Марусина Наталья Владимировна
Использование технологии ТРИЗ в обучении составлению сказок по сюжету картин
▼ Скачать + Заказать документы
(1. Постановка проблемы, название технологии, методы и приемы, определение цели, задач, характеристика основных идей технологии, достижения в работе, результативность об эффективности ТРИЗ технологии)
Жизнь не стоит на месте, а стремительно движется вперед и ставит перед нами все новые и новые задачи. Одной из таких задач, перед нами воспитателями стоит, воспитать личность, умеющую легко разрешить возникающие проблемы. Нам хорошо известно, что каждый ребенок, потенциально талантлив и является творческой личностью. Чтобы сохранить этот потенциал, необходимо с дошкольного возраста развивать у детей творческое мышление, способность нестандартно мыслить и смотреть на окружающий мир. Достичь положительного результата в моей работе, мне помогают ТРИЗ технологии.
Публикация «Использование технологии ТРИЗ в обучении составлению сказок по сюжету картин» размещена в разделах
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.
Развитие речи у дошкольников является важным условием успешного обучения в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок, может давать развернутые ответы, аргументировать и логично излагать свои суждения. Развитие творческого воображения является мощным рычагом в развитии речи дошкольника. Применение приемов и методов ТРИЗ технологии является эффективным и признанным средством развития связной речи дошкольников, а именно обучение творческому рассказыванию способствует развитию креативного логического мышления и связной речи.
Цель моего мастер-класса показать:
- Как важно сохранить в развитии ребенка творческое начало;
- Сформировать умение связно высказывать свои мысли;
- Формирование навыков самостоятельной творческой речевой деятельности.
Задачи:
- показать структуру построения рассказов, сказок;
- показать структуру грамматического и фонетического правильного построения фраз;
- показать работу с лексическими формами речи.
Показателями творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста является:
- сформированность механизма фантазирования;
- наличие у детей связной речи;
- приобретение детьми опыта сочинительства;
- наличие творческих качеств личности, таких как самостоятельность, смелость мышления и высказывания своих мыслей;
- наличие ассоциативно-образного мышления.
Особенности творческого рассказывания детей дошкольного возраста заключаются в самостоятельном придумывании содержания связного рассказа, истории, сказки с опорой на заданную тему, свой собственный опыт, умение придумывать завязку, ход события, кульминацию, развязку.
Работа по обучению детей дошкольного возраста творческому рассказыванию проводится мною систематически и с постепенным усложнением. Приемы ТРИЗ технологии включались в мою работу по мере изучения. Основная работа по творческому рассказыванию, была построена на материале сочинения сказок. Некоторые приемы и методы обучения детей старшего дошкольного возраста по ТРИЗ технологии творческому рассказыванию и сочинению сказок по картине, я хочу вам сегодня показать.
(2. Комментирующая часть: предоставление ТРИЗ технологии, метода, приема)
Сегодня нас к себе в гости пригласила хозяйка нашей Художественной гостиной, Картина А. И. Курнакова «Сирень и ландыши».
Она желает узнать, кто из вас самый внимательный? Кто из вас увидит больше деталей – объектов, из которых она состоит? Для этого вы можете воспользоваться предметами – подсказками «Волшебной подзорной трубой» и «Биноклем Всевидимкой» (прием «Подзорная труба», «Бинокль»)
У каждого из нас есть друзья, человек не может прожить без друзей. Посмотрите внимательно на нашу Картину и назовите предметы, которые могли бы дружить? (прием «Друзья»)
Я смотрю на нашу картину, и знаете, о чем мечтаю? Вот бы оказаться внутри картины! Увидеть поближе все предметы, прикоснуться к ним, почувствовать аромат картины. Давайте совершим путешествие вовнутрь Картины? (прием «Виртуальное путешествие»)
Мы с вами наводим порядок в детском саду, дома, каждая вещь имеет свое место. Вот и наша Картина очень любит порядок, каждый предмет у неё на своем месте. Что находится в верхней части Картины? Что располагается посередине? Что расположено внизу? (прием «Ориентировка на плоскости)
Собирают пазл из картины А. И. Курнакова «Сирень и ландыши» (прием «Исправление ошибок»)
Посмотрите, внимательнее на предметы, изображенные на Картине, запомните, где они расположены и заполните ими круги-схемы по памяти. (прием «Рисуем по схеме»)
Каждая картина, как и пословица, несет людям какой-то смысл, учит их мудрости, правилам жизни. Глядя на Картину А. И. Курнакова «Сирень и ландыши», как вы думаете, какие ценности хотел нам передать Андрей Ильич? (прием «Рассуждалки»)
(3. Моделирование (упражнение участников в использовании предложенных методов, приемов ТРИЗ технологии)
Уважаемые коллеги, давайте сейчас в знак благодарности нашей Картине, вместе с вами придумаем сказку, про нашу уважаемую хозяйку Художественного царства?
Для того чтобы сказка сочинялась, мы должны с вами пройти по «Волшебной дорожке» и выполнить задиния Сказочника, которые находятся вот в этом волшебном конверте. «Ты, Конвертик отворись, Сказка, Сказка сочинись!» Открываем «Волшебный конверт» и в путь…
Вот и 1-я подсказка :
В любой сказке есть главный Герой положительный или отрицательный…
(участники придумывают Героя, я заполняю первый лист)
2-я подсказка :
У Героя есть определенное задание, которое он должен выполнить…
(участники придумывают задание, я заполняю второй лист)
3-я подсказка :
Он путешествует по сказке с определенной целью…
(участники определяют цель Герою, я заполняю третий лист)
4-я подсказка :
Путешествуя по сказке, он встречается с объектами…
(участники придумывают ответ на задание, я заполняю четвертый лист)
5-я подсказка :
Герой должен преодолеть препятствия, решить задачи (если Герой отрицательный, то при этом сам измениться и многому научиться…
(участники придумывают для Героя действия с препятствиями, я заполняю пятый лист)
6-я подсказка :
Герой не один в сказке, есть еще герои (они совершают действия для достижения цели, помогают или мешают главному Герою, встречаются, при этом с другими объектами взаимодействуют с ними)
(участники придумывают ход сказки, я заполняю шестой лист)
7-я подсказка :
С героями происходят изменения, сделать вывод жизненного правила.
(участники выполняют задание, я заполняю седьмой лист)
А вот и последняя 8-я подсказка :
Нужно придумать название Вашей сказки.
(участники придумывают название, я заполняю восьмой лист)
Мы с вами выполнили все задания знаменитого Сказочника и в подарок от него получили Сказку! Давайте ее сейчас послушаем…
(читаю новую сказку)
Таким образом, мы с вами сегодня познакомились с картиной А. И. Курнакова «Сирень и ландыши» и сочинили про неё замечательную сказку, которая называется… «». Очень надеюсь, что она понравилась и вам и нашей уважаемой Картине.
По проделанной работе, можно сделать вывод о том, что дети, сочиняя сказки, дети стали:
- более логично и последовательно излагать свои мысли;
- более глубоко понимать значение малоизвестных или совсем не знакомых слов;
- использовать в своей речи художественные достоинства родного языка;
- в конце обучения проявляют желание самостоятельно сочинять-создавать произведения собственного сочинения – Сказки.
(4. Рефлексия)
На этом мой мастер-класс подошел к концу, и мне хотелось бы узнать Ваше мнение о нем, уважаемые коллеги. Попрошу, Вас высказать свое мнение, если вам понравился мастер-класс, это было актуально, интересно, полезно и Вы будете это использовать в своей работе – поднимите, пожалуйста, руку. Если это Вас не тронуло, прошло мимо Вас – прошу тоже Вас, пожалуйста, поднять руку. Если у Вас возникли вопросы, то я охотно отвечу на них.