Евгения Петелько
Общее недоразвитие речи ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Общее Недоразвитие Речи у детей (ОНР) – это патология (отклонение от нормы, при которой нарушается формирование всех речевых аспектов: произношение звуков, использование слов, построение предложений. При этом сохранны: слух и интеллект ребенка, а непосредственно речь может как полностью отсутствовать, так и быть лишь слегка непонятной или неправильной.
Причины Общего Недоразвития Речи (ОНР) у детей.
Публикация «Общее недоразвитие речи ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
В большинстве случаев, ОНР возникает вследствие поражения нервной системы у ребенка во время внутриутробного развития, непосредственно родов или первых лет жизни (до того, как начнут формироваться речевые навыки). Отметим наиболее частые причины, характерные для данной патологии:
- инфекции, токсикоз, вредные привычки, тяжелые заболевания матери во время беременности;
- резус-конфликт (иммунный конфликт, возникающий во время беременности между матерью и плодом, несовместимость по резус-фактору крови резус-отрицательной матери и резус-положительного плода);
- гипоксия плода (кислородное голодание плода);
- тяжелые роды, сопровождающиеся травмой и/или асфиксией младенца (асфиксия - жизнеугрожающее состояние, которые приводят к расстройству кровообращения и дыхания);
- черепно-мозговые травмы и нейроинфекции (патологии, вызванные бактериями, вирусами, грибками, с локализацией возбудителя в центральной нервной системе).
Характеристика уровней ОНР
В зависимости от степени нарушения речи при ОНР, логопеды выделяют 4 уровня речевого развития у ребенка, которые во многом определяют тип коррекции.
ОНР 1 уровня
Детям с данным речевым заключением присуще полное отсутствие речи, что негативно сказывается на развитии ребенка. Характерными признаками речевого расстройства ребенка являются :
- словарный запас, состоящий из простейших слов, их отрывков или звукоподражаний;
- максимальное сокращение сложных слов до 1-2 слогов или их отсутствие в речи;
- активное использование мимики и жестов;
- отсутствие фразовой речи;
- относительно богатый пассивный словарь (ребенок хорошо понимает обращенные к нему слова).
Как говорят дети с ОНР 1 уровня:
- лепечут, издают звуки: «дада» — «дай», «май» — «мяу»;
- говорят только корневую часть слова: «ку» — «кукла», «гу» — «игрушка»;
- обозначают одним словом несколько предметов: «ба» — «банан» и «яблоко»;
- обозначают одним словом и предметы, и действия: «биби» — любой транспорт и «ехать», «око» — открыть и закрыть окно;
- одни и те же слова произносят каждый раз по-разному: «автобус» — «абас», «бас», «карандаши» — «адши», «удас»;
- сокращают сложные слова: «собака сидит» — «пака ди», «гуляли на горке» - «гока ги».
ОНР 2 уровня
Данное речевое заключение означает, что ребенок может общаться, но с трудом. Речь характеризуется небольшим количеством общеупотребительных слов. Зачастую, дети произносят их неправильно. Как правило, в речи не используются прилагательные, нет обобщений. При общении используются короткие предложения без согласования слов. Значительно нарушена артикуляция.
Как говорят дети с ОНР 2 уровня:
- неверно используют окончания при склонении слова по падежам, например, «ил у бабука» — «был у бабушки».
- не различают единственное и множественное число существительных, например, «пицца ела» — «птицы ели».
- не изменяют существительные при смене количества предметов, например, «ти ига» — «три книги».
- неправильно применяют предлоги в разговоре либо вообще их не употребляют, например «папа одил магазин» — «папа ходил в магазин» или заменяют один предлог на другой «мама ела из куни» — «мама пела в кухне».
- используют одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.
Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части). Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля — это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом. Звукопроизношение тоже сильно отстает от нормы.
Связный рассказ — по картинке или с помощью вопросов взрослого — уже получается, в отличие от ребенка с ОНР 1 уровня, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).
Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»).
ОНР 3 уровня
В чем особенности речевого развития ребенка с ОНР 3 уровня? Ребенок активно и много общается, обладает богатым словарным запасом и неплохо строит фразы, с использованием сложносочиненных предложений. Как правило, родители и близкие родственники его неплохо понимают, но для посторонних людей требуется «переводчик». Следует отметить, что страдает, главным образом, произношение звуков, которые произносятся неправильно, заменяются более простыми и нередко сливаются между собой.
Как говорят дети с ОНР 3 уровня:
- неустойчивое произношение звуков, которые ребенок научился произносить отдельно. В самостоятельной речи они все равно звучат пока нечетко.
- сложные для произнесения звуки заменяются другими. Труднее даются свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты. Один звук может заменять сразу несколько. Например, мягкий «с» нередко выступает в разных ролях («сянки» — санки, «сюба» — «шуба», «сяяпина» — «царапина»).
Активный словарный запас заметно расширяется. Однако ребенку пока не известна малоупотребительная лексика. Заметно, что в своей речи он использует в основном слова бытового значения, которые часто слышит вокруг.
Грамматическая связь слов в предложениях, что называется, оставляет желать лучшего, но при этом ребенок уверенно подступается к построению сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. («Папа писёл и пйинесйа Мисе падаик, как Мися хаасе себя вей» — Папа пришел и принес Мише подарок, так как Миша хорошо себя вел. Из таких, неправильно оформленных предложений, ребенок уже может составить рассказ. Предложения будут пока еще описывать лишь конкретную последовательность действий, однако проблемы с построением фраз уже становится меньше.
Характерной чертой становится непостоянство грамматических ошибок. То есть в одном случае ребенок может правильно согласовать слова между собой, а в другом — употребить неправильную форму.
Имеются сложности в правильном согласовании имен существительных с числительными. Например, «три кошкам» — три кошки, «много воробьи» — много воробьев.
Ребенку сложно произнести «трудные» слова («гинасты» - гимнасты) и подобрать слова, начинающиеся на конкретную букву.
ОНР 4 уровня
При этом уровне проявления ОНР у детей минимальны и характеризуются:
- смазанным звукопроизношением;
- заменой звуков на похожие;
- ошибками в использовании некоторых слов (чаще прилагательных);
-ошибками в использовании суффиксов или падежей и т. п.
Следует отметить богатый словарный запас. Речь более или менее понятна. Но всё же, даже при наличии 4 уровня ОНР у ребенка могут возникнуть проблемы с дальнейшим обучением в школе, стать причиной неуспеваемости.
Без своевременной коррекции ОНР любого уровня у ребенка нередко возникают :
- дисграфия (нарушение письма, не связанное с интеллектом);
-дислексия (нарушение, при котором возникают сложности с чтением и письмом, что негативно сказывается на успеваемости.
Как говорят дети с ОНР 4 уровня:
- проблема неправильного звукопроизношения отсутствует, звуки «поставлены», однако речь несколько невнятна, невыразительна и отличается нечеткой артикуляцией.
- периодически встречаются нарушения слоговой структуры слова, элизии (пропуск слогов — например, «моток» вместо «молоток», замене одного звука другим, перестановке их местами.
- неправильно использует слова, означающие признак предмета. Ребенок не очень четко понимает значение таких слов. Например, «дом длинный» вместо «высокий», «мальчик короткий» вместо «низкий» и т. д.
- затруднения вызывает также образование новых слов при помощи суффиксов («зайцевый» вместо «заячий», «платенько» вместо «платьице»).
Аграмматизмы встречаются, но не очень часто. В основном сложности могут вызывать согласования имен существительных с прилагательными («пишу синим ручком») или при употреблении существительных во множественном числе именительного или родительного падежа («В зоопарке видели медведев, птицев»).
Профилактика
Речевое заключение ОНР у ребенка не говорит о том, что его нельзя устранить. Своевременная и правильная коррекция, соблюдение и выполнение рекомендаций логопедов обеспечивает хороший результат, при котором речь ребенка становится связной и понятной вплоть до полного соответствия возрастной норме.