Получи документы

Общее недоразвитие речи ребенка дошкольного возраста

Евгения Петелько
Общее недоразвитие речи ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Общее Недоразвитие Речи у детей (ОНР) – это патология (отклонение от нормы, при которой нарушается формирование всех речевых аспектов: произношение звуков, использование слов, построение предложений. При этом сохранны: слух и интеллект ребенка, а непосредственно речь может как полностью отсутствовать, так и быть лишь слегка непонятной или неправильной.

Причины Общего Недоразвития Речи (ОНР) у детей.

Публикация «Общее недоразвитие речи ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

В большинстве случаев, ОНР возникает вследствие поражения нервной системы у ребенка во время внутриутробного развития, непосредственно родов или первых лет жизни (до того, как начнут формироваться речевые навыки). Отметим наиболее частые причины, характерные для данной патологии:

- инфекции, токсикоз, вредные привычки, тяжелые заболевания матери во время беременности;

- резус-конфликт (иммунный конфликт, возникающий во время беременности между матерью и плодом, несовместимость по резус-фактору крови резус-отрицательной матери и резус-положительного плода);

- гипоксия плода (кислородное голодание плода);

- тяжелые роды, сопровождающиеся травмой и/или асфиксией младенца (асфиксия - жизнеугрожающее состояние, которые приводят к расстройству кровообращения и дыхания);

- черепно-мозговые травмы и нейроинфекции (патологии, вызванные бактериями, вирусами, грибками, с локализацией возбудителя в центральной нервной системе).

Характеристика уровней ОНР

В зависимости от степени нарушения речи при ОНР, логопеды выделяют 4 уровня речевого развития у ребенка, которые во многом определяют тип коррекции.

ОНР 1 уровня

Детям с данным речевым заключением присуще полное отсутствие речи, что негативно сказывается на развитии ребенка. Характерными признаками речевого расстройства ребенка являются :

- словарный запас, состоящий из простейших слов, их отрывков или звукоподражаний;

- максимальное сокращение сложных слов до 1-2 слогов или их отсутствие в речи;

- активное использование мимики и жестов;

- отсутствие фразовой речи;

- относительно богатый пассивный словарь (ребенок хорошо понимает обращенные к нему слова).

Как говорят дети с ОНР 1 уровня:

- лепечут, издают звуки: «дада»«дай», «май»«мяу»;

- говорят только корневую часть слова: «ку»«кукла», «гу»«игрушка»;

- обозначают одним словом несколько предметов: «ба»«банан» и «яблоко»;

- обозначают одним словом и предметы, и действия: «биби» — любой транспорт и «ехать», «око» — открыть и закрыть окно;

- одни и те же слова произносят каждый раз по-разному: «автобус»«абас», «бас», «карандаши»«адши», «удас»;

- сокращают сложные слова: «собака сидит»«пака ди», «гуляли на горке» - «гока ги».

ОНР 2 уровня

Данное речевое заключение означает, что ребенок может общаться, но с трудом. Речь характеризуется небольшим количеством общеупотребительных слов. Зачастую, дети произносят их неправильно. Как правило, в речи не используются прилагательные, нет обобщений. При общении используются короткие предложения без согласования слов. Значительно нарушена артикуляция.

Как говорят дети с ОНР 2 уровня:

- неверно используют окончания при склонении слова по падежам, например, «ил у бабука»«был у бабушки».

- не различают единственное и множественное число существительных, например, «пицца ела»«птицы ели».

- не изменяют существительные при смене количества предметов, например, «ти ига»«три книги».

- неправильно применяют предлоги в разговоре либо вообще их не употребляют, например «папа одил магазин»«папа ходил в магазин» или заменяют один предлог на другой «мама ела из куни»«мама пела в кухне».

- используют одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.

Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части). Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля — это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом. Звукопроизношение тоже сильно отстает от нормы.

Связный рассказ — по картинке или с помощью вопросов взрослого — уже получается, в отличие от ребенка с ОНР 1 уровня, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).

Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»).

ОНР 3 уровня

В чем особенности речевого развития ребенка с ОНР 3 уровня? Ребенок активно и много общается, обладает богатым словарным запасом и неплохо строит фразы, с использованием сложносочиненных предложений. Как правило, родители и близкие родственники его неплохо понимают, но для посторонних людей требуется «переводчик». Следует отметить, что страдает, главным образом, произношение звуков, которые произносятся неправильно, заменяются более простыми и нередко сливаются между собой.

Как говорят дети с ОНР 3 уровня:

- неустойчивое произношение звуков, которые ребенок научился произносить отдельно. В самостоятельной речи они все равно звучат пока нечетко.

- сложные для произнесения звуки заменяются другими. Труднее даются свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты. Один звук может заменять сразу несколько. Например, мягкий «с» нередко выступает в разных ролях («сянки» — санки, «сюба»«шуба», «сяяпина»«царапина»).

Активный словарный запас заметно расширяется. Однако ребенку пока не известна малоупотребительная лексика. Заметно, что в своей речи он использует в основном слова бытового значения, которые часто слышит вокруг.

Грамматическая связь слов в предложениях, что называется, оставляет желать лучшего, но при этом ребенок уверенно подступается к построению сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. («Папа писёл и пйинесйа Мисе падаик, как Мися хаасе себя вей» — Папа пришел и принес Мише подарок, так как Миша хорошо себя вел. Из таких, неправильно оформленных предложений, ребенок уже может составить рассказ. Предложения будут пока еще описывать лишь конкретную последовательность действий, однако проблемы с построением фраз уже становится меньше.

Характерной чертой становится непостоянство грамматических ошибок. То есть в одном случае ребенок может правильно согласовать слова между собой, а в другом — употребить неправильную форму.

Имеются сложности в правильном согласовании имен существительных с числительными. Например, «три кошкам» — три кошки, «много воробьи» — много воробьев.

Ребенку сложно произнести «трудные» слова («гинасты» - гимнасты) и подобрать слова, начинающиеся на конкретную букву.

ОНР 4 уровня

При этом уровне проявления ОНР у детей минимальны и характеризуются:

- смазанным звукопроизношением;

- заменой звуков на похожие;

- ошибками в использовании некоторых слов (чаще прилагательных);

-ошибками в использовании суффиксов или падежей и т. п.

Следует отметить богатый словарный запас. Речь более или менее понятна. Но всё же, даже при наличии 4 уровня ОНР у ребенка могут возникнуть проблемы с дальнейшим обучением в школе, стать причиной неуспеваемости.

Без своевременной коррекции ОНР любого уровня у ребенка нередко возникают :

- дисграфия (нарушение письма, не связанное с интеллектом);

-дислексия (нарушение, при котором возникают сложности с чтением и письмом, что негативно сказывается на успеваемости.

Как говорят дети с ОНР 4 уровня:

- проблема неправильного звукопроизношения отсутствует, звуки «поставлены», однако речь несколько невнятна, невыразительна и отличается нечеткой артикуляцией.

- периодически встречаются нарушения слоговой структуры слова, элизии (пропуск слогов — например, «моток» вместо «молоток», замене одного звука другим, перестановке их местами.

- неправильно использует слова, означающие признак предмета. Ребенок не очень четко понимает значение таких слов. Например, «дом длинный» вместо «высокий», «мальчик короткий» вместо «низкий» и т. д.

- затруднения вызывает также образование новых слов при помощи суффиксов («зайцевый» вместо «заячий», «платенько» вместо «платьице»).

Аграмматизмы встречаются, но не очень часто. В основном сложности могут вызывать согласования имен существительных с прилагательными («пишу синим ручком») или при употреблении существительных во множественном числе именительного или родительного падежа («В зоопарке видели медведев, птицев»).

Профилактика

Речевое заключение ОНР у ребенка не говорит о том, что его нельзя устранить. Своевременная и правильная коррекция, соблюдение и выполнение рекомендаций логопедов обеспечивает хороший результат, при котором речь ребенка становится связной и понятной вплоть до полного соответствия возрастной норме.

Публикации по теме:

Пальчиковые игры в развитии речи ребенка младшего дошкольного возраста Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. Значение пальчиковых игр очень велико.

Буклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаБуклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Литвинова Яна Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи,.

Чем в выходные занять ребенка? Игры для младшего дошкольного возрастаЧем в выходные занять ребенка? Игры для младшего дошкольного возраста Вот и наступили долгожданные рождественские каникулы. Не огорчайтесь, если из – за непогоды не удается погулять с малышом, есть много игр,.

Картотека игр по обучению грамоте и чтению ребенка дошкольного возраста.Картотека игр по обучению грамоте и чтению ребенка дошкольного возраста. Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его.

Консультация для родителей «Гардероб ребенка дошкольного возраста» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами, на мой взгляд, полезной информацией о том,.

Консультация для родителей «Как гармонизировать общее эмоциональное состояние ребенка» Эмоциональное ощущение мира ребенком мы часто можем видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке). Если ребенок спокоен и счастлив,.

Консультация «Строительные игры в жизни ребенка дошкольного возраста»Консультация «Строительные игры в жизни ребенка дошкольного возраста» Все педагоги дошкольного образования знают, что игра - ведущая деятельность в детском саду. Дети очень любят играть. Они играют в разные.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Общее недоразвитие речи ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 30 мая 2023 в 09:58
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Общее недоразвитие речи ребенка дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Петелько в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД