Ирина Григорьева
Образовательный проект познавательной деятельности в группах младшего дошкольного возраста «Больница»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 99»
(МБДОУ «Детский сад № 99»)
г. Дзержинск Нижегородской области
Образовательный проект познавательной деятельности
в группах младшего дошкольного возраста
«Больница»
Разработал: воспитатель Григорьева Ирина Владимировна
Публикация «Образовательный проект познавательной деятельности в группах младшего дошкольного возраста „Больница“» размещена в разделах
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- Проекты
- Профессия врач, поликлиника, больница. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность. Ребенок всегда играет, игра для него имеет огромный смысл. Сюжетно-ролевая игра это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. К 4 годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры, самое главное, это деятельность порождает стремление самореализации, самовыражению. Мотивом организовать и провести проект «Больница» послужил рассказ нашей воспитанницы Сони о том, как ей делали прививку. И я решила обогатить сюжетно-ролевую игру: добавить атрибуты, сформировать представление о профессии врача, желание заботиться о своем здоровье, научить ухаживать за больными, пользоваться медицинскими инструментами.
Проблема. У воспитанников недостаточно знаний о деятельности врача, о назначении медицинских инструментов, о болезнях и умении их лечить, узость сюжета игры.
Название проекта. Сюжетно – ролевая игра «Больница»
Вид проекта : игровой, творческий.
Участники проекта : дети младшего возраста, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели)
Форма проведения: групповой.
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: формирование у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия.
Задачи:
Образовательные :
• обучать игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере воспитателя;
• учить подбирать атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Больница»;
Развивающие:
• расширять знания детей о профессии врача, медицинской сестры; словарный запас.
• развивать творческое воображение, диалогическую речь, парное, групповое ролевое взаимодействие.
Воспитательные:
• воспитывать внимательность, чуткость, активность, ответственность, дружеские взаимоотношения.
Предполагаемый результаты: для детей: сформированы представления о профессии врач, медицинская сестра; совершенствованы и расширены игровые умения; обогащен словарный запас детей медицинской терминологией; воспитаны уважительные отношения к труду взрослых; развито умение организовывать сюжетно-ролевую игру на основе имеющихся знаний.
Для родителей: повышение культуры родителей о роли игры в воспитании ребенка.
Для воспитателей: фотоотчет опыта работы «Сюжетно-ролевая игра «Больница» в жизни малыша».
Форма проведения итогового мероприятия: сюжетно-ролевая игра «Больница».
1 этап – Подготовительный направлен на создание условий для организации сюжетно-ролевой игры.
Сроки Задачи Содержание работы
1 (неделя) Изучить познавательную и методическую литературу «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду» Н. Ф. Комарова;
«Проектная деятельность в детском саду» Т. В. Гулидова;
«Метод проектов в образовательно работе детского сада» Л. В. Михайлова – Свирская
«Проектная деятельность дошкольников» В. А. Деркунская
Выявить уровень теоретических знаний детей с помощью вопросов. Кто лечит больных? Что нужно доктору для работы? Как доктор лечит детей? Что делает мама, когда ты заболел? Кто помогает врачу? Какие ты знаешь медицинские инструменты? Зачем нужна аптека? Где можно купить лекарство? Зачем нужны витамины?
Пополнить библиотеку художественной литературой для детей. К. И. Чуковский «Айболит». Б. Маяковский «Кем быть?». Б. Заходер «Все работы хороши». Я. Райнис «Кукла заболела». В. Берестов «Больная кукла». Ю. Шигаева «Я сегодня мед сестра». А. Крылова «Заболел петух ангиной». П. Образцова «Лечу куклу». И. Такмакова «Мне грустно, я сижу больной».
Привлечь родителей к оформлению игрового уголка. Сшить халаты, шапки; макет – машина «Скорая помощь».
Повысить педагогическую культуру родителей. Памятка «Советы доктора Айболита». Консультации: «Игра в жизни ребенка»; «Питание ребенка – дошкольника». Стенгазета «В здоровом теле – здоровый дух». Фото презентация «Играя учимся, играя растем».
Организовать игровое пространство для сюжетно-ролевой игры. Кабинет врача, медицинские инструменты, таблица, аптека, лекарства, набор игрушечных инструментов (градусник, шприц, фонендоскоп и др.); предметы заместители (кусочки поролона- вата, таблетки-кружочки из картона); блоки Дьениша, палочки Кьюзейнера; стержни от ручек – брать кровь; баночки, коробочки из-под лекарств.
Оборудовать центры разнообразными материала для продуктивной игровой деятельности по теме «Больница». Центр настольных игр: тени, кубики, пазлы по теме; дидактических игр «Что делают этими предметами»; «У кого что болит»; «Кому что нужно»; Круги Луллия «Подбери инструменты к профессии». Лото «Профессии и инструменты», «Фрукты и овощи»; «Собери из четырех частей половинок».
Центр конструирования: блоки Дьениша, палочки Кьюзейнера, модули, конструктор «Томик»; лего; конструктор «ТИКО»; для постройки машин, больницы, медицинских инструментов, мебели.
Центр здоровья: пособия для подвижных игр: массажные коврики, мячики СУ-Джок.
Центр математики: геометрические фигуры (круги – таблетки; квадратики-коробочки; треугольники – бутылочки); полоски разной длины; карточки полоски, разделенные на 2 части; картинки «Медицинские инструменты, что лишнее».
Центр искусства: обводки, трафареты, раскраски на тему больница; схема-машины скорой помощи; технологические карты «Нарисуй машины, овощи, фрукты»; гуашевые краски, кисти, цветная бумага, цветной картон, белая бумага формата А4, клей, стаканчики для воды, салфетки, пластилин, нетрадиционный материал.
Центр музыкально-творческой деятельности : аудиозапись «Болезнь куклы» П. И. Чайковский; игрушки для сказки «Айболит»; кукла доктора, корова, волк, медведь, заяц, лиса, собака; медальки, смайлики.
2 этап Основной направлен на обогащение и развитие игрового сюжета; формирование у детей активности, ответственности, дружеских взаимоотношений.
Сроки ОО, тема НОД, задачи Содержание Совместная и самостоятельная деятельность
2 (неделя) Познавательное развитие «Врач в гостях у ребят»
Образовательные : познакомить с трудом врача, его трудовыми действиями, с профессиональными инструментами их назначением.
Развивающие: побуждать детей переносить полученные ранее знания о профессии сюжетно-ролевой игры. Воспитательные: воспитывать сочувствие, понимание к больным. План: 1. Организационный момент: дети вокруг воспитателя. 2. Сюрпризный момент: кукла Даша. 3. Проблемная ситуация «У Даши болит горло». 4. Игра задание «Вызови врача по телефону». 5. Знакомство с профессией врач (иллюстрации). 6. Физкультминутка «Солнце глянуло в кроватку». 7. Чудесный мешочек «Назови медицинские инструменты». 8. Выполнение игровых действий «Врач, дети, родители, водитель, пациенты, аптекарь». 9. Рефлексия «С какой профессией познакомились?» «Что нового узнали?» «Как вести себя на приеме у врача?». 1. «Экскурсия в медицинский кабинет»
Цель: формирование элементарных представлений о роботе медицинской сестры, медицинских инструментов.
Ход: 1. Осмотр помещения. 2. Беседа с медсестрой. 3. Наблюдение за работой мед. сестры. 4. Осмотр атрибутов для работы врача, мед. сестры.
2. Рассматривание картинок, иллюстраций на тему «Профессии», «Больница».
3. Д/И «Кому что нужно».
Цель: соотношение орудий труда с профессиями людей.
4. Чтение сказки К. И. чуковского «Айболит».
Цель: обогащение знания об окружающем, привитие любви и сострадания к животным.
5. Рисование «Мекстура».
Цель: упражнение в аккуратном закрашивании изображения кистью с краской, не выходить за контур.
6. Игровой сюжет «На приеме у врача».
Цель: расширение представлений детей об обязанности врача и медицинской сестры; знакомство с названием различных инструментов.
Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Яблочки для больной куклы».
Образовательные : учить слушать стихотворения В. Берестова «Больная кукла без наглядного сопровождения; обогатить знания о здоровом образе жизни (о продуктах)
Развивающие: формировать умение рисовать карандашом предметы круглой формы, раскрашивать их.
Воспитательные: воспитывать желание заботиться о больной кукле.
План: 1. Организационный момент: «Улыбка». 2. Игровая ситуация «Кукла заболела». 3. Чтение стихотворения В. Берестова «Больная кукла». 4. Вопросы по содержанию стихотворения. 5. Инсценирование текста стихотворения. 6. Подпевание песни «Баю» Н. Раухвергера. 7. Физкультминутка «Яблоко». 8. Проблемный вопрос «Что нужно кушать чтобы не болеть?». 9. Обследование яблока. 10. Демонстрация приема рисования. 11. Творческое рисование детьми. 12. Угощение яблоками. 13. Что мы сделали для куклы полезное? 1. Просмотр презентации «Врач – наш помощник».
Цель: формирование умения последовательно выполнять действия сюжета: беседуют, осматривают, слушают больного, ставят градусник, делают укол, назначают лечения и т. д.
2. Д/И «Разложи витаминки»
Цель: формирование умения раскладывать кружочки в баночки подходящего размера и цвета.
3. Д/и «На какую фигуру похожи»
Цель: формирование представлений о форме предметов.
4. Чтение В. Берестов «Больная кукла».
Цель: воспитание желания оказать больному посильную помощь.
5. Конструирование «Кроватка для куклы»
Цель: формирование конструктивных навыков, чуткое, внимательное отношение к заболевшему.
Познавательное развитие ФЭМП
«Крокодил у врача»
Образовательные : продолжать учить сравнивать две группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами: по многу-поровну; различать треугольник, круг, квадрат.
Развивающие: развивать внимание, умение действовать по краткой инструкции.
Воспитательные: воспитывать сопереживание игровому персонажу, желание помогать ему; воспитывать уважение к профессии врача. План: 1. Организационный момент: стук в дверь, кукла врач читает стихотворение «Если кто-то заболел». 2. Игровая ситуация «На приеме у врача крокодил». 3. Проблемная ситуация «Что съел крокодил». 4. Д/и «Один много». 5. Физкультминутка «Высокий-низкий». 6. Задание «Сколько упаковок, столько таблеток». 7. Д/и «Что можно сделать из квадрата, круга, треугольника». 8. Рефлексия «Кто приходил в гости?», «Что у него болело?», «Чем лечил врач?», «Что сделали из геометрических фигур». 1. Игра упражнение «Покажи эмоцию больного человека здорового».
Цель: развитие воображения, эмоциональной выразительности.
2. Д/И «Собери из четырех, шести половинок».
Цель: формирование о целостном образе предмета (медицинские инструменты)
Д/И «Чего не стало»
Цель: закрепление умения у детей запоминать предметы и их изображения, расположение предметов и картинок в пространстве; развитие связной речи.
3. Чтение художественной литературы П. Образцова «Лечу куклу», А. Крылова «Заболел петух ангиной», Ю. Шигаева «Я сегодня мед. сестра».
Цель: продолжение развитие интереса в профессии врача, медицинской сестре; представление о необходимости бережного отношения к своему здоровью.
4. Аппликация «Сумка для Айболита».
Цель: формирование умения располагать готовые формы на макете, заинтересовать изготовлением сумки для доктора Айболита.
5. Игровой сюжет «Все игрушки у врача».
Цель: обучение детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами; расширение словарного запаса: больница, больной, лекарство, температура.
Художественно-эстетическое развитие. Лепка «Витамины»
Образовательные : формировать умения создавать атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Больница».
Развивающие: развивать мелкой моторики и глазомера; рассказать о пользе витаминов.
Воспитательные: воспитывать желание заботиться о здоровье, умение сочувствовать. План:
1. Организационный момент: психологическая установка «Здравствуй друг», воспитатель находит конверт в нем картинка к стихотворению «Зайку бросила хозяйка». 2. Дети читают стихотворение. 3. Беседа-диалог «Что такое витамины?». 4. Проблемная ситуация «Витамины закончились». 5. Демонстрация приемов работы. 6. Физкультминутка «Жил был зайчик». 7. Самостоятельная лепка витаминов. 8. Рефлексия «Для кого лепили витамины?» «Для чего нужны витамины?» 1. Просмотр видеозаписи «Бегемот который боялся прививок».
Цель: обучение детей преодолевать страхи, снижение уровня тревожности; развитие способности сопереживанию.
2. Рассматривание иллюстрированных пиктограмм, картинок, изображающих работу врача.
Цель: развитие интеллектуальных, личностных качеств.
3. Чтение художественной литературы В. Берестов читалачка «Лисичка мед. сестра».
Цель: расширение представлений о здоровом образе жизни; знакомство с поэтическим текстом.
4. Д/И «Вредно-полезно».
Цель: закрепление представлений о том, какая еда полезна, а какая вредна для организма.
5. Игровой сюжет «Вызов врача на дом».
Цель: обучение детей пользоваться телефоном; развитие диалогической формы речи; воспитание вежливости и приветливости; обучение ролевому поведению в разных ситуациях.
Пятница
19 марта Речевое развитие.
«На приеме у врача»
Образовательные : способствовать восприятию сюжетной картинки, подражающей знакомую ребенку ситуацию.
Развивающие: развивать зрительное восприятие; умение отвечать на простейшие вопросы.
Воспитательные: воспитывать уважение к труду взрослых. План:
1. Организационный момент: воспитатель подзывает к себе детей с проблемным вопросом «Где кукла Ванечка?». 2. Дети находят Ваню в кроватке. 3. Беседа рассуждение «Почему заболел Ваня?». 4. Рассматривание картинки «На приеме у врача». 5. Физкультминутка «Становитесь все вокруг я ваш самый лучший друг». 6. Игровой сюжет «Поможем кукле Ване». 7. М/И «По ровненькой дорожке». 8. Рефлексия «Что случилось с куклой Ваней?», «Что делал врач?» 1. Настольно-печатные игры, кубики «Овощи», «Фрукты»; пазлы, инструменты, лото «Профессии и инструменты», «Овощи, фрукты».
Цель: развитие процессов мышления, внимания, памяти, воображения и речи; тренировка усидчивости; закрепление полученных знаний; воспитание уступчивости, умение сотрудничать.
2. Чтение художественной литературы И. Такмакова «Мне грустно, я сижу больной»; И. Солнышко «Поиграем в докторов».
Цель: закрепление знаний у детей о взрослом мире профессий.
3. Игровой сюжет «Поход в аптеку».
Цель: расширение сюжета, развитие диалогической речи.
4. Игра драматизация по сказке К. И. Чуковского «Айболит».
Задачи: закрепить у детей представление о здоровом образе жизни и здоровье как об одной из важнейших жизненных ценностей человека, способствовать созданию радостного настроения, формирование умений детей отражать игровые действия и имитировать действия персонажей использовать средства выразительности, мимику, жест, движение.
3 этап заключительный направлен на внедрение в самостоятельную деятельность детей сюжетно-ролевой игры «Больница».
Задачи Содержание
Распространить позитивный опыт работы Фотоотчет – сюжетно-ролевая игра «Больница»
Итоги реализации проекта : в ходе реализации проекта у воспитанников расширились представления о медицинских работниках, о значении профессии врач. Научились применять медицинские инструменты. Выполнять действия, связанные с ролью, использовать в игре предметы заместители. Во время игры вступают в диалог, воспитанно заботливое отношение друг к другу. Используют вежливые слова, слова благодарности. Дети стали чаще играть в сюжетно-ролевую игру «Больница».
Будем продолжать обогащать и развивать работу по сюжетно-ролевой игре.