Пикина Татьяна
Обучение чтению по методике Соболевой. Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Обучение чтению по методике Соболевой
Публикация «Обучение чтению по методике Соболевой, Консультация для педагогов» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Пикина. Т. И
Из отечественных авторов можно отметить Ольгу Соболеву. Она также использовала творческий подход к запоминанию букв и звуков с использованием доминирующего вида памяти, а сам процесс обучения предложила делить на три потока информации (для аудиалов, кинестетиков и визуалов).
В рамках своей методики автор свела к минимум большинство недостатков Монтессори-подхода, сохранив при этом основные достоинства:
-Многие занятия и игры выполняются совместно с родителями.
-Процесс обучения легко организовать с одним ребенком.
-Есть значительное количество учебных материалов, рассчитанных не только на изучение букв, но и чтение слов, разработан специальный «Букварь».
Все занятия происходят в игровой форме, но предполагается плавный переход от игровых заданий к работе непосредственно с книгой. Основной же целью обучения Ольга Соболева считает необходимость привить ребенку любовь к печатному слову.
В среднем в возрасте 5 – 5,5 лет ребенок уже в состоянии удерживать свой взгляд на книжной строчке. О. Л. Соболева считает, что в это время можно постепенно начинать обучение чтению. Хочется напомнить, что этому должен предшествовать этап устного опережения.
Колорифмика – это прием, разработанный О. Л. Соболевой и являющийся первым этапом на пути ребенка к чтению.
О. Л. Соболева формулирует его следующим образом: «Колорифмика – это прием освоения правил чтения ребенком при помощи цветовой проработки рифмованных окончаний»
Этапы чтения : от чтения «понарошку» к осознанному чтению.
Процесс овладения чтением проходит обычно в два этапа: сначала идет период квази-чтения, или чтение «понарошку», когда ребенок просто запоминает содержание и читает по памяти, со временем оно обязательно переходит в осознанное чтение.
Предъявление детям материала для чтения может проходить по-разному:
1. Пассивная «колорифмика» заключается в следующем. Дети учатся читать тексты, в которых рифмующиеся парные окончания уже выделены определенным цветом. От детей не требуется никаких усилий для подготовки текстов для чтения – они просто их читают. Такой вид колорифмики хорош для дошкольников, когда они только приступают к обучению чтению. Для этого можно использовать «Энциклопедию дошкольника» издательства Росса, в которой, в разделе «Английский язык», О. Л. Соболева описала этот прием и где предоставляется богатый материал аутентичных детских стишков.
2. Полупассивная колорифмика. Рифмующиеся парные окончания в стихах подчеркнуты или выделены курсивом. На уроке дети вместе с учителем их обводят и раскрашивают цветными карандашами. При этом можно прорисовывать содержание, если это не было сделано заранее учителем. Такая работа эффективна с детьми постарше (лет 6-7). Учитель должен быть уверен, что дети, обводя окончания, не захватывают соседние буквы, которые не участвуют в образовании нужного звука или дифтонга. Например, в паре eyes- rise слово eyes должно быть обведено полностью, а в слове rise только три последние буквы, так как только они участвуют в образовании рифмующихся звуков.
3. Активная колорифмика. Дети читают стихотворение вместе с учителем и сами находят рифмующиеся окончания (в тексте подсказок нет). Очень хорошо применять этот вид колорифмики со школьниками, хотя учитель тоже должен быть уверен, что дети правильно выделяют окончания и раскрашивают, не захватывая соседние буквы.
Положительные стороны методики :
-воспитание любви к чтению;
-развитие внимания, памяти, фантазии, логики, увеличение лексикона.
Отрицательные стороны методики :
-отсутствие системы упражнений.