Алла Подрезова
Образовательный проект «От истоков творчества — к возрождению души»
Я представляю образовательный проект «От истоков творчества - к возрождению души», который включает в себя работу по духовно-нравственному, художественно-эстетическому и патриотическому развитию детей старшего дошкольного возраста. Новизна проекта заключается в использовании современных технологий и в том, что мероприятия, проводимые в ходе данного проекта, выполняют одну из задач ФГОС ДО, которая направлена на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей…». Работа в данном направлении в настоящее время является очень актуальной.
Публикация «Образовательный проект „От истоков творчества — к возрождению души“» размещена в разделах
С чего же начинался проект? Ну, конечно же, с идеи и полёта творческой фантазии. Основанием для разработки проекта стал тот факт, что дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа, с народными игрушками, народными играми, танцами и песнями, устным народным творчеством.
Однажды я спросила у детей, зачем нам изучать культуру, традиции и историю России, и одна девочка ответила: «Чтобы не заблудиться!» Сначала её ответ заставил меня улыбнуться, но потом я поняла. Это истинная правда. Мы должны изучать свою историю, знать свою культурное наследие, наши традиции для того, чтобы не заблудиться в этом современном мире. Мире информационной лжи, где историю стараются переделать, тем самым изменить нашу память, наш уклад жизни, оттолкнуть ещё не окрепшее детское сознание от желания гордиться своей страной, своими людьми, своей самобытной культурой. Поэтому, чтобы наши дети не заблудились в этом огромном современном мире, чтобы любили свои истоки, свои корни, и в то же время стремились творить, создавать что-то новое и необычное, я решила разработать и опробовать данный проект в образовательном процессе.
Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни. Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности.
Цель проекта заключается в знакомстве с народными традициями и обычаями, праздниками и народными промыслами через образовательную и игровую деятельность, используя как традиционные методы и приёмы обучения, так современные инновационные технологии.
Тип проекта интегративный, информационно-творческий, групповой, средней продолжительности (рассчитан на 3 месяца).
План реализации проекта включал в себя три этапа:
1. Организационный (выбор темы, форм и методов работы, постановка целей, сбор информации по теме, создание условий для осуществления детских замыслов и творческого развития). Свою работу я начала с изучения методической литературы по данной теме. Затем мною были собраны картотеки с художественным словом, русскими народными сказками, потешками, загадками, прибаутками. Потому что устный народный фольклор очень богат по своему содержанию и эмоциональной насыщенности. Это благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений и развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Особую роль в нравственном воспитании ребенка играют сказки. Я не буду перечислять длинный список тех положительных характеристик для этого вида устного народного творчества. Расскажу лишь о том, какую роль они играют в данном проекте. На основе сказок строилась вся образовательная и игровая деятельность. Представьте себе, что вы очутились в сказочной избушке, в которой царит атмосфера загадочной старины, где «русским духом пахнет». Вместе с детьми и родителями мы обустроили небольшой уголок- мини-музей «В горнице умельцев» для занятий в рамках проекта. Именно здесь начали зарождаться творческие предпосылки к изготовлению чудесных изделий, которые впоследствии создавали наши маленькие мастера.
2. Деятельностный.
Цикл занятий с детьми объединён в один сказочный сюжет. По легенде, в одной небольшой деревушке жила была девочка по имени Василиса. Она была любознательная, веселая и аккуратная и очень любила путешествовать и узнавать новое. А главное, Василиса увлекалась тем, что интересовалась народными игрушками, изделиями, расписанными различными народными узорами. Решила Василиса узнать о мастерах, которые изготавливают эти необычные игрушки и отправиться к ним в гости. Нужно отметить, что для этой цели был сшит наряд в русском народном стиле для обычной куклы, которую и назвали Василисой. Из занятия в занятие наша красавица Василиса знакомила детей с различными народными промыслами, совершала виртуальные экскурсии по древним городам и селам, в которых зародились истоки русского народного творчества, а наша «Горница умельцев» (такое название получил наш мини-музей, созданный в рамках проекта, который мы обустроили вместе с ребятами и их родителями) пополнялась новыми экспонатами.
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
• Познавательная деятельность (тематические беседы, просмотр презентаций, мультфильмов, виртуальные экскурсии и выставки).
• Речевая деятельность (чтение произведений фольклора на тему народных промыслов, разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»). В рамках проекта было изготовлено методическое пособие по развитию речи «Чудо-чемоданчик «Ярмарка народных промыслов»
• Художественно-творческая деятельность (рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала, в том числе мастер-классы по созданию народной игрушки, лепка из пластилина «Дымковские игрушки», рисование «Красавицы-матрёшки», «Укрась уточку и тарелочку. Хохлома», «Роспись чашки с блюдцем. Гжель», «Роспись жостовских подносов», лепка «Филимоновская игрушка», изготовление аппликаций «Хохломская посуда», «Жостовская шкатулка»)
• Игровая деятельность (Совместно с детьми и родителями были изготовлены игры и атрибуты к ним, такие как дидактические игры: «Собери Матрёшку», «Найди младшую сестренку Матрёшки», «Лото «Народные промыслы», «Найди орнамент»; подвижные народные игры «Колечко, колечко, выйди на крылечко», «Царь Горох», «Гуси-Лебеди», хороводные народные игры «Каравай», «У Меланьи, у старушки»; сюжетно - ролевые игры «Угостим матрешек чаем»; «Василиса идёт в гости», «Три медведя»)
• Работа с родителями ( родителям предлагалось: помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея; активно интересоваться деятельностью ребенка в группе; помочь детям разучивать стихи и русские народные песни для праздников; даны рекомендации в выходные дни посетить с детьми Краеведческий музей; была организована виртуальная выставка детских работ к Дню народного единства).
Ещё мы добавили немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний, игр и песен получились замечательные праздники и развлечения для наших детей, такие как праздник «В гостях у русской Матрешки», «Сине-белая сказка Гжели» развлечение "Народные промыслы на весёлой ярмарке", развлечение - состязание «Не перевелись богатыри на Руси», аттракцион «Весёлая карусель», викторина «Из какой сказки герой», выставка «Узоры России».
Проект предусматривал также не только работу с детьми и родителями, но также и работу с педагогами ДОУ. С целью повышения педагогической компетенции по данным вопросам был проведён мастер класс для педагогов «Изготовление народной куклы: «Кубышка - Травница», онлайн консультация «Важность приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской культуры».
Совместно с воспитанниками были изготовлены лэпбуки на тему «По дорогам русских народных сказок», «Дымковской игрушки яркий цвет», «Голубая сказка гжели».
В рамках проекта мы с детьми побывали в виртуальных музеях «Народная кукла» (https://vk.com/club200220507), «Роспись посуды» (https://vk.com/public199918489), посетили Виртуальный русский музей (https://rusmuseumvrm.ru/collections/folk_art/index.php), где ребята в интересной и доступной форме познакомились с предметами русского быта.
3. Подведение итогов.
За время проекта ребята познакомились с такими видами народных промыслов как дымковская игрушка, гжель, золотая хохлома, филимоновская свистулька, городецкая и жостовская роспись. А также с приёмами изготовления народной тряпичной куклы, с историей русского костюма, народными праздниками и малыми формами народного фольклора. Вся информация доносилась в игровой, понятной и интересной для детей форме. Наши воспитанники занимались декоративно-прикладным творчеством : лепили игрушки из соленого теста и пластилина, расписывали фигурки людей и животных, декоративную посуду, а также придумывали свои необычные сказочные персонажи.
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, данная тема в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
И, конечно же, такое благородное дело не должно быть закончено. Я планирую продолжить проект, обогатить его новым содержанием, раскрыть новые грани русской национальной культуры, установить контакт с социальными организациями города: «Краеведческим музеем» и «Домом ремёсел».
Уникальность данного проекта заключается в сочетании традиционных и инновационных методов и приёмов, так как в нём неразрывно связаны прошлое и будущее. Как говорят в народе «Новое - это хорошо забытое старое!» Поэтому он очень актуален и в наше время. Именно сейчас мы должны научить наших детей гордиться своими предками, традициями, культурой, прививать нравственные качества, верить в добро, в сказку.
Вот такая сказка у нас получилась! Она была бы невозможной без главных участников-маленьких мастеров, выдумщиков, создателей и созидателей. Представление моего проекта хочу закончить такими словами - стихами собственного сочинения:
Немного фантазии и вы проявите,
И сказку для деток свою сочините,
Чтобы в мире детства растворится
И к истокам русским приобщиться.
В сказке побеждает пусть добро,
Возрождая русские традиции,
Чтобы мы могли врагам назло
Родиной своей большой гордиться!