Баранник Светлана Анатальевна
Образовательный проект «Россия — Родина моя» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Россия – Родина моя»
Введение
Образовательный проект «Россия – Родна моя» для детей старшего дошкольного возраста определяет цели, задачи, основные направления, конкретные мероприятия патриотического воспитания воспитанников, и направлен на приобщение детей к традициям и ценностям отечественной культуры.
Публикация «Образовательный проект „Россия — Родина моя“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Проект представляет собой комплекс организационных, методических и воспитательных мероприятий, направленных на решение основных задач в области культурно-патриотического воспитания.
Реализация проекта предполагают совместную деятельность педагогического коллектива детского сада, муниципальных учреждений дополнительного образования и общественных организаций по реализации культурно-патриотического воспитания дошкольников.
Проект предусматривает распределение работы по патриотическому воспитанию по блокам:
1 блок - «Мой дом - Моя семья»
2 блок - «Родной город»
3 блок - «Родная страна»
4 блок – «Родная природа»
5 блок – «Родная культура»
Систему работы можно представить следующим образом :
СЕМЬЯ ДЕТСКИЙ САД РОДНАЯ УЛИЦА РОДНОЙ ГОРОД РОДНАЯ (ой) (наш город) РОДНАЯ СТРАНА.
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог сам должен знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живет. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле».
Особенностью Проекта является разработка и реализация в работе с детьми методического комплекса НОД, приуроченных к памятным датам:
• Моя семья
• Мой город
• Жить - Родине служить
• Наши деды надевают ордена
• «Архитектурная Русь
• «Моя (Наш город)»
Основная часть
Цель проекта патриотического воспитания - воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
• Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
• Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
• Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;
• Усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Решение указанных задач будет осуществляться путем реализации мероприятий программы.
Актуальность проекта
Патриотизм – одна их важных моральных ценностей. А его отрицание приводит к таким печальным последствиям как отчуждение и отрицание отечественной культуры, и даже снижение обороноспособности страны. И одним из принципов ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Когда следует начинать патриотическое воспитание детей?
Начинать патриотическое воспитание детей нужно еще в дошкольном возрасте. Ведь именно в этот период происходит основное формирование личности ребенка. Складывается духовная и нравственная основа, способ мышления, процесс осознания окружающего мира и себя в нем.
Именно этот возрастной этап, когда уровень восприятия особенно высок, а образы сильны и ярки, является наиболее благоприятным для патриотического воспитания детей.
Для ребенка дошкольного возраста патриотизм проявляется в таких моментах как потребность участвовать в делах на благо окружающих людей (к примеру, помогать охранять окружающую среду, появлении таких качеств, как сочувствие, сострадание, находчивость, любознательность, привязанности к окружающим.
На современном этапе развития нашего общества одним из главных направлений деятельности педагогов является формирование и развитие патриотического сознания средствами нравственных и эстетических ценностей родной культуры, культуры народов той местности, в которой в данный момент проживает ребенок. Так как именно традиционная культура в течение тысячелетий отбирала в свое базисное ядро те ценности, что способствовали наиболее успешной жизнедеятельности общества и природы, в лоне которых проходит жизнь человека и только в ней заложены возможности целенаправленно создавать условия для нравственно-патриотического воспитания детей.
В основу реализации данного проекта положены следующие принципы:
Принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального образа человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, родная страна, родная культура.
Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.
Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю.
Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Вид проекта : познавательно-исследовательский, долгосрочный
Участники проекта : педагоги, родители, дети
Ожидаемые результаты:
• Пробуждение познавательного интереса к Родине и истории России у детей и родителей.
• Сформировать чувства национального достоинства и ответственности.
• Сформировать активную позицию родителей к осуществлению нравственно – патриотического воспитания детей.
• Повышение уровня педагогического мастерства
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный. Сбор и анализ информации по темам, создание предметно- развивающей среды, приобретение художественной и методической литературы.
2. Основной. Проведение НОД, бесед, развлечений, досугов, совместных конкурсов творческого мастерства.
3. Заключительный. Оценка результатов.
Необходимые условия реализации проекта :
1. интерес детей и родителей;
2. методические разработки,
3. интеграция образовательных областей
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Содержание тематического планирования материала
Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России.
1 блок - «Моя семья».
Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества.
Значение семьи в государственной политике России можно определить по последним строчкам завещания императора Александра III своему сыну Николаю: «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, к отцу, бабушке, дедушке.
В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.
Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:
- корни каждого - в истории и традициях семьи;
- семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;
- счастье семьи - счастье и благополучие народа.
К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны. Вот почему так важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи.
2 блок - «Родной город».
Знакомство начинается с детским садом, с улицей, по которой идешь в детский сад, городом. Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей. Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Продолжением работы будет знакомство с родным краем, другими городами Ханты-Мансийского автономного округа, России. Город - частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.
3 блок - «Родная страна»
В рамках этого блока дети получают географические сведения о территории России, знакомятся с государственными символами России : герб, флаг, гимн. Расширяют представление о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
4 блок - «Родная природа»
Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе и общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.
5 блок - «Родная культура»
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. В рамках этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.
В рамках реализации блоков использование в образовательной работе проектной деятельности.
«МОЯ СЕМЬЯ»
Цель:
Укрепление связи поколений в семье, уважения к представителям старшего поколения.
Добровольность участия каждого родителя - обязательное требование и условие данной работы.
Задачи:
1. Развивать интерес к своим близким, друзьям.
2. Формировать познавательный интерес к представителям старшего поколения.
3. Воспитывать уважение и почитание людей старшего поколения.
4. Обратить внимание на внешние признаки сходства и различия детей, содействовать половой идентификации.
Темы:
1. ВЫСТАВКА ФОТОГРАФИЙ ДЕТЕЙ ВСЕЙ ГРУППЫ: «КАКИЕ МЫ»
Рассматривание фотографий с каждым ребенком в отдельности и с подгруппой детей. Узнавание себя и других на фотографиях. Рассказ воспитателя о каждом ласковым и доброжелательным тоном. Дети делятся на мальчиков и девочек. Они во многом похожи: любят играть, слушать интересные истории, петь, танцевать, любят своих родителей, ходят в детский сад. Вместе с тем они отличаются друг от друга: у них разная одежда, разные прически, разные игрушки. Девочки слабее мальчиков - им нужно во всем помогать, уступать место, пропускать вперед.
2.«МЫ - РАЗНЫЕ»
Описание внешнего вида детей: рост, цвет волос, глаз… Определение настроения по выражению лица, если лицо веселое - настроение хорошее, если лицо грустное – настроение - плохое, настроение можно определить по положению губ, бровей. Если брови сдвинуты, уголки губ опущены - настроение плохое. Если брови расправлены, уголки губ приподняты - хорошее. Того, у кого плохое настроение, нужно пожалеть, погладить, сказать ласковые слова.
Когда дети вырастут, мальчики станут мужчинами, девочки - женщинами. Быть настоящими мужчинами и женщинами непросто, готовиться к этому нужно с детства.
Что означают наши имена?
3. МОЙ МЛАДШИЙ (СТАРШИЙ БРАТ, СЕСТРА).
Рассматривание фотографий, внешние сходства и различия детей, их братьев и сестер. Рассказы детей о своем отношении к младшим.
4. МОЯ СЕМЬЯ.
Рассматривание фотографий. Беседа о взаимоотношениях в семье. У каждого человека есть семья: папа, мама, брат, сестра. Папа и дедушка - мужчины, брат - мальчик; они носят мужские имена. Мама и бабушка - женщины, сестра - девочка; они носят женские имена. В семье все заботятся друг о друге, друг другу помогают. Составление генеалогического древа. Чтобы в семье все было хорошо, члены семьи выполняют обязательные правила: желают доброго утра и спокойной ночи, приятных снов, просят прощения за предоставленные неудобства, благодарят за заботу. Семья состоит не только из тех, кто живет в одном доме (квартире, тети, дяди, дедушки, бабушки могут жить в других домах и даже городах.
Создание презентаций «Моя семья».
5. МОИ ДРУЗЬЯ.
Составление детьми рассказов о своих друзьях.
4. НАШ ДЕТСКИЙ САД.
История детского сада в фотографиях.
Все взрослые работают. Чтобы дети не оставались дома одни, их приводят в детский сад, где много разных людей: детей и взрослых. Всем им хорошо, когда они заботятся друг о друге, приветливо здороваются, прощаются, благодарят за оказанную услугу, замечают плохое настроение других. В детском саду есть добрые, умные, заботливые люди - воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, читают книги, играют с детьми. Есть няня- она наводит чистоту, кормит детей. Есть повар - он готовит для детей вкусную еду, заботится о том, чтобы они быстрее выросли.
В детский сад дети ходят не только потому, что им нельзя оставаться одним дома, но еще и потому. Что в детском саду много интересных занятий, многому можно научиться.
5. КАКИМ Я БЫЛ, КАКИМ Я СТАНУ.
Рассматривание с детьми семейного альбома. Беседы по его созданию.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА :
Деятельность воспитателей и детей.
Составление конспектов занятий, бесед («Авторитет любви», «Бабушка, я сам», «Растим читателя», «Поиграй со мной, бабуля», литературных вечеров и праздников;
Смотр - конкурс «Фотографии из семейного альбома»;
Празднования Дня матери;
Составление генеалогического древа каждой семьи;
Подбор фотографий для семейного группового альбома «Вместе – дружная семья»;
Чтение художественной литературы: Андерсен Х. -К. Снежная королева, Барто А. Л. «Две бабушки», Осеева В. «Печенье», «Волшебное слово», «Просто бабушка», Толстой Л. Н. «Новая азбука», «У бабки была внучка», «Старик сажал яблони»;
Просмотр мультфильмов «Бабушка приехала», «Каникулы Бонифация»;
Беседы по картинам: И Репин «Стрекоза», О. Ренуар «Мадам Шарпантье со своими детьми»
Речевые игры: «Вот какая бабушка», «Письмо бабушке, дедушке».
Просмотр видеофильмов.
Совместная деятельность детей и родителей.
Досуги «Бабушкин сундучок»;
Составление генеалогического древа семьи.
Ожидаемые результаты:
1. Уважение и почитание людей старшего поколения.
2. Установление контакта со старшими членами семьи, укрепление семейных традиций, духовное общение детей с пожилыми людьми
«МОЙ ГОРОД»
Цель:
Закрепление и расширение знаний о родном городе.
Задачи:
1. Познакомить с историей возникновения города. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города. Город - результат труда людей разных поколений. Познакомить с гербом города.
2. Познакомить с предприятиями города, историей их возникновения и влиянием на экономическое развитие города, края, страны. Подчеркнуть: история города неотделима от истории страны.
3. Познакомить с людьми, прославившими город. Подготовить вместе с детьми выставку фотографий почетных людей города.
4. Познакомить с разными по назначению зданиями города, историческими памятниками.
5. Рассказать о местах отдыха, об экологии города.
Темы:
1. МОЙ РОДНОЙ ГОРОД.
Местоположение города, его экономическое значение. История возникновения города. Люди, населяющие город. Герб города. Город, где человек родился, называется родным. Все любят родной город, тоскуют по нему, когда уезжают, много делают для того, чтобы он стал лучше. У каждого города, как и у человека есть имя, день рождения. Промышленность города - Нефтяная компания, Нижневартовская ГРЭС.
2. УЛИЦЫ МОЕГО ГОРОДА.
«Малая родина - мой дом, двор, улица». Дорога от дома к детскому саду. История главной улицы города. В городе много улиц, они тоже имеют свои названия
3. ТРАНСПОРТ ГОРОДА.
Виды транспорта.
4. ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА.
Флора и фауна. Беседы о сохранении природы. Места отдыха вартовчан (парковая зона, набережная)
5. НАШЕ НАСЛЕДИЕ.
Культурное наследие жителей города: произведения местных поэтов, художников, музыкантов. Архитектура города.
6. ПОЧЕТНЫЕ ЛЮДИ ГОРОДА. ЗАЩИТНИКИ РОДНОЙ ЗЕМЛИ.
Славные подвиги защитников родной земли.
7. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ.
Музей Истории Русского быта; Нижневартовский краеведческий музей им. Т. Д. Шуваева; музей в ЦДТ. История создания музеев. Памятники: Покорителям Самотлора; Аллея почета авиации; памятник летчикам – Героям; памятник воинам – интернационалистам; памятник воинам Великой Отечественной Войны.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА :
Деятельность воспитателей и детей
1. Создание альбомов «Мой город», «Города России».
2. Оформление книги памяти, содержащей фотографии почетных людей города, участников войны.
3. Выявление уровня знаний детей.
4. Разработка конспектов и проведение с детьми бесед, экскурсий.
5. Конкурс рисунков «Улица, на которой я живу», «По дороге в детский сад».
6. Сюжетно- ролевые игры.
7. Беседы: «Визитная карточка города - герб», «Мой родной город», «Улицы нашего города»
8. Составление рассказов «Из окна наша улица видна»
9. Создание проекта.
Совместная деятельность детей и родителей.
1. Подбор открыток, фотографий для оформления альбомов, выставок.
2. Посещение памятников, участие в качестве зрителей на праздниках, посвященных Дню города, День памяти, народные и другие профессиональные праздники.
Ожидаемые результаты:
1. Дети знают историю своего города.
2. Уважение к жителям города.
3. Забота о природных и культурных ценностях города.
4. Уважение традиций города.
«ЖИТЬ – РОДИНЕ СЛУЖИТЬ»
Цель:
Познакомить детей с тем, кто такие защитники Отечества.
Задачи:
1. Показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей.
2. Воспитывать чувство гордости за воинов, защищавших нашу Родину в разные периоды ее истории. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ, традиции преемственности поколений.
3. Познакомить с особенностями службы солдат разных родов войск.
4. Подвести к обобщению: наша армия - защищает всех детей, наша армия – армия - освободительница, миролюбивая и гуманная.
Темы:
1. «КТО ТАКИЕ БОГАТЫРИ»
Познакомить детей с образами русских былинных богатырей: Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.
2. «ПОЛКОВОДЦЫ – СЛАВА И ГОРДОСТЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
Дать знания о предках. Показать ум, преданность Отечеству.
3. «ГЕРОИ – ОСВОБОДИТЕЛИ»
Иван Сусанин - защитник земли русской.
На примере конкретных исторических событий знакомить детей с героическими подвигами русских людей; показать, что благодарность им и память народа о них живет в произведениях искусства.
4. «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»
Расширить знания о Российской Армии - надежной защитнице нашей Родины. Познакомить и расширить представления о разных родах войск.
Работа с общественными организациями
• Организация экскурсии в детскую библиотеку.
• Организация встречи с ветеранами.
Совместная деятельность воспитателя и детей
• Чтение художественной литературы: С. Михалков «Дядя Степа», «Дядя Степа - ветеран», З. Александрова «Дозор», А. Нехода «Летчики», А. Барто «Кораблик, Л. Кассиль «Твои защитники», С. Баруздин «Шел по улице солдат».
• Праздник «День защитника Отечества».
• Индивидуальные и коллективные беседы (рода войск, военные ордена и медали, военная техника).
• Беседа по сказкам А. С. Пушкина на тему: «В каких сказках упоминается о русских богатырях».
• Конкурс детского рисунка на тему «Много в армии профессий.
• Проведение игр с элементами ориентирования: «Найди пакет», «Доставь секретное донесение».
• Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная».
• Рассматривание иллюстраций в книгах, картины В. Васнецова «Богатыри».
• Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке.
• Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе.
• Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.
• Беседы на тему: «Никто не забыт, ничто не забыто», о родах войск, о флаге и знамени, о почетном карауле у воинского знамени, о воинском долге и чести.
• Прослушивание музыкальных произведений: военные марши, В. Агапкин «Прощание славянки».
• Сюжетно - ролевые игры.
• Встречи с папами, служившими в разных родах войск (связист, ракетчик, летчик, моряк, танкист).
Совместная деятельность с родителями.
• Помощь родителей в подготовке оборудования и оформлении зала к праздникам.
• Проведения собрания пап с целью подготовки встречи с детьми для ознакомления их с различными родами войск.
• Экскурсия к памятнику воинам Великой Отечественной Войны с возложением цветов.
Ожидаемые результаты:
• Гордость за свой народ, армию, желание, встать на защиту своей страны.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Перспективный план работы с родителями по патриотическому воспитанию
Цель: Вовлечение родителей в процесс патриотического воспитания дошкольников через активное использование информационно-коммуникационных технологий и разнообразных форм работы с семьями воспитанников.