Маркова Людмила
Образы защитников Руси в литературе и искусстве как средство воспитания патриотизма школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Если говорить сегодня о нашем образовании, то оно требует не столько реформ, сколько обращения к родным, отечественным истокам и постоянного духовного труда. Митрополит Макарий (Невский) утверждает в одной из своих статей: «Ныне много знания, но мало воспитания. Воспитание, даваемое школой, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители и семейные не будут поддерживать в детях те добрые правила жизни и благочестия, какие им дают в школе. Поэтому на родителях лежит обязанность заботиться не только об образовании детей науками, но и о добром их воспитании. Но для этого они должны учиться умению воспитывать детей»
Публикация «Образы защитников Руси в литературе и искусстве как средство воспитания патриотизма школьников» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Литературная деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Человек с отроческих лет должен искать духовной жизни. Любви, доброты, чувства ответственности, благородства. В воспитании определяющим должно быть понятие Отечества, которое вмещает в себя и понятие христианских ценностей. Первые произведения древнерусской литературы, устное народное творчество свидетельствуют о сложившихся традициях духовно-нравственного воспитания. «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», былины, сказки и пословицы русского народа воспевают Идею Отечества, соборность, коллективизм, взаимопомощь.
Вся классическая литература последующих веков в лучших своих образцах отстаивает идеи благочестия, доброделания, бескорыстного служения близким и Родине.
У нас уже есть тысячелетняя сокровищница педагогического опыта, которая воспитала людей не просто хороших, умных и добрых, но тех, кого мы считаем образцами нравственности, и было бы крайне легкомысленно отвергнуть этот опыт сегодня.
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, оживить представление о былинных героях,
воспитывать любовь и уважение к историческому прошлому, патриотические чувства к Родине и её истории, чувство гордости за свою страну помогут как рассказы о богатырях земли русской (для дошкольного и младшего школьного возрастов, так и о святых в ранний период истории нашего государства, потому что необходимо обладать силою воли, чувством огромной любви к Родине и чувством глубокой ответственности за всё, что происходит в стране. И люди понимали эту ответственность. На воспитательных мероприятиях с учащихся 5-11-х классов можно рассказать о подвигах Даниила Московского, Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского и многих-многих других духовных защитниках Руси в тяжелые для Отечества времена.
Например, народ назвал святым Александра Невского за победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 г. в тот период начиналось самое трудное время в истории Руси : с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. В этот грозный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра — великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде». С небольшой дружиной князь поспешил на войско шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем».
Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время обезопасить Русь с востока. В 1242 г. св. Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Священную миссию защитников Русской Земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой — необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси — продолжал крепить св. Александр Невский.
Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное св. Александром Невским историческое призвание Руси. В 1262 г. по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов — баскаки.
14 ноября 1263 года завершил многотрудный жизненный путь великий воин и защитник православной земли русской Александр Невский, но нетленные мощи благоверного князя были открыты для русского воинства перед Куликовской битвой в 1380 году, чтоб духовно укрепиться и твердо стоять за победу!
Имя защитника рубежей России и покровителя воинов известно далеко за пределами нашей Родины. Свидетельство тому — многочисленные храмы, посвященные святому Александру Невскому. Наиболее известные из них: Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллинне, храм в Тбилиси. Эти храмы — залог дружбы русского народа-освободителя с братскими народами.
Всей своей жизнью наше духовное воинство доказывало окружающим, что жить надо с добром и любовью в сердце, ибо, отвечая злом на зло, человек порождает новое зло. Эта великая идея единения не раз спасала наше государство от раскола в прошлом, и как хочется, чтобы и мои современники приняли ее всем сердцем!
Героическую тему защиты Родины и народного патриотизма, отражённую на основе исторических событий можно закрепить на знакомстве с музыкальными произведениями, живописными полотнами.
Так, тема героизма русского народа в классической музыке отечественных композиторов представлена значительными и интересными музыкальными произведениями. Такая музыка способна сильно воздействовать на ум и душу ребенка, приобщая к высокой культуре, освещая жизнь, патриотизм и традиции нашего народа, помогает познакомиться с историей Российского государства. Знакомство с такими музыкальными произведениями, как – «Богатырская» симфония А. П. Бородина, кантата «Александр Невский» С. С. Прокофьева, опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки, седьмая «Ленинградская» симфония Д. Шостаковича, дают возможность прикоснуться к шедеврам русских композиторов мирового масштаба. Такую музыку дети способны воспринимать через синтез искусств. На подобных занятиях используются презентации по данной теме, отражающие творчество композиторов, возможен просмотр мультипликационных фильмов и иллюстраций художников, прослушивание отрывков из музыкальных произведений, просмотр сцен из опер. Таким образом, симфоническая и оперная музыка становилась ближе и понятнее для детского восприятия.
Рассказ о сюжете того или иного музыкального произведения необходим не только для осознанного запоминания и усвоения, но и для эмоционального отклика в душе ребенка. Например, при рассказе об опере русского композитора М. И. Глинки «Иван Сусанин» полезно прослушать исторический факт, предшествовавший его созданию.
Согласно царской грамоте от 30 ноября (10 декабря) 1619 года, поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Собинина с известием о грозящей опасности. За отказ указать верный путь Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски» на Исуповском (Чистом) болоте или в самом Исупове. Михаил Фёдорович и инокиня Марфа нашли спасение в Костромском Ипатьевском монастыре.)
Без прошлого у человека нет ни настоящего, ни будущего. Но во все времена преданность, героизм, любовь, уважение, дружба вели людей за собой.
Целая плеяда русских художников посвятила своё творчество изображению героического прошлого Руси, воспеванию их героизма и величия.
Художник П. Корин создал триптих «Александр Невский», который состоит из трёх картин-частей, образующих единое целое. Каждая часть картины имеет своё название. Левая часть – «Северная баллада», центр – «Александр Невский», правая часть – «Старинный сказ». Александр Невский изображён на фоне реки Волхов. На том берегу – Новгород со знаменитым Софийским собором. Ещё дальше – леса. Сбоку поодаль войско, готовое к походу. В «Северной балладе» - русский крестьянин с вытянутой рукой, словно преграждая дорогу врагу, рядом – русская женщина с выражением непреклонной воли на прекрасном лице. Вокруг – суровая северная природа. В старинном сказе – сказительница, сказитель, готовые запечатлеть в своих песнях-сказах величие и трагизм событий той поры, с ними рядом русский богатырь. А кругом всё та же суровая русская природа. Облик князя грозен. Взгляд суров и непреклонен. Это настоящий русский богатырь-защитник, который не даст в обиду свою землю. Он стоит на рубеже русских земель и зорко смотрит, откуда появится враг. Александр опирается на большой меч, а за его спиной широко простирающиеся русские земли. Широкоплечий воин в латах олицетворяет собой всю мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа, который готов сражаться до последней капли крови за свою свободу и независимость.
Картины В. Васнецова, А. Иванова,А. Рябушкина, Н. Рериха, И. Глазунова, А. Шишкина, С. Присекина созданы необычайно одаренными русскими художниками, известными мастерами своего дела, работающими в стиле реалистичной академической живописи и создающими картины, которые восхищают своим великолепием.
Сергей Николаевич Присекин о своих работах говорит так: «Обращение к истории научило меня любить Отечество с открытыми глазами. Война и мир… это те понятия, над которыми я часто размышляю, будучи художником военной студии. В батальных сценах я не изображаю мёртвых, пишу павших, ибо, когда умирает плоть воина, рождается душа героя.» (Ю. М. Медведев, художник, искусствовед)
Представленные педагогами образцы изустного творчества, живописные полотна, музыкальные и литературные произведения помогут подрастающим поколениям осознать, в атмосфере каких духовно-нравственных требований вырастали русские люди, каковы были нормы нравственности, идеалы и традиции отечественного воспитания, а также поразмышлять над современными проблемами духовно-нравственного воспитания в семье.
Литература
1. Маркова Л. А. О духовно-нравственных традициях отечественного воспитания. Хрестоматия по педагогике (извлечения и тексты) [Текст] : / Л. Маркова. – Мурманск, Моипкро: 2005. –с. 3-4