Приложение МААМ

Общая характеристика традиционной музыкальной культуры долган как предмета освоения в общеобразовательных учреждениях РС (Я)

Полина Федорова
Общая характеристика традиционной музыкальной культуры долган как предмета освоения в общеобразовательных учреждениях РС (Я)
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. Музыкальная культура долган – одного из малочисленных народов Севера, проживающих в Российской Федерации, вплоть до настоящего времени не представлена в программах по музыке для системы общего музыкального образования. Специальное внимание в статье уделяется характеристике традиционной музыки долган как предмета освоения в начальной школе: типичным для неё образным сферам, жанрам, формам бытования. Представленный в статье подход к определению его содержания может стать ориентиром при разработке аналогичных локально-региональных компонентов, целью которых станет освоение младшими школьниками традиционной музыкальной культуры других народов Севера. В такой работе видится одно из направлений дальнейшего совершенствования отечественной системы общего музыкального образования.

Публикация «Общая характеристика традиционной музыкальной культуры долган как предмета освоения в общеобразовательных учреждениях РС (Я)» размещена в разделах

Ключевые слова: долганы, музыкальная культура, общее музыкальное образование, региональная программа по музыке для 1-4 классов Республики Саха (Якутия, локально-региональный компонент, особенности отбора и выстраивания учебного материала.

Реализация проекта «Музыка для всех» привела к кардинальным изменениям в системе общего начального музыкального образования в Республике Саха (Якутия). Если до этого времени учителя руководствовались в своей деятельности одной из программ, имеющих федеральный статус, то с разработкой авторским коллективом кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни» региональной программы по музыке для 1–4 классов под научным руководством Э. Б. Абдуллина [1], они включились в экспериментальную работу по её апробации и внедрению в педагогическую практику. В плане рассматриваемой в данной статье проблемы, принципиально важным является введение в неё «регионального компонента», который в содержательном и операциональном отношениях направлен на освоение младшими школьниками музыкальной культуры народов Республики Саха (Якутия) [Там же, с. 7].

Анализ музыкального материала, рекомендуемого в данной программе, показал, что в нём широко представлены образцы якутской, значительно меньше эвенской и эвенкийской национальных музыкальных культур. Образцов музыкальной культуры долган в нём нет. Во введении их в содержание общего музыкального образования в Республике Саха (Якутия) видится перспектива дальнейшего обогащения его региональной составляющей.

Музыкальная культура долган представляет собой локальный вариант акустической культуры северных саха (якутов) и имеет родственные связи с музыкой эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев и северосибирских русских старожилов [2, c. 84]. Её изучению посвящены исследования Г. Г. Алексеевой [3], О. Э. Добжанской [4], Б. О. Долгих [5], П. Е Ефремова [6;7; 8], М. Я. Жорницкой [9], В. С. Никифоровой [10], А. А. Попова [11; 12], Ю. И. Шейкина [2; 13; 14; 15] и многих других учёных.

Благодаря исследователям-долгановедам, к настоящему времени собран и изучен большой массив образцов традиционной музыкальной культуры долган, включающий различные виды песенных жанров, героический эпос олонгко, шаманские [/i]камлания, северный оуокай и хэйро, хамысные наигрыши, звукоподражания. Таким образом создана та база, на основе которой может рассматриваться вопрос о включении этого пласта якутской музыкальной культуры в содержание общего музыкального образования, с целью предоставить детям возможность составить представление о её многогранности и красочности, характерных для неё образах, жанрах, стилях интонирования, особенностях музыкального языка, интонационном строе, а также приобретения практического опыта исполнения доступных им образцов.

Музыкальный фольклор долган как известно, имеет преимущественно, монодийный характер. Сущность и своеобразие долганской народно-песенной традиции, её жанровая структура, взаимодействие с другими жанрами традиционной музыкальной культуры раскрыты в фундаментальном исследовании Г. Г. Алексеевой [3]. Как отмечает исследователь, она «обнаруживает целый ряд самобытных свойств, отличающих и даже резко выделяющих её среди прочих культур приполярного региона» [Там же, с. 306]. При её рассмотрении как предмета освоения в системе общего музыкального образования в Республике Саха (Якутия) принципиально важно, что ярче всего эта самобытность, по мнению Г. Г. Алексеевой, выражена в песенной традиции долган, причём именно песня занимает ключевую позицию в системе традиционных жанров долганской музыкальной культуры [Там же]. Следовательно, песне – ырыа – и должно быть уделено преимущественное внимание на уроках музыки, посвящённых её изучению.

Песенные жанры долган отражают жизнь народа во всех её проявлениях. Учёные обращают внимание на то, что песня – ырыа является, по сути, вторым способом выражения ими своих мыслей. «Исполнитель говорит: “Мин эйиэкэ кэпсиэм” – “Я тебе расскажу” и после этого начинает петь. Поют долганы за шитьем одежды, по дороге на охоту или рыбалку, вспоминая случаи из своей жизни и жизни сородичей, отца, матери, убаюкивая ребенка, выражая восторг, любовь к окружающей природе, любимому человеку, восхищаясь поступками людей или высмеивая их» [8, с. 42].

В начальной школе, как показал проведённый музыкально-педагогический анализ, в учебный репертуар целесообразно ввести колыбельные песни – биик ырыата, песни-соревнования в продолжительности певческого дыхания – бэтиэхтээин» или «тыын былдьасыыыта», песни-благопожелания – алгыс, трудовые песни, а также образцы наиболее популярных долганских народных песен, воспевающие родной[/i] край, его уникальную природу.

Из числа круговых танцев в содержание общего музыкального образования уместно ввести те из них, которые и сегодня являются неотъемлемой частью жизни долган. Это – такие танцы, как «Хэйро» и «Осуохай». в которых предполагается совместное пение в унисон всех участвующих, которые вторят ведущему – запевале [3, c. 77]. Согласно народным традициям, оба танца исполняются во время обряда поклонения солнцу «Кн тахсыыта» – «Восход солнца». Этот обряд символизирует встречу Солнца как предвестника начала заполярного Нового года. В наши дни танец хейро исполняется также во время праздников и свадеб, поэтому при максимально ограниченном выборе музыкального материала, который может быть включён в содержание начального общего образования, предпочтение желательно отдать данному танцу. Разучивание его на уроках музыки представляется весьма полезным с точки зрения овладения детьми знаниями о народных традициях, приобретения опыта коллективного песенно-танцевального исполнения, а также подготовки их к участию в такого рода обрядах в их повседневной жизни.

Общепризнанной вершиной традиционной культуры долган является героический эпос олонгко. Различают две его разновидности: сатыы олонгко («пешее» олонгко, сказители которого – олонгкосуты – ведут повествование в речевой манере, и ырыалаак олонгко (олонгко с песней, в которых рассказ перемежается песенными вставками. В содержание общего музыкального образования целесообразно включение образцов ырыалаак олонгко, поскольку его отличительной особенностью является сочетание в интонационном строе речитативного и песенного начала со строго регламентируемым характером их взаимодополнения. Если в описательной части повествования сказители произносят текст речитативом, то посредством песни они характеризуют его основных персонажей.

Знаменательно, что песенные разделы раскрывают наиболее важные (ритуальные) моменты поведения персонажей, они являются эпической формой фиксации поведения долган в традиционной среде. Напевы, как отмечает Г. Г. Алексеева, не только отражают ритуальный характер сюжетных звеньев, в которых они появились, но и служат мелодической характеристикой персонажей – главного героя, гонца-вестника, коня, невесты главного героя, богатырей нижнего мира и др. [3].

Как отмечают исследователи, долганское ырыалаак олонгко впитало, элементы героического эпоса якутов, музыкального фольклора северных якутов, эвенков, но это самостоятельный жанр, отличающийся от сказаний других народов содержанием, композицией, музыкальной характеристикой героев [8, c. 30]. Исполнение его, согласно народным представлениям, доступно только высоко одарённым людям, избранникам добрых божеств айыы.

Введение образцов этого жанра в содержание общего музыкального образования имеет большое значение для формирования нравственно- ценностных ориентаций у школьников, поскольку в основе сюжетов лежит повествование о борьбе богатырей-айыы из племени Среднего мира со злыми чудовищами-абааhы ради защиты справедливости, добра и мирной жизни. Таковы, к примеру, сказания: «Сын лошади Аталамии-богатырь», «Боскондой», знакомство с которыми может способствовать введению учащихся в мир героев народного эпоса и «проживанию» вместе с ними описываемых в повествовании событий; раскрытию на уроках представлений долган о роли музыки в их жизни, об исполнительской манере и мастерстве знаменитых мастеров- олонгкосутов.

При всей значимости ознакомления младших школьников с героическими сказаниями долганского народа, именно с этим жанром связаны весьма существенные ограничения в плане включения в содержание начального общего образования. Эти ограничения в значительной мере обусловлены сложностью восприятия детьми младшего школьного возраста столь масштабных произведений. К тому же для понимания словесного текста необходимо знание долганского языка, которым владеют лишь некоторые из них. Заметим, в связи с этим, что до недавнего времени долганы были бесписьменным народом. Основы долганской письменности были разработаны лишь в 1973 г., в 1984 г. был издан первый «Букварь», а изучение долганского языка в системе общего образования вплоть до настоящего времени предусмотрено только как факультативного предмета. Поэтому ознакомление с образцами героического эпоса в начальной школе имеет смысл ограничить отдельными фрагментами из олонгко, на примере которых дети смогут познакомиться с этим жанром, его основными персонажами, особенностями сюжетного развития.

Характеризуя традиционную культуру долган, необходимо отметить также оформившуюся в её недрах особую звуковую систему, направленную на подражание звукам окружающей живой природы. Исследователи классифицируют долганские звукоподражания по двум функциональным разновидностям: охотничьи для приманки диких птиц и бытовые сигналы-обращения к домашним животным – оленям и собакам. Это могут быть звукоподражания голосу важенки, подзывающий оленёнка, оленя-самца во время гона или чисто командные сигналы, необходимые для загона оленей (понукание при быстрой езде, сигнал остановки для далеко ушедших животных, сигнал для убыстрения бега, сигнал собаке с указанием направления загона) и сбора на охоту [8, с. 38-40].

Таким образом, при включении образцов традиционной музыкальной культуры долган в содержание общего музыкального образования специального внимания заслуживают звукоподражательные сигналы, которые в той или иной мере представлены в её различных жанрах. Особенно важна такая направленность в работе с младшими школьниками, поскольку она будет способствовать раскрытию ими возможностей музыки описывать как сами природные явления, так и отношение к ним.

Не менее важно ввести в содержание общего музыкального образования знакомство учащихся с долганскими народными инструментами; песенным и инструментальным мастерством выдающихся народных исполнителей.

Рассматривая традиционную культуру долган как предмет освоения на уроках музыки в начальной школе, представляется необходимым отметить, что в классах, в которых обучаются преимущественно дети долган, их родная культура может и должна быть представлена в каждой из выделенных в региональной программе по музыке учебных тем. В тех же классах, где обучаются преимущественно дети других народов, получающих начальное общее образование в общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якутия, музыкальная культура долган как минимум должна быть представлена в четырёх учебных темах: «Музыкальная интонация»; «Музыка народов России»; «Музыкальный образ»; «Музыкальная жизнь страны – это и моя жизнь». Именно в содержание данных тем наиболее органично вписывается знакомство детей с музыкальной культурой долган: особенностями её интонационного строя, типичными для неё образными сферами, стилями интонирования, жанрами и формами бытования в Республике Саха (Якутия).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Региональная программа учебного предмета «Музыка» 1–4 классы в контексте проекта «Музыка для всех» [Текст] / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева, Б. Р. Иофис, А. В. Варламова. – Москва – Якутск: «Издательство Ритм», 2015. – 102 с.

2. Шейкин, Ю. И. Музыкальная культура народов Северной Азии [Текст] / Ю. И. Шейкин. – Якутск: РДНТ, 1996. – 123 с.

3. Алексеева, Г. Г. Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган [Текст] / Г. Г. Алексеева. – Якутск: ЯФ Изд-ва СО РАН, 2005. – 438 с.

4. Добжанская, О. Э. Музыка в шаманском обряде (на примере ритуалов Тубяку Костеркина) [Текст] / О. Э. Добжанская // Таймырский этнолингвистический сб. Вып 1. Материалы по нганасанскому шаманству и языку. – М. : Рос. гуман. унив-т, 1994. – С. 147-171.

5. Долгих, Б. О. Происхождение долган [Текст] / Б. О. Долгих // Сибирский этнографический сборник. Т. 5. – М. : Изд-во АН СССР, 1963. – С. 92-141.

6. Ефремов, П. Е. Долганское олонхо [Текст] / И. Е. Ефремов. – Якутск: Кн. Изд-во, 1984. – 132 с.

7. Ефремов, П. Е. Мифология долганов в их фольклорных произведениях [Текст] / П. Е. Ефремов // Мифология народов Якутии. Якутск, 1980. – С. 26-32.

8. Ефремов, П. Е. Фольклор долган [Текст] / П. Е. Ефремов. – Новосибирск, Институт археологии и этнографии СО РАН, 2000 – 443с.

9. Жорницкая, М. Я. Традиционные танцы долган и связь их с народной хореографией северных якутов и эвенков [Текст] / М. Я. Жорницкая // Полевые исследования Ин-таэтнографии 1980-1981 гг. – М. : Наука, 1984. – С. 142-149.

10. Никифорова, В. С. Локальные традиции в музыке олонхо: Автореф. дис. …канд. искусствоведения [Текст] / В. С. Никифорова. – СПб., 1995. – 18 с.

11. Попов, А. А. Долганы. Собрание трудов по этнографии [Текст] / А. А. Попов. – Том II. СПб: Изд-во «Дрофа», 2003. – 336 с.

12. Попов, А. А. О жизни и устно-народном творчестве долган[Текст] / А. А. Попов // Долганский фольклор. – Л. : Советский писатель, 1937. – С. 7- 23.

13. Шейкин, Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири: Сравнительно-историческое исследование [Текст] / Ю. И. Шейкин; Под. общ. ред. Е. С. Новик; Нотография Т. И. Игнатьевой. – М. : Вост. лит., 2002. – 718 с. : ил., карты, ноты.

14. Шейкин, Ю. И. О типах интонирования эпоса народов Сибири и Дальнего Востока [Текст] / Ю. И. Шейкин // Проблемы изучения музыки эпоса. Тез. докл. и сообщ. науч. -практич. конф. 19-23 апр. 1988 г. Клайпеда, 1988. – С. 40-42.

15. Шейкин, Ю. И. Музыкальная культура народов Сибири. Сравнительно-историческое исследование инструментов, звукоподражаний и песен: Дис. … доктора искусствоведения [Текст] /Ю. И. Шейкин. – СПб., 2002. – 356 с.

Публикации по теме:

Формирование основ музыкальной культуры в процессе преемственности с детской музыкальной школойФормирование основ музыкальной культуры в процессе преемственности с детской музыкальной школой Что такое преемственность? Это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет.

Фотозарисовка о V Межрегиональном фестивале традиционной казачьей культуры «Казачья застава» (продолжение)Фотозарисовка о V Межрегиональном фестивале традиционной казачьей культуры «Казачья застава» (продолжение) ФОТОЗАРИСОВКА О V МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ ФЕСТИВАЛЕ ТРАДИЦИОННОЙ КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЫ " КАЗАЧЬЯ ЗАСТАВА" (ПРОДОЛЖЕНИЕ)В селе Казаки к фестивалю готовились.

Фотозарисовка о V Межрегиональном фестивале традиционной казачьей культуры «Казачья застава»Фотозарисовка о V Межрегиональном фестивале традиционной казачьей культуры «Казачья застава» ФОТОЗАРИСОВКА О V МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ ФЕСТИВАЛЕ ТРАДИЦИОННОЙ КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЫ "КАЗАЧЬЯ ЗАСТАВА"Цель фестиваля:Развитие казачьего движения,.

Музыкальное сопровождение театрализованной деятельности, как средство формирования основ музыкальной культуры дошкольников Для реализации целей Федерального Государственного Стандарта Дошкольного Образования (социализация и индивидуализация развития детей дошкольного.

Общая характеристика дифференцированных уроков по изобразительному искусству Работа на уроках ведется в малых группах по 6-8 человек. Каждая из групп работает на любом уроке с учителем от 7 до 10 минут (это оптимальная.

Общая характеристика методов ознакомления детей с природой Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы. Предпочтение.

Консультация об организации работы с родителями в дошкольных учреждениях «Дети — забота общая» Организация работы с родителями в дошкольных учреждениях. Дети - забота общая[/b] Чтобы воспитывать ребёнка, начиная с детских яслей и садов,.

Раздел «Общая характеристика предмета, курса» рабочей программы по образовательной области «Физическое развитие» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 199» Принято на заседании педсовета Утверждаю:.

Влияние семьи на развитие музыкальной культуры ребенка Семья - первая «среда», окружающая ребёнка и ежесекундно влияющая на него. Она воздействует всем: укладом быта, каждым произнесенным словом,.

Воспитание музыкальной культуры ребенка Воспитание музыкальной культуры ребенка Музыкальное искусство – едва ли не единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка раннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Общая характеристика традиционной музыкальной культуры долган как предмета освоения в общеобразовательных учреждениях РС (Я)
Опубликовано: 11 декабря 2018 в 11:07
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Общая характеристика традиционной музыкальной культуры долган как предмета освоения в общеобразовательных учреждениях РС (Я)» (включая файлы) размещена пользователем Полина Федорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД