Демина Вера Сергеевна
Общие подходы к организации коррекционно-воспитательного процесса с детьми дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в нашем обществе все больше появляется детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР). Общими для всех детей с ЗПР являются недостатки в формировании высших психических функций, в замедленном и неравномерном становлении познавательной деятельности. Степень нарушения психического развития у разных детей этой категории может существенно различаться. Этим и объясняется необходимость определения специальных условий обучения и воспитания детей с ЗПР в зависимости от индивидуальных возможностей компенсации их состояния под воздействием психолого-педагогических, лечебных факторов.
Публикация «Общие подходы к организации коррекционно-воспитательного процесса с детьми дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Для оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с ЗПР выстраивается эффективная модель взаимодействия педагогов, работающих с детьми данной категории. С группой воспитанников с задержкой психического развития работают учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель. В частности, тесное сотрудничество учителя – дефектолога и воспитателей группы, работающих с детьми с ЗПР, обеспечивает непрерывность коррекционно-развивающего процесса и комплексное сопровождение ребёнка. Решение поставленных коррекционных задач осуществляется педагогами во время непрерывной непосредственно образовательной деятельности, на прогулке, в свободной деятельности детей, в совместной деятельности детей и взрослых.
Особенности детей с ЗПР требуют особой организации образовательного процесса с использованием гибкого охранительного режима. Чётко спланированный день, соблюдение режима дня, правильное распределение нагрузки в течение дня обеспечивает хорошее самочувствие детей, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для психического и физического развития.
Учитывая нервно-психическую слабость детей с ЗПР, очень важно правильно организовать их сон, так как во время сна восстанавливается энергетический потенциал центральной нервной системы, а недосыпание ведет к развитию неврастении, снижению иммунитета. Перед сном строго соблюдается график проветривания, не проводятся подвижные игры, а также игры, вызывающие сильное эмоциональное возбуждение. Во время сна соблюдается тишина и покой. Так как дети особенно нуждаются в достаточной длительности сна, то для детей с нервно-рефлекторной возбудимостью практикуется пролонгированный дневной сон.
Чтобы не допускать переутомления детей, составляется расписание непрерывной непосредственно образовательной деятельности, предусматривающее дозирование умственной нагрузки в течение дня и рабочей недели. Важно, чтобы эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки были адекватными. Ни в коем случае нельзя требовать от детей того, что они не могут выполнить. Формированию у детей веры в себя, свои силы и возможности способствует поддержка взрослыми успехов детей, помощь в осознании своих достижений и того, что они делают хорошо. Образовательная среда, созданная педагогами, гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивает их эмоциональный комфорт.
Общие задачи ориентируют педагогов в первую очередь на оказание своевременной и адекватной коррекционно-педагогической помощи ребенку с задержкой психического развития, что в свою очередь позволяет создать оптимальные условия для всестороннего развития детей. Педагоги учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка, внедряют свои специфические методы и приемы, которые позволяют детям наиболее легко и интересно подготовиться к школьному обучению.
Благодаря чётко выстроенному взаимодействию педагоги обеспечивают удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ЗПР, которые имеют возможность реализовать свой потенциал социального и психического развития.