Получи документы

Программа кружка «Чудо-нить» (средний дошкольный возраст)

Ирина Кирикова
Программа кружка «Чудо-нить» (средний дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

В традиционных культурах, как правило, труд рассматривается как основа жизни, как духовная составляющая и вместе с тем материальная ценность. В практике семейной жизни труд условно делился на мужской и женский.

Зимними долгими вечерами в какой – либо просторной избе собирались девушки, которые пряли, вязали, делились секретами приготовления блюд и своими девичьими мечтами. Через некоторое время на веселый огонек подходили молодые парни, которые приносили пряники, семечки, а наиболее состоятельные леденцы. Общение молодых людей проходило в трудовой атмосфере: юноши внимательно присматривались, как умело (или неумело) работали девушки, как подбирали цвета ниток, как при этом бережно относились к используемому материалу.

Публикация «Программа кружка „Чудо-нить“ (средний дошкольный возраст)» размещена в разделах

Большим спросом у девушек пользовалось изготовление из шерстяных ниток. Труд трудоемкий: начинается со стрижки овец; далее сортировка, чистка, промывка, сушка, вычесывание, прядение или валяние; для покраски брались природные материалы (свекла, шелуха лука и т. д.). Слаженность труда достигалась за счет оговаривания совместных действий (какой продукт, размер. назначение, а подбор красок каждая умелица осуществляла сама. Как правило цвета практичны, немаркие, по назначению (праздничные и трудовые традиции). Протяжная песня, веселый говорок парней, вспоминание о будущем празднике, все это создавало атмосферу трудового сообщества, проявления начал личного роста, общения между юношами и девушками.

Используя опыт народной педагогики, мы решили в своем дошкольном учреждении организовать педагогическое мероприятие «Приглашаем узнать волшебный мир шерстяной нитки». Для этого было создано:

• Среда;

• Участники;

• Работа с детьми.

Первый этап – период узнавания (пословицы, поговорки, элементы новизны, событийности, игровой, эмоциональный настрой детей).

Этот период включал в себя активизацию познания (догадка, сомнения, опыты, вопросы и ответы, напоминания, объяснения).

Второй этап – познавательно – трудовой (объяснение детям использования технологических карт (по методике Крулехт, изготовление шерстяной нити).

Обучение проходило не только через педагога, но и старших детей (из групп старшего дошкольного возраста и выпускников). Это повышает самоопределение старших детей и самоорганизацию младших детей (я также смогу).

При организации работы делили детей по объему выполняемой работы и по приоритетным направлениям развития детей: (из пособия по игровой деятельности)

• Дети исполнители;

• Дети – эксперты;

• Дети – наблюдатели.

Такая дифференциация детей в мини-подгруппы позволило решить задачи индивидуализации и социализации, когда каждый из детей использует свой личный опыт, стремление, желание, запросы.

Третий этап – фольклорно – трудовой (преподнесение готовых поделок, использование песенного и стихотворного материала, организация тематических выставок, приглашение родителей).

Описанный опыт способствует не только решению конкретных задач трудового и познавательного развития детей, но и всех задач образовательной программы и программно- методического комплекса «Наш дом – Южный Урал».

Дополнительное образование детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционной техники изобразительной деятельности в рамках кружка «Чудонить»

Актуальность, педагогическая целесообразность и отличительные особенности программы

В дошкольном детстве малыш открыт всему миру. С неимоверной скоростью ребенок впитывает в себя все многообразие открывшейся ему жизни. Все, что нам взрослым уже давно понятно и не удивительно - ребенок воспринимает в первый раз - как игру, как чудо. Как помочь ребенку не потеряться в этом мире? Как научить видеть в обыденном, обычном и неприметном массу полезного для себя и людей? Как научить пользоваться своими знаниями, как воспитать деятельного человечка? Ответы на эти вопросы всегда волнуют педагогов и родителей.

Известно, что рисование - одно и самых любимых детских занятий. Еще Аристотель отмечал: занятия рисованием способствует разнообразному развитию ребенка.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования, развивая таким образом творческие способности ребенка. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, мы заинтересовались возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Необычность техник нетрадиционного рисования состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так, обогащает и развивает внутренний мир ребенка.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

• Внимания и усидчивости;

• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, фантазии;

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

На занятиях по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник рисования дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях необходимо давать возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.

Актуальность проблемы формирования творческих способностей детей методами нетрадиционного рисования обусловила необходимость создания настоящей программы и ее внедрение в практику работы МДОУ ЦРР Д/с № 127 г. Магнитогорска.

Навыки и практические умения, полученные на занятиях, закрепляются в индивидуальной работе с детьми в утреннее и вечернее время.

Дошкольники любят рисовать и умеют это делать по – своему, как традиционно, так и нетрадиционно - нитью. Техника, представленная в данной программе, не требует особой предварительной подготовки, работу можно выполнить очень быстро и аккуратно, да и фантазии нет предела.

Дети с желанием рисуют мелко нарезанными нитками, создают аппликацию из нитяных цепочек, конструируют из нитяных шариков и помпонов – все это развивает творчество и выдумку и игру.

При составлении дополнительной образовательной программы мы учитывали результаты мониторинга дошкольников по направлению «Художественное творчество», которые показали недостаточно знаний и умений дошкольников к развитию продуктивной деятельности, детского творчества.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки искусства и включение в контекст занятий сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально- эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания занятий. Основой развития мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «видения», конкретных работ.

Новизной программы «Чудонить» по нетрадиционной технике рисования мелко нарезанной нитью является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Цель программы: художественно-эстетическое, творческое развитие детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционного приема работы с нитью.

Задачи программы:

1. Образовательные задачи: охранять и укреплять здоровье детей, познакомить с технологией нити. Обучить детей данной технике, уметь сочетать цветовые оттенки, формировать технические умения и навыки.

2. Развивающие задачи: развить творческие процессы как: восприятие, любознательность, память, абстрактное мышление и умение концентрировать внимание, выражать свою точку зрения. Развить глазомер, мелкую моторику пальцев рук, координацию движения рук, художественные способности, эстетический вкус и творческое воображение.

3. Воспитательные задачи: воспитать интерес к работе с нитью, чувства коллективизма, волевые качеств: усидчивость, аккуратность, терпение, самостоятельность инициативы, умение доводить работу до конца, а так же желание творить и радоваться полученным результатам.

1.2 Основные участники реализации программы:

- Воспитанники дошкольного образовательного учреждения.

- Педагогический коллектив.

- Родители (законные представители) детей, посещающих ДОО.

1.3. Нормативно-правовая и документальная основа

- Конституция РФ

- Конвенция о правах ребенка

- Закон РФ «Об образовании».

- СанПин 2.4.1.2791 – 10 2010 г.

- ФГОС ДО

2. Организационно-педагогические основы обучения

2.1. Принципы реализации программы

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов, который соблюдался при написании программы.

У детей 4-5 г. ж. значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей.

Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. ; навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Продолжает развиваться воображение.

Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку назаданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие,

В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию «образа Я» ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности, появлением ролевых и реальных взаимодействий, с развитием изобразительной деятельности, конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием «образа Я» ребенка, его детализацией.

2.2. Психологическое обеспечение реализации программы

- Создание доброжелательной атмосферы;

- Оснащение рабочих мест;

- Техника безопасности.

2.3. Методы и приемы, используемые в процессе реализации программы.

Словесные методы:

1. Объяснение, вопросы, игровые упражнения, беседы, использование и обследование фона (подбор цветного фона и цветных ниток позволил закрепить название цветов, познакомить с гармоничным сочетанием цветов и их оттенков,

активизировать в речи соответствующий словарь).

2. Обсуждение правил пользования орудием труда, например тема «Как работать безопасно», данная беседа позволила познакомить детей с основами безопасности.

3. Комментирование способа выполнения действий позволил развить логическое мышление.

4. Вопросы к детям дали возможность рассуждать, быть участниками конструктивного диалога.

5. Художественное слово, использование как стихотворений, рассказывание и придумывание сказок, так и загадок, например о ниточке, ножницах и т. д.

Наглядные методы:

1. Показ иллюстраций, рассматривание образа готовой работы, показ последовательности выполнения работы, знакомство с новыми конструктивными приемами.

Практические приемы:

1. Показ образца длины нити, подобрать оттенок нити, нарезать мелкими кусочками, плести из нити цепочку, наносить по трафарету разноцветные нити, формируя картинку, конструировать из нитяных шариков и помпонов художественный образ.

2. Овладение приемами выполнения трудовых действий, их последовательности приобретение необходимых умений для выполнения различных по содержанию работ.

Используемые методы

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

2.4. Режим занятий:

В средней группе количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. Длительность занятия в средней группе -20 мин

2.5. Формы контроля

Образовательная деятельность является двусторонней, то есть в ней участвую педагог и ребенок. В этой связи необходимо систематически получать обратную информацию о состоянии развития личности. Потому необходимо четко и грамотно разработать контрольно-оценочную деятельность. В потенциале эта деятельность имеет следующие функции: обучающая, развивающая, мобилизующая, воспитывающая.

Для реализации этих функций очень важно разработать методы, критерии, эталоны оценки, а также мониторинг изучения результативности образовательной деятельности. Важнейшим звеном деятельности является учет, проверка знаний, умений и навыков учащихся. Для контроля используются следующие формы педагогического контроля:

- текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

- промежуточный - демонстрация творческих работ в ДОУ (выставки);

- итоговый - участие в выставках, конкурсах.

Для качественного усвоения программы с каждым ребенком ведется индивидуальная работа. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности ребенка. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы. Выбирается дифференцированный подход к нему, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий с учетом следующих критериев:

- удовлетворительное качество работы и соответствие заданной идее;

- оригинальность творческих работ.

2.6. Ожидаемый результат

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как представленный материал способствует:

- развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению цветовосприятия;

- концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

-Расширение и обогащение художественного опыта.

-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

-Сформируются навыки трудовой деятельности

-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

-умение находить новые способы для художественного изображения;

-Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который они изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.

Давайте будем творить вместе!

Литература:

• Акуненок, Т. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования

/ Т. Акуненок // Дошкольное образование. – 2010. - №18.

• Белкина, В. Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям / В. Н. Белкина, Н. Н. Васильева, Н. В. Елкина – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 256с.

• Галанов, А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству / А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова. - М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

• Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования. Часть 1 / Г. Н. Давыдова. - М. :Издательство «Скрипторий 2003», 2013.

• Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования. Часть 2 / Г. Н. Давыдова. - М. :Издательство «Скрипторий 2003», 2013.

• Доронова, Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

• Дубровская, Н. В. Приглашение к творчеству / Н. В. Дубровская. – СПб. : «Детство Пресс», 2004. – 128с.

• Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р. Г. Казанова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова – М: ТЦ «Сфера», 2004. – 128с.

• Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий / Под ред. Грибовской А. А. – М. : ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

• Колль, М. Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. / М. Э. Колль. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.

• Лебедева, Е. Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

• Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду / И. А. Лыкова. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.

• Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованых родителей / А. В. Никитина. - СПб. : КАРО, 2010.

• Образовательная программа и программно- методический комплекс «Наш дом – Южный Урал».

• Урунтаева, Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника / Г. А. Урунтаева. - М. : ACADEMIA, 1999. – 96с.

• Фатеева, А. А. Рисуем без кисточки / А. А. Фатеева. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

• Цквитария, Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ / Т. А. Цквитария. – М. : ТЦ Сфера, 2011.

• Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Г. С. Швайко. - Москва. 2003.

Публикации по теме:

Нравственное воспитание в детском саду (средний дошкольный возраст) Статья «Нравственное воспитание в детском саду» Средний дошкольный возраст. Должность и место работы: воспитатель, ГБДОУ№57 Красногвардейского.

Картотека игр-экспериментов (средний дошкольный возраст) Картотека игр – экспериментов (средний дошкольный возраст) Тени на стене Вечером, когда рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей.

Картотека прогулок (средний дошкольный возраст) Картотека прогулок средний дошкольный возраст 1 Наблюдение за березой и рябиной Цель: Ознакомить детей с жизни растений зимой Задачи: формировать.

НОД «На поиски потерянных лепестков» (средний дошкольный возраст) Задачи:«Познавательное развитие»: закрепить навык различия цветов; формировать навык двигаться в заданном направлении; закрепить навыки.

Отчет о работе кружка «Веселая анималистика» (средний дошкольный возраст) Подготовила воспитатель Волкова Т. А. В средней группе «Почемучки» в течение 2017 -2018 учебного года велась работа в кружке «Веселая анималистка».

Планирование работы с детьми по экспериментированию (средний дошкольный возраст) Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами,.

Программа кружка дополнительного образования «Веселая математика» (средний дошкольный возраст) 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу.

Программа по изобразительной деятельности для детей с высоким уровнем развития (средний дошкольный возраст) СОДЕРЖАНИЕ: 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цели, задачи и принципы реализации программы 1.3. Ожидаемые результаты программы. 2.

Рабочая программа в ДОУ (средний дошкольный возраст) I.Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Основная образовательная программа по развитию детей средней группы разработана в соответствии.

Родительское собрание «Средний дошкольный возраст — какой он?» Родительское собрание на тему: «Средний дошкольный возраст – какой он?» Цель: познакомить родителей с особенностями развития детей 4-5 лет,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Чудо-нить» (средний дошкольный возраст)
Опубликовано: 22 ноября 2018 в 05:35
+82Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружка «Чудо-нить» (средний дошкольный возраст)» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Кирикова (УИ 1648898) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД