Елизавета Сердитых
Образовательный проект «Умные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : практико-ориентированный
Продолжительность: с сентября 2016 по май 2017 уч. г.
Участники проекта : дети 2 младшей группы, воспитатель.
Актуальность проекта
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность детей младшего дошкольного возраста выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической знаковой функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
Публикация «Образовательный проект „Умные игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Особое место в жизни ребёнка занимает игра. В процессе игры ребёнок живёт, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых сказок. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Исследования психологов показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен в образовательном процессе.
Данный проект ориентирован на развитие умения и желания у детей младшего дошкольного возраста играть в дидактические игры на развитие сенсорных ощущений и первоначальных математических навыков, речевой активности, психических процессов.
В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребёнка дошкольного возраста, т. к. в этом возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.
Работа актуальна и поможет мне расширить кругозор каждого ребёнка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития его познавательной активности и расширить представление родителей о значении дидактических игр для всестороннего развития ребёнка.
Проблема:
Внешний интерес детей и родителей к дидактическим настольным играм.
Обоснование проблемы:
1. Неумение и нежелание детей младшей группы играть в настольно – дидактические игры, соблюдать правила и ход обучающих игр.
2. Недостаточность знаний родителей о структуре дидактических игр, способах подачи их детям.
Цель:
Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические настольные игры.
Задачи:
1. Научить детей играть в дидактические настольные игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие.
2. Создать условия для развития познавательной активности каждого ребёнка.
3. Познакомить родителей со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям.
5. Развивать наглядно-образное, предметно-действенное мышление у детей.
6. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи в совместном выполнении задания.
Стратегия реализации проекта :
1 этап – организационный
1. Проведение диагностического обследования детей.
2. Составление перспективного плана по ознакомлению детей 2 младшей группы с играми.
3. Составление картотеки дидактических игр, направленных на развитие психических процессов у детей (внимания, мышления, памяти).
Работа с родителями:
• Анкетирование родителей.
2 этап – практический
• Работа по перспективному плану
3 этап - Заключительный
• Презентация проекта.
Презентация дидактического материала.
Ожидаемый результат:
1. Обогащение предметно-развивающей среды группы.
2. Разработка методического сопровождения (составление перспективного плана, картотеки игр этого возраста).
3. Повышение педагогической грамотности родителей в использовании дидактических игр в воспитании своих детей.
4. Формирование устойчивого интереса детей к дидактическим играм.
5. Развитие наглядно-образного, предметно-действенного мышления; мелкой и крупной моторики пальцев рук; речевой активности.
Перспективный план:
Месяц Направление Содержание Работа с родителями: Продукт
Сентябрь Познавательное Дидактические игры
«Собери пирамидку»- Формирование умения группировать кольца по цвету; формирование простейших приемов установления тождества; умения составлять пирамидку из трех и пяти колец. Развивать внимание, мышление.
«Найди предметы такого же цвета»- Формирование умения детей различать и называть основные цвета (красный, зеленый, желтый, синий); умение сравнивать предметы по цвету; выбирать из группы предметы заданного цвета и распределять их по группам. Развитие у детей речи, внимания, логического мышления, мелкой моторики.
«Посади жуков в банку»- развитие памяти, внимания, речи, цветового восприятия; закрепление знания детьми основных цветов, умения соотносить цвета. 1. Консультация «Польза настольных игр для развития ребёнка»
2. Анкетирование. картотека
Октябрь Дидактические игры
«Какого цвета предмет»- формирование умения детей группировать предметы по цвету, различать и называть цвета и их оттенки.
«Найди предмет такой же формы»- формирование умения различать предметы по форме, различать и называть некоторые геометрические фигуры; развитие зрительного восприятия, внимания, речи.
«Узнай фигуру»- закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие мелкой моторики рук. 1. Консультация «Развивающие игры». картотека
Ноябрь Дидактические игры
«Разложи по размеру»- формирование умения соотносить предметы по величине и форме.
«Найди пару»- Развитие внимания, понятия один - много; закрепление умения различать геометрические фигуры, называть цвета.
«Подбери чашки к блюдцам»- Формирование у детей умения различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развитие мелкой моторики, внимания. 1. Игровые задания для сенсорного развития ребёнка в семейных условиях.
2. Консультация: «Какие игрушки покупать ребёнку». картотека
Декабрь Дидактические игры
«Какая фигура лишняя?» - совершенствование умения анализировать объекты и вычленять из представленного ряда «лишний» по характерному признаку предмет; развитие логического мышления, памяти, внимания.
«Расставь по порядку» - развитие умения располагать предметы последовательно в зависимости от их размера: логического мышления.
«Найди такой же листик»- формирование умения различать листья по форме, цвету; развитие речи; воспитание внимания и эстетических чувств.
«Раздели фигуры» - развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку размера, умение соотносить цифры с признаками образованных групп, объяснять свой выбор. 1. Консультация «Значение сенсорного воспитания для умственного развития ребёнка».
картотека
Январь Дидактические игры
«Разноцветное лото»- закрепление знаний основных цветов и их оттенков; развитие памяти, внимания и речи.
«Построим башню»- формирование у детей умения различать цвета по принципу «такой – не такой», выбирать нужный цвет ; воспитание самостоятельности.
«Закрой двери в домиках»- закрепление умения быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета, сравнению предметов путём наложения.
«Выложи цветок»- закрепление умения составлять узор из геометрических фигур на плоскости; воспитание умения работать в коллективе, самостоятельно, умение планировать ход поисков, усидчивость. 1. Консультация–практикум «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!» картотека
Февраль Дидактические игры
«Подбери по цвету» - развитие умения различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, оранжевый, коричневый, серый, белый, чёрный); группировать предметы по определённому признаку; моторику кистей пальцев рук через действия с предметами.
«Сбор фруктов» - развитие умения правильно называть фрукты, овощи, их цвет; соотносить цвет фруктов и овощей с цветом корзины.
Усложненная задача игры : подобрать по цвету корзины только фрукты (затем только овощи); рассказать, где растет выбранный плод.
«Найди предмет указанной формы» - развитие у детей умения выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины. 1. Фотовыставка
«Играя – учимся, играя – познаём!»,
2. Презентация любимых домашних игр. картотека
Март Дидактические игры
«Математические пазлы» - закрепление навыков счета в пределах 5; развитие памяти, внимания, логического мышления, речи, творческих способностей.
«Составные картинки» - познакомить ребенка с окружающими предметами, научить складывать целое изображение из двух частей; развивать мышление, речь, обогащать словарный запас.
«Подбери подходящее» - развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и подбирать фигуру по общему признаку.
«Дерево» - развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать фигуры по нескольким признакам. 1. Мастер – класс «Игры своими руками». картотека
Апрель Дидактические игры
«В царстве фигурок - человечков» - развитие у детей умения соотносить форму окружающих предметов с геометрическими эталонами (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник)
«Составь букет» - развитие у детей умения различать теплые и холодные цвета; закрепление в речи детей обобщающих слов: теплые, холодные (цвета) – упражнять в употреблении этих слов.
«Помоги гномикам найти свой домик"- развитие умения зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путём наложения; развитие внимания, мелкой моторики; закрепление слов, определяющих относительность величин «большой», «маленький», цветов.
«Что изменилось?» - развитие внимание, наблюдательности, памяти, самоконтроля. 1. Выставка групповых настольно - дидактических игр с учётом возрастных, обучающих задач и оформления.
2. Консультация – практикум «Умные игры». картотека
Май Дидактические игры
«Привяжи ленточки к шарикам» - развитие умения различать цвета; подбирать одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой; ориентироваться на цвет как на значимый признак; закреплять эмоционально-положительное отношение к игре; продолжать знакомить с названиями цветов.
«Узнай и назови» - развитие умения классифицировать овощи и фрукты по их основным признакам и свойствам; упражнение в четком произношении названий фруктов: яблоко, груша, банан, слива, вишня и т. д. ; закрепление игровых правил: поочерёдно брать из корзинки предмет, узнавать его и называть.
«Какого цвета не стало» - закрепление знания шести основных цветов и их оттенков, развитие внимания, зрительной памяти. 1. Пополнение настольно – дидактических игр, игрушек. картотека
Литература:
1. Играем с цветом Л. А. Ремезова
2. Развитие восприятия у детей (форма, цвет, звук) Т. В. Башаева
3."Угадай, как нас зовут" Л. А. Венгер
4. Разноцветные сказки Н. В. Нищева
5. Воспитание сенсорной культуры ребёнка Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина