Татьяна Ецкало
Образы сказочных персонажей в детской хореографии
▼ Скачать + Заказать документы
Воплощение сказочного образа в хореографии необычайно важно для воспитания личности ребенка. Хореографии подвластны любые образы, характеры и персонажи. Сказочные образы близки и понятны детям. Их воображение, фантазия, интуиция удивляет новизной и непосредственностью. К новогоднему празднику в нашем детском саду ребята с детской непосредственностью и увлеченностью разучивали песню «Маленькая страна» на музыку И. Николаева. Так родилась идея поставить хорео- графическую композицию на эту песню. В этой композиции представлены самые разнообразные персонажи сказок : Волк, Лисичка, Медведь, Красная Шапочка, негритята, клоун, гном, куклы, бабочки, Жар-Птица, Принцесса, Принц. Хореографические движения танца просты, образы – любимы, поэтичны и доступны для детского понимания.
Публикация «Образы сказочных персонажей в детской хореографии» размещена в разделах
К следующим утренникам были поставлены в разные годы танцы по мотивам сказок : «Дюймовочка», «Царевна – лягушка», «По щучьему велению», «Федорино горе», «Гуси – лебеди».
Веселая хореографическая композиция «Белоснежка и семь гномов» по одноименной сказке братьев Гримм также имеет свой поучительный сюжет. Роли гномов исполняют дети младшей группы, роль Белоснежки исполняют наиболее одаренные, артистичные девочки старшей группы.
Меня как хореографа-постановщика увлекают яркие образы и интересные сюжеты. Поэтому была поставлена хореографическая композиция на яркую и зажигательную «Тарантеллу» из балета В. Гавриленко «Карабас-Барабас и куклы»
Танец – это движение, которое индивидуально для каждого из нас. Каждый ребенок по-своему талантлив и по его способностям, внешним данным, физическим возможностям подбирается для него хореографический образ.
Сюжетный танец – это ярко выраженный по смыслу танец, не имеющий сюжета. В образном танце движения одухотворены и становятся выразительным средством, помогают раскрытию содержания.
Создать нужный хореографический образ – значить обрисовать с помощью танца действия или характер, воплотить в чувства определенную идею. Танец, лишенный образности, ведет к голой технике, бессмысленным набором комбинаций и движений, танец ради танца.
Создание нового хореографического произведения процесс многоступенчатый, требующий совместных усилий постановщика и музыкального руководителя. Музыка определяет пластику, ритм, эмоциональный настрой. Музыка – основа танца.
Рисунок танца – расположение и перемещение танцующих по залу. Рисунок любого танца, как и вся создаваемая композиция, должен быть подчинен идеи хореографического произведения.
Следующим этапом создания образа сказочного персонажа является танцевальная лексика, разучивание движения.
Взаимовлияние драматургии сценического образа : любое хореографическое произведение строится по законам драматургии в соответствии с которыми и выстраивается сценический образ. В нем должны быть и своя экспозиция, и завязка, и ступени перед кульминацией (развития действия) и кульминация, и развязка.
Комплекс выразительных средств для создания хореографического образа :
Музыкальный материал:
Рисунок танца;
Танцевальный язык (пластика, движения, техника исполнения движений);
Мимика;
Драматургия;
Артистизм;
Костюмы;
Декорации.
Приемы работы с детьми могут быть разными. Основываясь на своем опыте, я выделяю следующее: педагог – хореограф всегда должен учитывать интересы, мысли своих подопечных. В связи с этим поиск хореографического образа может происходить в сотворчестве детей и педагога.
Через сказки ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Развивает фантазию, воображение. Неиссякаем багаж образов сказочных персонажей.
С помощью сказки можно воспитывать ребенка, помочь ему освоится в этом мире, помочь разобраться с добром и злом.