешают главному Герою, встречаются, при этом с другими объектами взаимодействуют с ними)

(участники придумывают ход сказки, я заполняю шестой лист)

7-я подсказка :

С героями происходят изменения, сделать вывод жизненного правила.

(участники выполняют задание, я заполняю седьмой лист)

А вот и последняя 8-я подсказка :

Нужно придумать название Вашей сказки.

(участники придумывают название, я заполняю восьмой лист)

Мы с вами выполнили все задания знаменитого Сказочника и в подарок от него получили Сказку! Давайте ее сейчас послушаем…

(читаю новую сказку)

Таким образом, мы с вами сегодня познакомились с картиной А. И. Курнакова «Сирень и ландыши» и сочинили про неё замечательную сказку, которая называется… «». Очень надеюсь, что она понравилась и вам и нашей уважаемой Картине.

По проделанной работе, можно сделать вывод о том, что дети, сочиняя сказки, дети стали:

- более логично и последовательно излагать свои мысли;

- более глубоко понимать значение малоизвестных или совсем не знакомых слов;

- использовать в своей речи художественные достоинства родного языка;

- в конце обучения проявляют желание самостоятельно сочинять-создавать произведения собственного сочинения – Сказки.

(4. Рефлексия)

На этом мой мастер-класс подошел к концу, и мне хотелось бы узнать Ваше мнение о нем, уважаемые коллеги. Попрошу, Вас высказать свое мнение, если вам понравился мастер-класс, это было актуально, интересно, полезно и Вы будете это использовать в своей работе – поднимите, пожалуйста, руку. Если это Вас не тронуло, прошло мимо Вас – прошу тоже Вас, пожалуйста, поднять руку. Если у Вас возникли вопросы, то я охотно отвечу на них.

Публикации по теме:

Использование ТРИЗ-технологии в игровой деятельности детей раннего возраста. Круги Луллия «Использование ТРИЗ- технологии в игровой деятельности детей раннего возраста. Круги Луллия.» В первые годы жизни у ребенка активно развиваются.

Использование технологии ТРИЗ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ Учитель-логопед МБДОУ № 22 Фомина Е. В.

Использование технологии ТРИЗ в музыкальном развитии детей дошкольного возрастаИспользование технологии ТРИЗ в музыкальном развитии детей дошкольного возраста Какое счастье видеть восторженные глаза детей, когда они впервые в своей жизни начинают понимать язык музыки «Использование технологии ТРИЗ.

Конспект НОД с использование элементов ТРИЗ-технологии и ИКТ «Времена года» Лукишко Л. В., воспитатель Седова Е. Б., музыкальный руководитель, Цель. Развивать творческие и музыкальные способности детей в процессе.

Конспект по составлению творческого рассказа по технологии ТРИЗ в совместной деятельности с детьми в средней группе Воспитатель: Ребята, посмотрите, что-то случилось в царстве «Математика» Дети подходят к математическому театру, на экране театра Царь «Один».

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии «Путешествие в страну сказок» Цель: Закрепить знание детьми сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование ТРИЗ технологии при знакомстве с историей родного края»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование ТРИЗ технологии при знакомстве с историей родного края» Тема: «Использование ТРИЗ - технологии при знакомстве с историей родного края» Цель: Формирование представления о технологии ТРИЗ, оказание.

Использование сказок при обучении математике детей дошкольного возраста Математика в сказке. Чернышева Т. Н., Ротманова О. В - Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано.

Использование технологии ТРИЗ для развития творческого мышления Сообщение на тему: «Использование технологии ТРИЗ для развития творческого мышления»для воспитателей. Мы все хотим, чтобы наши дети были.

Использование ТРИЗ-технологии для развития личности дошкольника Аннотация: Рассматриваются особенности эффективных средств ТРИЗ-технологии в дошкольном образовании. Отмечает роль данной технологии в развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии ТРИЗ в обучении составлению сказок по сюжету картин
Опубликовано: 7 мая 2019 в 13:44
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технологии ТРИЗ в обучении составлению сказок по сюжету картин» (включая файлы) размещена пользователем Марусина Наталья Владимировна (УИ 1931801) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД