Светлана Половинкина
Викторина для детей 5–6 лет «Колесо истории»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Выполнила: Половинкина С. Н.
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад № 2 «Солнышко»
Викторина «Колесо истории»
Тип методической разработки: информационный, дошкольный, долгосрочный
Категория обучающихся: дошкольный возраст 5 – 6 л.
Пояснительная записка
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июнь 2018
На протяжении многих лет, одним из направлений, которому я уделяю большое внимание, является эколого-краеведческое направление, которое я считаю особенно важным и актуальным в нравственно-патриотическом воспитании детей в наши дни. «Лучший защитник России - это история» писал Ф. И. Тютчев. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной город, какова его природа, каким трудом заняты люди, кто и чем прославил наш город, я стараюсь передать детям. Ведь «Детство - есть та великая пора жизни,когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку», писал Н. В. Шелгунов. Мне очень хочется, чтобы каждый ребёнок понял и почувствовал, что и с него начинается какая-то частичка истории, и он является её творцом. Какой будет история края, зависит от них, а чтобы будущее было - необходимо лучше знать прошлое и настоящее, ибо «Не имеет будущего тот народ,который забывает свои исторические корни» писал А. С. Струве. Данная методическая разработка предназначена для проведения диагностики в конце учебного года, после прослушивания детьми цикла занятий по краеведению, с целью выявления уровня знаний по данной теме. Она может быть проведена в форме игры: может проводиться со всей группой, или с двумя командами.
Кружок по краеведению "Родничок" работает в нашем саду уже более 20 лет. В этом году я занимаюсь с детьми старшей группы, численностью 21 человек. Дети в группе разновозрастные, них 10- девочек, 11 – мальчиков.
Места проведения мероприятий
В детской библиотеке
В залах музея
Непосредственно в групповой комнате
На городских улицах, парках, у водоёмов
На набережной р. Ветлуга
В театре «Балаганчик»
Формы проведения мероприятий
Занятия кружка очень интересны и разнообразны по тематике и содержанию, поэтому их можно проводить в форме:
Экскурсии по городу
Туристические походы
Беседа
Наблюдения
Эксперименты
Исследования
Целевые прогулки
Досуги, викторины, КВН
Одной из значимых форм работы по данной теме я считаю работу с родителями. Хочется отметить положительную динамику заинтересованности детьми и родителями данной темой на протяжении многих лет, о чем свидетельствуют данные анкетирования на начало и конец года.
В соответствии с Ф. Г. О. С. ДОУ и программой дошкольного образования «От рождения до школы» Веракса Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. и учитывая возрастные особенности детей, для проведения игры была поставлена Цель: Формирование устойчивого интереса к истории города Ветлуга в процессе игровой деятельности.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- Создать условия для благоприятного изучения детьми истории родного города;
- Уточнять и систематизировать знания детей об истории родного города;
-Развивать внимание, память;
-Воспитывать любознательность, интерес к изучению истории края.
Викторина
«Колесо истории»
Ход мероприятия:
Ведущий:
Ребята, сегодня мы с вами будем играть в игру «Колесо истории», а тему игры мы сейчас с вами отгадаем. Детям предлагаются три картины. На первой - маленькая деревенька, на второй – село с церковью на берегу, на третьей – город Ветлуга. Дети располагают картины в хронологическом порядке и называют тему игры «История города Ветлуга»
Разминка:
Ведущий: А сейчас я буду вам загадывать загадки и задавать вопросы, а вы, пожалуйста, хорошо подумайте и отвечайте. За каждый правильный ответ вы получите фишку, и в конце игры, сосчитав у кого из вас больше фишек, мы узнаем, кто стал победителем игры.
(В разминке можно задавать вопросы с помощью картинок)
• -как в старину назывался дом? (изба по-чёрному);
• -какое приспособление освещало избу? (светец, лучина);
• -какими орудиями труда обрабатывали землю? (плуг, соха, борона);
• -какие орудия труда использовались на сенокосе? (грабли, коса);
• -какие старинные разновидности посуды вы знаете? (горшки, кринки, чугуны, бураки, туеса, плошки);
• -Вспомните,из чего в старину изготовляли посуду? (глина,дерево, береста);
• -какие старинные разновидности посуды вы знаете (горшки, кринки, чугуны, бураки, туеса, плошки);
• -как назывался старинный умывальник (рукомойник);
• -Вспомните, каким приспособлением пользовались для того,чтоб из зерен получить муку? (жернова,пест и ступа);
• -в чём хранили муку и крупу (короб);
• - в чём хранили одежду и полотна (сундук);
• - какие приспособления были необходимы в хозяйстве для изготовления одежды (прялка, швейка, ткацкий станок);
• - как называлась старинная одежда (сарафан, косоворотка, опояска, кокошник, платки);
• -какие приспособления использовали для глажения одежды, полотна (валёк и каток);
• - какую обувь носили в старину (лапти, ступни);
• - что надевали под лапти вместо носок? (онучи);
Ведущий: Разминка окончена, сосчитайте свои фишки. А сейчас, будьте внимательны, «Колесо истории» поворачивается,мы будем отвечать на вопросы об истории нашего города.
• -как называлась в старину река? (Энер);
• -как называли первых поселенцев? (марийцы,черемисы);
• -как получилось, что реку стали называть Ветлугой? (легенда);
• - как назывался наш город, когда он был маленькой деревенькой? (Шулепниково);
• - когда его стали называть селом Верхним Воскресенским?
• - как называлась эта церковь? (Воскресение Христа);
• - кто подписал указ о присвоении селу В. Воскресенскому статуса
Города Ветлуга? (Екатерина II);
• - что изображено на гербе г. Ветлуга;
• - назовите, какие улицы города вы знаете?
• - как в старину назывались улицы?
Алёшкова - Троицкая;
Бахирева - Набережная;
Ленина - Костромская;
Штурмина - Центральная;
Свердлова - Воскресенская;
С. Куликова - Соборная;
Урицкого - Кологривская;
Пионерская - Воронцовская;
Мостостроителей - Красницкая;
Ведущий: - А сейчас посмотрите, на этих двух столах разложены фотографии, на первом-фотографии современного города, а на втором фотографии старой Ветлуги. Я предлагаю вам подойти к первому столу, выбрать фотографию, а потом подойти с ней ко второму столу и попытаться узнать это здание на старых снимках.
• - Я назову несколько слов, а вы мне объясните, о чём я говорю…
• -Троицкая, Центральная, Конная, Дровяная, Казанская (торговые площади)
• - Вспомните, какими товарами торговали на каждой из этих площадей?
• - что ещё, кроме торговли было на Центральной площади? (лобное место,
цирк «Шапито»);
• -Какое государственное учреждение находилось на Дровяной площади? (Тюрьма);
• - Какие памятные места вы знаете в нашем городе?
• - Какие храмы украшают наш город?
• - В честь кого была построена часовня?
• - Как назывался храм наместе которого, сейчас находится хлебозавод?
• - Кем основан Ветлужский краеведческий музей? (И. И. Разумовым);
• - Сколько залов представлено в Ветлужском краеведческом музее?
• - Как они называются?
• - Какие экспонаты в них представлены?
• - Какие старинные здания сохранились на улицах нашего города?
• - Что в них было раньше и какие учреждения располагаются сейчас?
• - Назовите людей которые прославили наш город, что они сделали?
• - Каких ветлужских художников вы знаете?
• - Какие поэты живут в нашем городе?
• - Какие люди прославили наш город во время В. О. В.? Какие награды они получили?
Игра «Карта города»
• Расположите карточки на улицах города?
Ведущий: А теперь, подведем итоги нашей игры, сосчитайте свои фишки. Мы узнаем, кто же больше всех набрал фишек и стал победителем. Награждение победителей.
Ведущий: Вот и подошла к концу наша игра, на которой вы показали прекрасные знания об истории г. Ветлуга. Мне было очень приятно, что вы заинтересовались этой темой, и в течение года так много узнали и запомнили.
Ожидаемые результаты
В процессе работы по выбранной теме «Воспитание любви к родному городу, его истории и культуре» у детей будут сформированы :
- устойчивый интерес к изучению истории родного города;
- любознательность и активность
- способность решать интеллектуальные задачи адекватные возрасту;
- расширится детский кругозор
Литература
1. Закон об образовании № 273 от 29.12.2012г.
2. ФГОС ДОУ
3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Веракса Н. Е., Комарова Т. С. ,Васильева М. А., М. 2010г. ;
4. М. А Викуонина "Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения "1995 г. ;
5. С Комарова "Народное искусство в воспитании детей" М., 1997 г. ;
6. М. Ю. Новицкая "Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду";
7. Р. И. Жуковская "Родной край" Н. Новгород 1999 г. ;
8. Э. П. Костина "Мой родной дом "Н. Новгород2000г. ;
9. А. Я. Чебан, Л. Л. Бурлакова «Знакомим дошкольников с народной культурой» М. 2011г. ;
10. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет» Методическое пособие, М., 2007г
11. В. П. Ватаман «Воспитание детей на традициях народной культуры».
12. В. Н. Вишневская «Свет Руси» Москва 2004г.
13. Журналы:
- «Воспитатель ДОУ»;
- «Ребёнок в детском саду»