Жанна Бородина
Образовательный проект «Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста с применением дидактической юбки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Образовательный проект
«Развитие сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста и развитие мелкой моторики, средствами дидактических игр и игровых упражнений с применением дидактической юбки»
Публикация «Образовательный проект „Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста с применением дидактической юбки“» размещена в разделах
- Дидактические и сенсорные фартуки и юбки
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Разработала:
Воспитатель Бородина Жанна Николаевна
Сыктывкар, 2020 г.
Актуальность проекта
В соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека.
То же можно сказать и о мелкой моторике. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Развитие этих способностей наиболее эффективно происходит в игровой деятельности. Современные педагоги озадачены поиском новых методов обучения. Помимо традиционных игровых упражнений на развитие сенсорных способностей и мелкой моторики я решила использовать современное пособие «Дидактическая юбка».
Участники проекта
Участниками проекта являются воспитанники группы раннего возраста, педагоги, родители.
Вид проекта
Проект является творческим, игровым, долгосрочным.
Продолжительность проекта
Продолжительность проекта – 9 месяцев.
Области интеграции проекта
Реализация мероприятий проекта предполагает интеграцию трёх образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Цель проекта
Целью проекта является создание условий для развития сенсорных способностей и мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений.
Задачи проекта
1. Задачи для педагога:
- Повысить собственный уровень знаний посредством изучения методической литературы и электронных ресурсов;
- Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых в области сенсорного воспитания и развития мелкой моторики;
- Разработать авторские пособия и апробировать их на практике;
- Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого ребёнка;
- Осуществить обмен опытом с коллегами по изучаемой теме;
- Наладить сотрудничество с родителями воспитанников.
2. Задачи для детей :
- образовательные :
- формировать у детей представление о сенсорных эталонах : форма, цвет, величина и др;
- познакомить детей с осязаемыми свойствами предметов;
- развивающие :
- развивать память, мышление, внимание и воображение;
- развить у детей интерес к самостоятельному и совместному обследованию предметов, разнообразным действиям с ним;
- способствовать развитию эмоционально-волевой сферы;
- стимулировать у детей развитие тактильных ощущений;
- воспитательные: воспитывать уважительное отношение к сверстникам, умение доброжелательно общаться, играть сообща.
3. Задачи для родителей:
- расширить представления о способах развития сенсорной сферы и мелкой моторики детей;
- наладить сотрудничество с детским садом по вопросам развития и воспитания детей;
- воспитывать желание заниматься развитием ребёнка.
Описание проекта
Развитие сенсорной сферы и мелкой моторики – первостепенные задачи, решаемые в дошкольном возрасте, от результата которых зависит дальнейшее развитие малыша.
Реализация проекта предполагает три этапа : подготовительный, основной и заключительный. Определены возможные риски и намечены меры по их ликвидации.
Содержание деятельности участников проекта см. в Приложении № 1.
Содержание проекта соответствует ФГОС ДО и положениям образовательной программы, реализуемой в МАДОУ (опора на возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста, учёт принципов отбора содержания, выбор методов и приёмов в процессе реализации задач, дидактические игры и т. д.).
Прогнозируемые результаты реализации проекта
- в группе созданы условия для развития сенсорных способностей и развития мелкой моторики;
- у детей сформировались представления о форме, цвете и величине предметов;
- повысился уровень развития мелкой моторики и тактильной чувствительности;
- дети научились методам обследования предмета;
- наладилось сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей и развития мелкой моторики у детей раннего возраста;
- родители являются активными участниками в жизни группы, детского сада и социума.
Оценка эффективности реализации проекта
О степени эффективности настоящего проекта можно судить по данным мониторинга, проводимого в начале и конце учебного года.
Диагностический материал представляет собой интеграцию заданий по методикам следующих авторов: Венгера Л. А., Стребелевой Е. А., Земцовой М. И.
В данной диагностике представлены задания для выявления и оценки уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, которая наиболее полно показывает уровень развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета, ориентировки в пространстве.
Таким образом, педагог может определить уровень сенсорного развития ребёнка с учётом образовательной программы МАДОУ.
Оценка рисков и пути их преодоления
Возможные риски в процессе реализации проекта :
1. Ребенок не проявит интерес к дидактическим играм и пособиям. В этом случае в процессе индивидуальной работы найти возможность заинтересовать ребёнка.
2. Ребёнок не может играть в коллективе, ведёт себя агрессивно по отношению к другим. В этом случае будут проводиться работы индивидуально.
Список научных, научно-методических материалов, используемых в процессе разработки проекта
Список научных, научно-методических материалов, используемых в процессе разработки проекта см. в Приложении № 2.
Приложение № 1
Перспективный план реализации проекта
I этап. Подготовительный
Мероприятие Сроки
Выбор темы проекта. Постановка цели и задач, разработка плана реализации проекта Сентябрь 2020 г.
Подбор и изучение методической литературы и опыта коллег по теме проекта, работа с интернет - источниками.
Обогащение предметно - пространственной развивающей среды в соответствии с темой проекта : - картотека игр и игровых упражнений на развитие сенсорных способностей; - картотека игр и игровых упражнений на развитие мелкой моторики;
Разработка дидактических пособий : «Дидактическая юбка», «Тактильный коврик»
Ознакомление родителей с мероприятиями проекта
II этап. Основной
Реализация мероприятий с детьми (октябрь 2020 г. – апрель 2021 г.)
Сентябрь 2020 г.
Вид деятельности Название мероприятия Цель
Дидактическая игра Дидактические игры :
«Цветные фонарики», «Достань ленточку», «Полянка» Развивать сенсорные эталоны. Закрепить основные цвета.
Дидактическая игра Игры с крышечками: «Разноцветные квадратики»
«Сухой бассейн»
Формировать навык совместного выполнения задания.
Развивать зрительное восприятие и внимание.
Развивать мелкую моторику рук.
Игровая Игровые упражнения.
Знакомство с «Дидактической юбкой» Способствовать адаптации детей.
Развивать дружелюбие.
Октябрь 2020г.
Вид деятельности Название мероприятия Цель
Дидактическая игра Дидактические игры :
«Разноцветные клубочки и прищепки»,
«Разноцветные капли», «Найди окошко для фигурки»
Продолжать формировать сенсорные способности детей. Закреплять знание основных цветов. Развивать внимание, воображение, память, мышление.
Дидактическая игра Игры с карандашами: «Веселые карандаши», «Стряхни воду», «Вертушка»,
«Поставь точку» Способствовать развитию мелкой моторики, учить вращать карандаш, перемещать его от основания ладоней к кончикам пальцев.
Игровая Игровые упражнения с пособием «Дидактическая юбка» Закреплять знакомые цвета, форму фигур. Развивать мелкую моторику рук.
Ноябрь 2020 г.
Вид деятельности Название мероприятия Цель
Дидактическая игра Дидактические игры :
«Сложи радугу», «Загадочные пуговки», «Выложи орнамент», «Чудесный мешочек». Развивать умение узнавать и называть цвета. Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.
Закреплять знания детей о геометрических фигурах и развивать умение угадывать предметы на ощупь.
Дидактическая игра Игры с резиночками:
«Игра на гуслях»,
«Чудесные превращения», «Волшебный мешочек». Развивать творческие способности, воображение, мелкую моторику рук.
Игровая Игровые упражнения с пособием «Дидактическая юбка» Продолжить развивать сенсорные способности, тактильные ощущения. мелкую моторику.
Декабрь 2020 г.
Вид деятельности Название мероприятия Цель
Дидактическая игра Дидактические игры : «Чудесный мешочек»,
«Что лишнее»,
«Елочка». Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине. Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трём признакам. Развивать быстроту мышления.
Дидактическая игра Игры с шариками и бусинами:
«Разноцветные шарики», «Волшебная коробочка», «Выложи узор»,
«Бусы». Способствовать развитию ловкости пальцев рук, зрительно – моторной координации. Учить захватывать предмет большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т. д.
Игровая Игровые упражнения с пособием «Дидактическая юбка» Продолжить развивать тактильную чувствительность, закрепить названия основных цветов, совершенствовать мелкую моторику.
Январь 2021 г.
Вид деятельности Название мероприятия Цель
Дидактическая игра Дидактические игры :
«Найди не похожую фигуру»,
«Бусы»,
«Подбери чашки к блюдцам». Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трём признакам. Закреплять знания
цвета. Формировать умение у детей группировать предметы по форме.
Дидактическая игра Игры с пуговицами: «Забавная змейка», «Пуговки-застежки», «Башенки»,
«Пуговица». Совершенствовать мелкую моторику. Формировать умение классифицировать предмет по определенным признакам.
Игровая Игровые упражнения с пособием «Дидактическая юбка» Продолжить развивать сенсорные способности, тактильные ощущения. мелкую моторику.
Февраль 2021 г.
Вид деятельности Название мероприятия Цель
Дидактическая игра Дидактические игры :
«На что похожа фигура?», «Спрячемся от дождика», «Куда мы бросили мяч». Продолжать формировать умение группировать предметы по форме.
Учить слышать задание, анализировать услышанное, соотносить слово с действием.
Закреплять понятие большой и маленький.
Дидактическая игра Игры со шнурками: «Плетение»,
«Распутай узелки»,
«Кто быстрей развяжет узелок»,
«Веселая шнуровка». Учить анализировать, сравнивать, обобщать.
Развивать моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта».
Воспитывать усидчивость, самостоятельность.
Игровая Игровые упражнения с пособием «Дидактическая юбка» Закреплять знания о цветовой гамме. Воспитывать умение играть совместно, не мешать друг другу.
Март 2021 г.
Вид деятельности Название мероприятия Цель
Дидактическая игра Дидактические игры :
«Выбери мяч»,
«Догони мяч»,
«Угадай, где спрятали». Закреплять понятие большой и маленький.
Учить слышать задание, анализировать услышанное, соотносить слово с предметом и действием.
Дидактическая игра Игры со счетными палочками:
«Составь узор»,
«Выложи дорожку», «Волшебные палочки». Закрепить знания цветов, счёт (один много).
Развивать сенсорные способности. Развивать конструктивные навыки, координацию движений.
Развивать творческое воображение, фантазию.
Формировать навыки сотрудничества.
Игровая Игровые упражнения с пособием «Дидактическая юбка» Продолжать воспитывать усидчивость, умение называть то, что нарисовано на картинке. Развивать мелкую моторику. Обогащать сенсорный опыт.
Апрель 2021 г.
Вид деятельности Название мероприятия Цель
Дидактическая игра Дидактические игры :
«Ноги и ножки», «Колпачок»,
«Радуга».
Закреплять понятие большой и маленький. Продолжать учить
узнавать и называть цвета, размер предмета.
Дидактическая игра :
«Потрогаем», игры с пособием «Тактильный коврик».
Закрепить понятия: «близко», «далеко».
Продолжать учить детей сравнивать предметы по размеру (большой и маленький мячи). Упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве.
Дидактическая игра Дидактическая игра :
Игры с мозаикой.
Способствовать развитию мелкой моторики. Учить работать по образцу.
Игры с макаронами, горохом, фасолью, семенами:
«Месим тесто»,
«Кто больше соберёт фасоль?»,
«Бусы для любимой бабушки»,
«Покорми Куклу», «Золушка». Учить детей брать
горошины большим и средним, большим и безымянным пальцем, большим и мизинцем.
Учить пересыпать макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки.
Игровая Игровые упражнения с пособием «Дидактическая юбка» Закреплять знания о цветовой гамме. Воспитывать умение играть совместно, не мешать друг другу.
План работы с родителями
Месяц Мероприятие Цель
Сентябрь Анкетирование «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников» Выявить интересы и знания родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников
Октябрь Консультация
«Что такое сенсорика и зачем её развивать» Способствовать педагогическому просвещению родителей.
Ноябрь Консультация «Упражнения на развитие мелкой моторики малышей» Способствовать педагогическому просвещению родителей.
Декабрь Папка-передвижка «Картотека игр на развитие сенсорики для детей младшего дошкольного возраста» Познакомить с дидактическими играми по сенсорике.
Январь Консультация
«Значение сенсорного воспитания» Способствовать педагогическому просвещению родителей.
Февраль Консультация
«Сенсорное воспитание детей раннего возраста» Способствовать педагогическому просвещению родителей.
Март Памятка «Наши любимые игры Дать рекомендации родителям по сенсорике. Организация игровой деятельности.
Апрель Конкурс
«Лучшая дидактическая игра по сенсорному воспитанию своими руками» Мотивировать родителей на совместную деятельность с детьми.
III этап. Заключительный.
Мероприятие Сроки
Анализ эффективности реализации проекта
Май 2021 г.
Мастер - класс для педагогов
«Использование дидактической юбки – тренажера как формы сенсорного и умственного развития детей раннего возраста»
Май 2021 г.
Оформление видео альбома (презентации) «Чему мы научились» Май 2021 г.
Приложение 2
Список научных, научно-методических материалов, используемых в процессе разработки проекта
1. Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка : книга для воспитателей детского сада. М. Просвещение, 1998
2. Нищева Н. В. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста С-Пб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011
3. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, рекомендации. СПб. : «Детство-Пресс», 2005.
4. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. М. : Издательский дом «Карапуз», 2010
5. Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия. /Н. Ефремова //Дошкольное воспитание. - 2012-№12.