Мария Белякова
Мордовский обрядовый праздник «Встреча весны» (средний дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Обрядовый праздник на тему «Встреча весны» («Тундонь вастома») средний дошкольный возраст
Интеграция образовательных областей.
1. Социально - коммуникативное развитие.
2. Познавательное развитие.
3. Речевое развитие.
4. Художественно - эстетическое развитие.
5. Физическое развитие.
Цель: дать детям представление об особенностях обрядовой культуры мордовского народа, расширить представления детей об устном – народном творчестве.
Публикация «Мордовский обрядовый праздник „Встреча весны“ (средний дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Сценарии весенних развлечений и праздников
- Мордовия
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2019
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с традициями и календарно-обрядовыми праздниками своего народа и стимулировать к ним интерес. Закрепить и уточнить знания и представления о перелетных птицах.
Развивающие: Развивать у детей интерес к культуре мордовского народа через заклички, подвижные игры, стихи, способствующие формированию основ эстетической культуры личности ребёнка. Развивать умения наблюдать и описывать, углублять и уточнять знания о перелетных птицах весны. Способствовать развитию любознательности, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о перелетных птицах.
Воспитательные: Воспитывать уважение, интерес и любовь к мордовской культуре. Формировать нравственные человеческие качества, уважительное, бережное отношение к традициям родного края. Способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира. Воспитывать бережное отношение к природе.
Условия и особенности реализации мероприятия: Данная методическая разработка может быть использована в работе с детьми средней группы для ознакомления с мордовским обрядом, праздниками и приуроченных к ним устно-поэтическим творчеством мордовского народа.
Место проведения, аудитория, адресность: Музыкальный зал. Дети средней группы, родители.
Музыкальное оформление: Н. Рузанкина «Луга лангсо», А. Рыбников «Бежит, бежит ручеек», детская песенка «Весна красна идет», Р. С. Зорькина «Минь листяно улицяв».
Художественное оформление, реквизиты, костюмы:
В зале развешены картинки с изображением птиц, деревьев, на лицевой стене зала образ русской и мордовской женщины символизирующие встречу весны. Маски дятла, ласточки, жаворонка. Картинки с изображением гнезд птиц для игры. Мультимедийная презентация по ходу мероприятия. Дети в мордовских костюмах.
(Под музыкальное сопровождение Н. Рузанкина «Луга лангсо»)
Дети выходят в цент зала
Ведущий: Шумбратадо, вечкевикс ялгат!
Дети: Шумбрачи!
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья!
Дети: Здравствуйте!
1ребёнок:
Что за славный денек
На бугре солнцепек.
Собирайся народ у ворот,
Петь, шутить хороводы водить,
Весну красную веселить.
2 ребенок:
Идёт Матушка-Весна,
Отворяй-ка ворота.
Первым март пришёл,
Всех друзей привёл.
3 ребенок:
А за ним апрель
Отворяй пошире дверь.
А потом придёт и май,
В наш родной мордовский край!
(Народный фольклор)
4 ребенок:
Ютась телесь. Сась тундось. Прошла зима. Пришла весна.
Ванды карми мазый мартось. Завтра будет красивый март.
Ведущий:
В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной муки маленькие шарики и каждый день выбрасывали их по одному на улицу, уговаривая мороз отведать угощения.
Ребёнок:
Мороз, красный нос, вот тебе хлеб да овёс!
А теперь убирайся, на север отправляйся!
Ведущий:
Давайте, ребята, поможем зиме уйти до следующего года –споём ей старинную мордовскую песню.
Хоровод- инсценировка «Селека» (мордовская народная песня)
Ведущий:
Очень много традиций и обрядов у мордвы. Весна наступала медленно, чтобы приблизить наступление столь долгожданной весны, несущей новую жизнь, радость, тепло и свет, мордовский народ зазывал весну. Давайте и мы с вами споём весеннюю закличку.
Дети:(закликают)
Тундо, тундо, сак,сак! Весна, весна приди!
Теле, теле, тук, тук! Зима, зима уйди!
Лямбе пиземе кант, кант! Теплый дождь нам принеси!
Сэрей товзюрот каст, каст! Высокую пшеницу вырасти!
Ведущий:
Мордовский народ закликал не только весну, но и перелётных птиц, как вестников благодатной весны которые, как считалось, весну приносили на своих крылышках. Дети влезали на пригорки, на крыши домов, сараев и закликали приход весны пением призывных песен.
Ведущий:
Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, а вы должны отгадать о каких птицах идет речь:
Угадайте, что за птичка:
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка)
(Выходит ребенок в маске ласточки и рассказывает про ласточку).
Ребенок -Ласточка:
Я – ласточка и моя жизнь связана с человеком. Свое гнездо не вью, а леплю из комочков глины, песка вперемежку с травой. А домик устраиваю под крышей домов.
Ведущий:
Хоть и скромен с виду он
Пестренькие перья, маленький носок.
Но имеет звонкий голосок.
В поле он живет
Раньше всех из птиц встаёт,
Всю весну и лето песенки поет
Всё живое поднимает,
Как ту птичку называют?.
(Жаворонок)
Ребенок -Жаворонок:
Я – веселый жаворонок. Свое гнездо я делаю в земле, вью его из стеблей травы, корешков, а во внутрь кладу мягкий слой пуха и шерсти животных.
Ведущий:
Ходит в красной тюбетейке,
И сидит не на скамейке,
А на дереве в лесу,
И почти что навесу.
Постучит, букашку схватит
Знаменитый "доктор".
(Дятел)
Ребенок-Дятел:
Я, дятел- санитар леса. Хорошо устроился в дупле, которое я каждый год меняю.
Ведущий:
А сейчас мы поиграем в игру «Чье гнездо?».
(Дети, прослушав рассказы про птиц ищут соответствующие им гнезда).
Ведущий:
По поверью, жаворонки прилетают из райских стран, разгоняют облака, скованные зимней стужей, приносят на землю живительный дождь и даруют ей силу плодородия. Для этого пекли пироги в виде жаворонков и отправлялись с ними по селу, прославляли весну, бросали жаворонков вверх и закликали:
Дети (поют закличку):
Норовжорчт, ливтеде! Жаворонки, прилетите!
Якшамо теленть панеде! Студену зиму прогоните!
Лембе тундонть кандынк! Теплу весну принесите!
Телесь миненек налкставсь, Зима нам надоела,
Весе кшинек сэвизе! Весь хлеб у нас поела!
Ведущий:
Весну созывали и второй раз. Этот день назывался день Сороки –Сезяканьчи. Сезяка- это птица, которая никуда не улетает на зиму и все зимние холода и морозы переживала.
(Дети в масках сороки выходят в центр зала и инсценируют сценку)
Инсценировка «Сезяка» («Сорока»).
1 ребёнок: -Вай,сезяка, сезяка. Мекс пулынеть кувака?
(- Сорока, сорока. Почему у тебя такой длинный хвост?
2 ребёнок: -Мекс пулынем кувака? Пулось-те монь рулем.
(Почему у меня такой длинный хвост? Хвост - это мой руль.
Ведущий:
Дети, а какие птицы вестники весны?
Дети:
Грачи, скворцы, жаворонки, ласточки.
Ведущий:
Молодцы! Давайте поиграем с вами в игру «Прилетели птицы».
Вы будете называть птиц, которые выходят на слайд и определять какие прилетели к нам с весной, а какие зимовали в нашем крае.
Ведущий:
Часто молодёжь отправлялась на берег реки, пели песни, веселилась и славила Вармаву - покровительницу ветра и Виряву- покровительницу воды.
Ребенок:
Ой, Вармава, Вармава! Ветер, ветер, ветерок!
Сась, сась тундось, Пришла, пришла весна,
Тусь тундонь, чадыведесь Пришло весеннее половодье!
Ива - Вась! Ива - Вась!
Ведущий:
Весной очень много ручейков бегут по дорогам, вот и мы сейчас с вами поиграем в игру «Ручеек».
(Игроки разбиваются по парам и, взявшись за руки, образуют «живой коридор - ручеек». Оставшийся без пары игрок проходит внутри коридора, выбирая себе пару. Обычно, по правилам, мальчик выбирает девочку, а девочка – мальчика. Новая пара, пройдя через коридор, становится впереди, а оставшийся без пары игрок снова ищет пару).
(Звучит детская песенка «Бежит, бежит ручеек»).
(Пока дети играют в игру, Весна готовится к выходу).
(Звучит детская песенка «Весна-красна идет»)
Весна:
- Шумбратадо, эйкакшт! А ванна мон, мазый тундось. Ламоксть тынь монь тердиде. Мон сынь тыненк инжекс. А, ну-ка, ялгат, лиседе моронь морама.
(Здравствуйте, дети! Вот и я Весна – красна, много раз вы меня звали. Я и пришла к вам в гости. Дети, выходите, споем с вами мордовскую песню).
«Минь листяно улицяв»
1. Минь листяно улицяв,
Карматано морамо.
Вай, лёх, вай-ва-лёх,
Карматано морамо.
2. Карматано морамо
Дыцюлкасо, котасо.
Вай, лёх, вай-ва-лёх,
Карматано морамо.
1. Выйдем мы на улицу,
Будем вместе песни петь,
Вай, лёх, вай-ва-лёх,
Будем вместе песни петь.
2. И в чулках, и в сапогах,
Вай, лёх, вай-ва-лёх,
Будем вместе песни петь
Да в сапожках новеньких,
Да в рубашках беленьких
Вай, лёх, вай-ва-лёх,
Да в рубашках беленьких.
Ведущий:Чем-то вкусным пахнет! А вот и жаворонки поспели! Угощайтесь!
(Весна раздает детям выпечку жаворонки и все уходят в группу)
Литература:
1. Исайкина, А. И. Лихтибряня / А. И. Исайкина. - Саранск, Мордовское книжное издательствоь, 1992.– 100 с.
2. Карпушина,Л. П. Воспитание детей шестилетнего возраста средствами мордовского фольклора / Л. П. Карпушина. - Саранск, МРИПКРО, 1996. – 87 с.
3. Детские загадки о птицах. – Режим доступа: http://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-ptic/. – Загл. с экрана.
4. Мордовский фольклор // Сятко. – 2016. – № 1. – С. 15–16.
5. Мордовский фольклор //Сятко. – 2016. – № 1. – С. 7–8.
6. Зорькина, Р. С. Шумбрачи, тириньмастором / Р. С. Зорькина. - Саранск, Поволжский центр культур финно-угорских народов, 2010. – 116 с.
7. Борисов, А. Детский фольклор / А. Борисов. - Саранск, Мордовское книжное издательство, 1973. – 37 с.