Приданникова Ольга
Образовательный проект «Колесо истории. Южноуральский фарфоровый завод»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект по теме : «Колесо истории»
«Южноуральский Фарфоровый Завод»
«Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо надо мною-
Это все мое, родное!»
В. Орлов
Темочки:
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края – города Южноуральска. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 - 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Актуальность темы
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Южноуральску - городу, который является Родиной моих воспитанников.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Проблема
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Концептуальные основы проекта.
«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Южноуральском в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.
Цель проекта :
- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта :
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Участники проекта
Дети 6-7 лет (подготовительная группа)
Сроки реализации проекта
1 неделя
Принципы
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям : прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини-музей, подобран материал о городе Южноуральска, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
Принцип гуманизации
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Механизм реализации проекта :
I этап — подготовительный. Моделирование ситуации, выделение проблемы.
Деятельность воспитателя:
1. подбор исторической литературы;
2. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии и т. д.);
3. подготовка разного вида материала для изодеятельности;
4. подготовка материала для продуктивной деятельности;
5. дидактические и настольные игры;
6. создание условий, для проведения открытых мероприятий. (оформление групповой комнаты, музыкального зала)
II этап — основной
Организация работы над проектом (систематизация знаний детей и планирование работы педагога)
Знакомство с предприятиями города.
Знакомство детей с историей Южноуральского фарфорового завода и его продукцией.
Просмотр видиопрезентации ЮФЗ
III этап — Практическая деятельность по решению проблемы
Беседы с детьми «Мы живем в Южноуральске», «Символика нашего города», «Предприятия нашего города», «ЮФЗ».
НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе, используя нетрадиционную технику рисования «пенная монотипия».
«Роспись фарфоровой посуды южноуральскими живописцами»
Прогнозируемый результат
- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Белорецка, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Список использованной литературы
С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под. ред. Л. А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с. (Серия «Вместе с детьми»).
Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2004. – 256 с.
Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристкой деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы» / Под. ред. А. А. Остапца, Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой. – М. :АРКИ, 2003. – 176с. (Развитие и воспитание дошкольника).
Ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание» № 6, 2007