Вера Уфимцева
Образовательный проект «Органы внутри нас очень важны, органы внутри нас очень нужны»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Петушок»
Образовательный проект
«Органы внутри нас очень важны,
органы внутри нас очень нужны»
Старший воспитатель
Уфимцева Вера Анатольевна
с. Прокудское, Коченевский район, Новосибирская область
2016г.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Публикация «Образовательный проект „Органы внутри нас очень важны, органы внутри нас очень нужны“» размещена в разделах
- Проекты
- Тело человека, органы чувств. Проекты
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни является актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста.
Для человека естественно не болеть и быть здоровым. В природе всё живое рождается слабым, а потом крепнет. И только у человека часто бывает наоборот. Рождаясь здоровым, он всё больше болеет, слабеет, подвергаясь вредным влияниям социума. Человек, как природная сущность, наделённая разумом, может воздействовать на своё здоровье с помощью специальных мероприятий. Но без знания механизмов этого воздействия сделать всё правильно очень трудно.
Каждый малыш хочет вырасти здоровым и красивым. Для этого он должен знать, как он «устроен», что ему полезно, что вредно, что для сохранения и укрепления здоровья нужно делать, а чего нельзя.
У детей нет необходимого запаса знаний, что жизнь и здоровье – это огромная ценность и относиться к ней надо разумно, с уважением и вниманием, что от состояния здоровья зависит полноценность жизни человека.
Поэтому наш проект поможет ребёнку лучше узнать себя, свой организм, научиться бережно относится к себе, своему здоровью, управлять своим умственным миром, совершенствовать своё нравственное сознание, выстраивать своё поведение так, чтобы не быть предрасположенным к нездоровому образу жизни, а получать удовлетворение от своей умелости, ловкости, всегда стремиться укреплять своё здоровье и относиться к этому осознанно.
Образовательный проект «Органы внутри нас очень важны, органы внутри нас очень нужны» для детей седьмого года жизни.
Тип проекта :
групповой, информационно-практический.
Сроки реализации:
долгосрочный (годовой).
Участники проекта :
дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели группы, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
Цель проекта :
Создание целостного представления у детей о внутренних органах человека и их назначении.
Задачи:
1. Сформировать у детей представление и понятие о внутренних органах : сердце, лёгких, желудке, печени, почках, мозге, скелете, мышцах.
2. Научить детей узнавать и называть внутренние органы.
3. Знать назначение каждого органа и где он находится внутри человека.
4. Научить ребёнка «слушать» и «слышать» свой организм.
5. Дать знания, как сохранить внутренние органы здоровыми.
6. Формировать потребность в физическом и нравственном
самосовершенствовании.
7. Развивать умения и навыки анализировать результаты опытов, делать выводы, умозаключения проводимой работы.
Предполагаемый результат:
• умеют находить и узнавать на анатомическом атласе внутренние органы человека и показывать их на собственном теле;
• владеют гигиеническими навыками с целью сохранения здоровья внутренних органов;
• соблюдают правила поведения при приёме пищи (не балуются, стараются хорошо пережевывать пищу);
• умеют сохранять правильную позу, устойчивое положение, сидя, стоя;
• умеют сохранять хорошее настроение;
• имеют активное желание заниматься физкультурой, принимать закаливающие процедуры;
• отсутствует страх перед человеком в белом халате;
• сформировано негативное отношение к вредным привычкам, особенно к курению;
• узнавать еще больше о своем организме, об окружающем мире;
• сформированы навыки исследовательской деятельности, развита познавательная активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
Разработка проекта :
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы (индивидуальные беседы и объявления родителям, встреча специалистов за круглым столом)
2. Подобрать и изучить методическую литературу по данной теме.
3. Разработать конспекты занятий для детей, консультации и памятки для родителей.
4. Подобрать и изготовить дидактические игры и пособия для детей.
5. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности.
6. Оформить дневничок - здоровячок на каждого ребёнка.
7. Составить план реализации проекта.
Формы реализации:
1. НОД в области «Познавательное развитие».
2. Беседы с детьми и родителями.
3. Игровая деятельность.
4. Выполнение работ по изобразительной деятельности и конструктивно - модельной.
5. Выполнение коллажей.
6. Выставка детского творчества.
7. Проведение развлечения.
Основные средства:
1. Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
2. Вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества.
3. Подготовка оборудования, материалов и инструментов.
4. Обогащение предметно – пространственной развивающей среды.
5. Включение детских работ в эстетически развивающую среду, окружающую детей.
6. Проведение выставок детского и взрослого творчества.
Этапы реализации проекта :
I этап. Подготовительный.
• Создание банка идей и предложений;
• подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
• подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации; воспитательно-образовательного процесса;
• составление перспективного плана;
• изготовление дидактических игр.
II этап. Планирование реализации проекта.
• Определение задач воспитательно-образовательной работы;
• планирование деятельности педагогов;
• разделение на творческие группы реализации задуманного;
• объединение результатов коллективной деятельности в логике общего замысла.
III этап. Реализация проекта.
Область: «Познавательное развитие»
1. Тема: Внешнее строение человека (сентябрь)
Цель: обобщить имеющиеся у детей знания о функции органов, сформировать представление о том, что каждая часть тела человека, и каждый орган имеют большое значение для него.
Программные задачи:
1) учить различать понятия «часть тела» и «орган»;
2) уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы; 3) тренировать способность приобретать знания путем наблюдения и экспериментирования;
4) учить проводить эксперименты, объектом которых является человек;
5) пополнить словарь детей терминами «часть тела», «орган», «кожный покров», «веки».
2. Тема: Скелет (октябрь)
Программные задачи:
Познакомить детей с функцией скелета; через познание себя, частей своего тела воспитывать уважение и бережное отношение к себе; учить ощущать и чувствовать процесс движения любой части тела.
3. Тема: Мышцы (Ноябрь)
Программные задачи:
Познакомить с функцией мышц; воспитывать уважение и бережное отношение к себе через познание себя, частей своего тела.
4. Тема: "Что может делать мой мозг?" (декабрь)
Программные задачи: Закрепить и расширить представления о том, что всё, что они могут делать, они могут делать только благодаря тому, что у нас есть чудо-мозг. вызвать чувство восхищения работой своего организма. Воспитывать любовь к своему организму.
5. НОД «Сердце и сосуды» (Декабрь)
Цель: дать детям первые представления о крови и кровеносной системе.
Программные задачи:
1) познакомить детей с понятиями «кровь», «сердце», «сосуды», «пульс»;
2) развивать любознательность;
3) формировать способность анализировать результаты опытов.
6. Тема: «Как устроена дыхательная система?» Январь
Цель: обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значении дыхательной системы.
Программные задачи:
1) дать детям первичные представления об органах дыхания;
2) отметить их большое значение для человека;
3) подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними;
4) расширить кругозор детей, пополнить их словарный запас (ноздри, дыхательная трубка, грудная клетка, ребра).
7. НОД «Как работает дыхательная система?» (Январь)
Цель: объяснить детям, как функционирует дыхательная система
Программные задачи:
1) пронаблюдать, как происходит вдох и выдох;
2)расширить представления о строении и функционировании дыхательной системы;
3) продолжить формирование способности анализировать результаты наблюдений и эксперимента, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия.
8. Тема: «Об удивительных превращениях пищи внутри нас» (Февраль)
Программные задачи:
Познакомить детей с пищеварительным трактом и его основными отделами. Показать важность выполняемой каждым отделом работы. Учить детей понимать организм, его потребность. Установить связь между сердечно-сосудистой системой и пищеварением.
9. Тема: «Очистительная система (печень, кишечник, почки)»
(Март)
Программные задачи:
Дать первоначальное представление о работе печени, кишечнике и почках, их расположение внутри человека;
Побуждать детей к высказыванию;
Расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.
Область: «Речевое развитие»
1. Составление рассказов, сказок о внутренних органах человека
(В течение года).
2. Выполнение заданий в «Дневничках-здоровячках»
(В течение года).
Восприятие художественной литературы и фольклора
(в течение года)
1. «Моя первая книга о человеке» М. Лукьянов.
2. «Внутренние органы человека» С. А. Козлова.
3. Детская энциклопедия.
4. Загадывание загадок о внутренних органах.
5. Стихи, кроссворды.
6. Дыхательная гимнастика (предусмотренная в режиме дня).
7. «Мой замечательный нос» Э. Мошковская.
8. «Зачем носик малышам?» Ю. Прокопович.
9. «Чей нос лучше?» В. Бианки.
10. «Ящуркин нос» Н. Сладков.
11. Я. Аким, «Мыло».
12.«Замарашка» И. Демьянов.
13. Самомассаж лица, шеи, массаж ладоней, ушных раковин, комплекс для оптимизации пищеварения (по А. С. Руденко).
14.«Маленький спортсмен» Е. Багрян.
15.«Микроб» Л. В. Гаврючина
16.«Грипп» С. Михалков.
Область: «Социально – коммуникативное развитие»
1. Экскурсия в кабинет врача (Март)
Цель: ПОПОЛНИТЬ имеющиеся у детей знания о работе врача.
1) сформировать представление о том, что при заболевании необходимо обращаться к врачу;
2) познакомить с простейшим оборудованием, которым пользуется врач;
3) помочь побороть страх перед врачом.
2. Рассказ о профессиях врачей, которые лечат внутренние органы человека (Март)
Программные задачи:
ПОПОЛНИТЬ имеющиеся у детей знания о работе физиотерапевта, кардиолога, уролога, травматолога, нервопотолога.
1) сформировать представление о том, что при заболевании необходимо обращаться к врачу;
2) познакомить с простейшим оборудованием, которым пользуется врач;
3) помочь побороть страх перед врачом.
Область: «Физическое развитие»
1. Гигиена дыхательной системы (Февраль)
(НОД по основам безопасности)
Цель: добиться, чтобы дети поняли биологический смысл всех гигиенических процедур.
Программные задачи:
1)расширить представления о строении органов дыхания;
2) показать их значение для человека;
3) подвести к пониманию необходимости бережного отношения к органам дыхания;
4) научить правилам ухода за органами дыхания;
5) расширять кругозор детей, пополнять их словарный запас («слизь», «эпидемия», «заразился»).
2. Сохрани своё здоровье (март)
Программные задачи:
Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать не сложные приёмы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь; прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.
3. Проделки королевы Простуды (апрель)
Программные задачи:
Формировать представление о здоровье, как одной из основных ценностей.
Расширять знания о профилактике простудных заболеваний.
Развивать интерес к познанию себя, своих возможностей и способностей.
Воспитывать понятия о здоровом образе жизни.
4. Беседа об опасности травм головы и спины (позвоночника, о профилактике болезней нервной системы. Рассказ о людях-инвалидах.
Программные задачи: довести до сознания детей, что травма позвоночника может привести к полной или частичной потере подвижности, травма головы – к умственной отсталости, потере зрения, слуха, расстройствам нервной системы, головным болям. Развивать охранительное самосознание, обратить внимание детей на возможные последствия различных поступков, проказ как для собственного здоровья, так и для здоровья окружающих.
Воспитывать чувство сострадания, сочувствия к людям – инвалидам, вызвать желание им помочь (и помогать в дальнейшем).
5. Совместно с детьми разработать «Правила поведения для сохранения здоровья нервной системы»
Программные задачи: обобщить и конкретизировать полученные знания по разделу «Мозг и нервная система»
Область: «Социально – коммуникативное развитие»
(игровая деятельность)
(В течение года).
1. Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Программное содержание:
Раскрытие смысла деятельности медицинского персонала. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения профессиям врача, медсестры. Продолжать развивать содержание игр, самостоятельно организовать их. Способствовать укреплению игровых объединений. Учить согласовывать свои действия с действиями партнера
2. Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Программное содержание:
Систематически организовывать разнообразные сюжетно-ролевые игры на медицинскую и педагогическую тематики и постоянно усложнять и разнообразить их содержание;
широко использовать дидактические, настольно-печатные и подвижные игры;
3. Дид. игра «Кто счастливый?»
Дети берутся обеими руками за край простыни или небольшого покрывала, прижимают кулачки с зажатым покрывалом к подбородку и хорошо растягивают его. Ребята маленького роста становятся на подставки из спортивного пли строительного набора. Педагог бросает на середину простыни перышко, дети дуют на него. На кого перышко упадет, тот счастливый. Игра повторяется до тех пор, пока дети не начинают баловаться. Обычно они трясут покрывало руками или прячутся под него.
4. Дид. игра «Морской бой»
В широкий таз наливается вода. На воду спускают два или более бумажных корабликов. Дети дуют на них через трубочки от коктейля и стараются столкнуть друг с другом. Все ребята работают одновременно и, как могут, координируют свои действия. Подсчитывают количество столкновений, определяют победителей
5. Решение кроссвордов
Программное содержание:
ренировать фонематический слух; совершенствовать звуковой анализ слова;
развивать память, сообразительность, логическое мышление, пополнять словарный запас; развивать такие черты характера, как настойчивость, способность соотносить свои догадки с реальностью, выдвигать гипотезы, проверять их истинность, отказываться от них в случае несоответствия своего предположения объективным критериям.
6. Игра «Едем в зоопарк»
Цели игры:
развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах, формирование правильной осанки, тренировка внимания, улучшение функции зрительного и слухового анализаторов, их координации с движениями туловища и конечностей, улучшение осанки.
Необходимый материал: обручи, стулья, мел.
7. «Длинная скакалка»
Цели игры:
улучшение функции дыхания, сердечно-сосудистой системы; укрепление связочно-мышечного аппарата стоп; воспитание ловкости, быстроты реакции, координации дыхания.
Необходимый материал: скакалка или длинная верёвка
8. «Мастер мяча»
Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей; развитие ловкости, меткости, координации движений в крупных и мелких мышечных группах; формирование правильной осанки. Необходимый материал: мячи, по одному на каждого игрока.
9. «Гимнастика для ежика»
Цель игры: укрепление мышечного «корсета» позвоночника.
10. «Регулировщик»
Цель игры: формирование правильной осанки, походки; развитие координации движений, умения ориентироваться в пространстве, на месте; развитие быстроты реакции на сигнал, тормозных реакций; уравновешивание нервных процессов.
Необходимый материал: небольшие кольца, тарелочки, палочка-жезл.
11. «Заяц, елочки и мороз»
Цель игры:
тренировка различных навыков передвижения; формирование правильной осанки; развитие внимания, быстроты реакции, координации движений; укрепление мышечного аппарата стоп и голеней.
12. «Покажи на себе внутренние органы»
Цель игры: находить и узнавать внутренние органы человека и показывать их на собственном теле.
13. «Витамины А В С Д»
Цель игры: закрепить знания детей, в каких продуктах есть витамины, необходимые для здоровья.
14. «Перенос больного»
Цель игры: Закрепить знания детей, как нужно вести при переломе костей, развивать ловкость, быстроту, гибкость в играх-эстафетах
15. «Хорошо или плохо»
Цель игры: закрепить знания о вредных и полезных поступках, которые ухудшают работу сердца, а какие – делают его здоровым.
16. «Анатомический фартук»
Варианты игры:
«Фартучек, фартучек! 1, 2, 3! Покажи, что у мальчиков (девочек есть внутри)»
«Чего не хватает?»
«Что изменилось?»
«Найди ошибку».
Цель игры: дать представление о внутренних органах, их взаимном расположении. Учить проверять свои знания на практике, умение переживать чувство удивления. Уточнить знания детей о строении, жизнедеятельности, возможностях человеческого организма. Помочь глубже осознать жизненную ценность каждого органа, зависимость здоровой жизнедеятельности организма от различных объективных и субъективных факторов. Развивать память, внимание.
17. «Встань, как я»
Цель игры: научить отличать правильную стойку от неправильной, подражать положению тела воспитателя.
Область: «Физическое развитие»
(в течение года)
1. Беседа «Что такое здоровье и как его преумножить».
2. «Осанка – красивая спинка».
Программные задачи:
учить следить за своим здоровьем, побуждать к выполнению физических упражнений, радоваться достигнутому результату.
3. «Спорт – это здоровье».
Программные задачи:
Закрепить знания о различных видах спорта, об олимпиаде; учить пантомимой изображать знакомые виды спорта; развивать знакомые виды спорта, желание заниматься спортом.
Связь со специалистами
НОД по физической культуре
1. Комплекс физических упражнений для исправления осанки.
2. Дыхательная гимнастика игрового характера.
3. «Скелет».
Задачи:
познакомить дошкольников с функцией скелета; через познание себя, частей своего тела воспитывать уважение и бережное отношение к себе; учить ощущать и чувствовать процесс движения любой части тела; упражнять в основных видах движений, развивать ловкость, быстроту, гибкость в играх-эстафетах.
4. «Мышцы».
Задачи: познакомить с функцией мышц; воспитывать уважение и бережное отношение к себе через познание себя, частей своего тела;
Научить правильному порядку выполнения общеразвивающих упражнений; учить ощущать и чувствовать процесс движения любой частью тела; упражнять в основных видах движений, развивать ловкость, быстроту, силу в играх-эстафетах.
5. ННОД «Сердце я своё сберегу, сам себе я помогу».
Программное содержание:
- закрепить знания о работе сердца человека;
- показать значение сердца и крови для жизни человека;
- формировать осознанное отношение к выполнению упражнений и игр, которые наиболее полезны для укрепления сердечной мышцы;
- упражнять в ведении мяча ногой, закрепить умение в ползании на животе и на спине;
- развивать силу, ловкость, скоростные качества;
- закрепить правила поведения, обеспечивающие сохранность здоровья сердечной мышцы;
- воспитывать осознанное отношение к сохранению и укреплению здоровья.
6. «Здоровые лёгкие».
Задачи: познакомить с органами дыхания, функцией лёгких у человека; формировать осознанное отношение к выполнению упражнений на растягивание, расслабление и дыхание; дать возможность самостоятельно принять решение по защите своего организма от вредного дыма.
7. «Зимние олимпийские игры».
Задачи: вызвать у детей радостное, бодрое настроение, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, поддерживать в детях спортивный дух, желание заниматься физической культурой, вести здоровый образ жизни.
Работа с родителями:
Содержание:
1. Консультация: «Чтобы легче дышать» - январь;
2. Советы на здоровье – сентябрь;
3. Измерение пульса у ребёнка по методу Н. Н. Ефименко- декабрь;
4. Методические рекомендации по работе с «дневничком – здоровячком» -
Сентябрь;
5. Газета для родителей – ежеквартально;
6. Десять шагов на пути к здоровью ребёнка, или как сохранить сердце здоровым – декабрь;
7. Консультация: «Как выработать осанку у дошкольников» - октябрь.
IY. Заключительный:
1. Анализ проделанной работы.
2. Разработка циклов игр-занятий на основе приобретенного опыта.
Презентация проекта
1. Выставка дидактических игр.
2. Фотовыставка.
3. Театрализованное представление.
4. Сборник рассказов, загадок, кроссвордов о внутренних органах человека.
Литература
1. «Я вырасту здоровым» А. Дорофеева
2. «Внутренние органы человека» С. А. Козлова
3. «Тело человека» Ольга Петровская
4. «Знай-ка! (новая энциклопедия дошкольника) Что я знаю о себе» Е. С. Каплуненко
5. «Здоровье ребёнка в ваших руках» С. М. Мартынов
6. «Моя первая книга о человеке» М. Лукьянов
7. «Я и моё тело» С. Е. Шукшина
8. «Как устроено тело человека» Альбер Барилле
9. «Здоровьесберегающие технологии» Л. В. Гаврючина
10. «Как вырастить здорового ребёнка» В. П. Алфёрова
11. «Формирование о здоровом образе жизни у дошкольников» И. М. Новикова
12. Валеологическое воспитание для детей дошкольного возраста: методическое пособие для педагогов Е. А. Терпугова. Ростов н/ Д: Феникс, 2007г. (Сердце отдаю детям).