Елена Хабибулина
Общая характеристика дидактических игр, как средства обучения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.
Публикация «Общая характеристика дидактических игр, как средства обучения дошкольников» размещена в разделах
Игровая деятельность – одно из самых удивительных и еще не понятных до конца явлений в развитии живых существ. Игра неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. В игре личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Эта специфическая особенность игровой деятельности несет в себе большие воспитательные возможности, так как в игре дети отражают различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Не случайно Л. С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития"].
Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическая игра. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: является и игровым
методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач в обучении дошкольников, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
По мнению ряда авторов (В. Н. Аванесовой, З. М. Богуславской, М. Н. Перовой, основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Возможность обучать детей дошкольного возраста посредством активной и интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения дошкольников. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила. Однако ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть.
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в дошкольной педагогике, получила свое развитие в трудах многих психологов и педагогов, среди которых З. М. Богуславская, О. М. Дьяченко, Е. О. Смирнова и другие. Исследователи идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание.
Системы дидактических игр впервые были разработаны для дошкольного воспитания М. Монтессори, Ф. Фребелем, для начального обучения - О. Декроли.
Е. И. Тихеева, автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания, заявила о новом подходе к дидактическим играм. По ее мнению, они (дидактические игры) являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Обучающие задачи в предлагаемых Е. И. Тихеевой играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребенка. Они предусматривают формирование
мыслительных операций, совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок, развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Е. И. Тихеева разработала дидактические материалы, настольные печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях.
Цель дидактических игр – это облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Таким образом, на основании вышесказанного можно сформулировать основные функции дидактических игр :
1) Функция формирования устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
2) Формирование психических новообразований;
3) Формирование собственно учебной деятельности;
4) Формирование обще-учебных умений, навыков самостоятельной учебной работы;
5) Формирование навыков самоконтроля и самооценки;
6) Формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.
В дидактической игре содержаться все структурные элементы (части,
характерные для игровой деятельности: дидактическая задача, игровые действия, правила, результат.
Один из основных элементов игры - дидактическая задача, которая определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает воспитательный характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Успех в решении дидактической задачи достигается путем использования разнообразных игровых действий и, как правило, одним из них является соревнование. Желание детей достигнуть игровой цели заставляет лучше воспринимать окружающее, наблюдать, изучать предметы, сравнивать их (цвет, форма, величина, материал, подбирать и группировать предметы по общим признакам, различать и воспроизводить музыкальные звуки по высоте, тембру и динамике.
В рамках дидактических игр цели обучения достигаются через решение игровых задач, которые осуществляются детьми. Игровая задача определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия.
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для дошкольников сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т. д. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Одним из составных элементов дидактической игры являются правила - их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Обязательное выполнение правил требует от детей совместных или последовательных действий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций, сосредоточенности и самостоятельности. В дидактической игре обучение тесно связано с задачами воспитания, когда совместно с усвоением знаний создаются условия для воспитания у ребят дружеских взаимоотношений, дисциплинированности, выдержки.
Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила направлены непосредственно на организацию познавательной деятельности ребят, раскрывают перед ними характер и способ выполнения игровых действий (рассмотреть предметы, сравнить их по отдельным признакам, проявив при этом находчивость и сообразительность).
Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми.
Дидактическая игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Содержание дидактических игр формирует у ребенка правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Многие дидактические игры ставят перед дошкольниками задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях, окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам. Активность детского мышления, проявляемого в дидактических играх, является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний.
Дидактические игры способствуют формированию дошкольников таких психических качеств, как: внимание, память, наблюдательность, сообразительность, умение сосредоточиться, т. е. развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Они учат ребенка применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. В игре дошкольник не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью, т. е. игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения общественного опыта.
Таким образом, дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в образовательном процессе облегчает его, т. к. игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения.
Литература:
1. Вяхирева, Е. А. Виды игр и их особенности / Е. А. Вяхирева. - М., 1994.
2. Гаудис, В. Я. Память в процессе развития / В. Я. Гаудис. - М., 2000.
3. Давидчук, А. Н. Восприятие и модели памяти / А. Н. Давидчук. - С-Пб., 1998.
4. Джапаридзе, М. А. О психологическом механизме дидактической игры / М. А. Джапаридзе. - Тбилиси, 1999.
5. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / под. ред. С. А. Новоселовой. - М. ,1985.
6. Дошкольная педагогика / под редакцией В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. -
Просвещение, Москва, 1978.
7. Дружинин В. М. Экспериментальная психология. С-Пб., 2000.