Татьяна Михеева
Образовательный проект «Изучаем родной край»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта : информационный, практико-ориентированный.
Продолжительность проекта : долгосрочный
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители
Образовательная область : познавательное развитие.
Актуальность темы. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного воспитания поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно богатого, нравственного, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».
Публикация «Образовательный проект „Изучаем родной край“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков. Это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Поэтому профессиональное взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.
Поэтому, на наш взгляд, нравственно-патриотическое воспитание является важнейшим направлением воспитательной работы, что и отражено в ФГОС.
В период дошкольного детства формируются основы нравственно-патриотического воспитания. Необходимо пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонек любви к родному краю, вызвать желание познать родную природу, родной дом, профессии родных, местные достопримечательности. Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Решение этой задачи мы видим в реализации проекта «Изучаем родной край».
Мы считаем, что образовательный проект предполагает широкий выбор деятельности, инициативу, творчество, поиск всех участников образовательного процесса, позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.
Цель проекта : Создание целостной системы работы педагога в группе, которая бы наиболее успешно способствовала развитию познавательного интереса у дошкольников о родном крае и бережного отношения к нему, и как следствие, воспитания патриотизма и любви к родному краю.
Задачи:
создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и
культурном облике родного края;
осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным,
географическим, природно-экологическим своеобразием родного края;
развивать бережное отношение к родному краю, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное
отношение к краю.
Методы проекта :
Наблюдение,
совместные игры,
анкетирование,
познавательные игровые занятия,
беседы.
Ожидаемые результаты проекта
создание модели организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию;
обогащение предметно-пространственной и социокультурной среды группы в соответствии с инновационными подходами;
разработка перспективного планирования по нравственно-патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста, методических разработок;
реализация программы по совместной деятельности педагога с детьми «О себе и окружающем мире» для детей старшего дошкольного возраста;
разработка методических материалов по теме: конспектов, сценариев вечеров-досугов, докладов, консультаций для родителей, памяток для родителей, презентаций для детей, их родителей;
совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста;
использование условий социума для нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В результате реализации проекта :
дети будут знать свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называть и узнавать (по иллюстрации) достопримечательности, 4- 5 улиц, площадь; знать и узнавать флаг, герб, гимн России; герб Бурятии, герб города Гусиноозерск, называть народные праздники, игрушки, предметы быта; природные богатства Бурятии, заботиться об окружающей природе, близких, оказывать помощь, проявлять дружелюбие, уметь договориться со сверстниками, анализировать поступки, иметь представление о членах семьи и ближайших родственниках, традициях своей семьи, детского сада;
дети познакомятся с произведениями русского, бурятского фольклора;
дети научатся свободно и раскрепощено, уважительно общаться со сверстниками и взрослыми разных национальностей;
дети научатся позитивно относиться к окружающему миру, своей семье, другим людям и самому себе;
дети ответственны за свои дела и поступки
Механизмы реализации проекта
Проект реализуется в рамках основной общеобразовательной программы ДОУ, целью которой является создание условий для обновления содержания дошкольного образования в соответствии с современными социально-экономическими условиями и требованиями ФГОС ДО.
Этапы проекта
Подготовительный этап
1) изучение теоретических вопросов нравственно-патриотического направления, подготовка дошкольного учреждения к деятельности в новых условиях.
2) разработка модели образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;
3) создание модели социокультурной предметно-пространственной среды интегрированного вида;
4) отбор диагностических методик и разработка диагностических карт по нравственно-патриотическому воспитанию;
5) отработка условий и создание модели партнерской деятельности всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в контексте требований проекта
Основной этап
Основные направления реализации проекта
I блок – Детский сад
Задачи:
развивать у детей познавательную мотивацию,
продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка;
расширять представления о профессиях сотрудников детского сада;
формировать дружеские отношения между детьми
II блок – Дом, семья
Задачи:
расширять знания детей о самих себе, о своей семье; о том, где работают родители, как важен для общества их труд;
закрепить знания адреса проживания;
формировать положительную самооценку, дружеские, доброжелательные отношения;
воспитывать желание заботиться о близких людях
III блок – Мой город
Задачи:
формировать и расширять представления о родном городе, о символике, достопримечательных местах, о людях нашего города;
воспитывать патриотические чувства по отношению к родному городу
IV блок – Моя Республика
Задачи:
формировать и расширять представления о Республике Бурятия, о символике, достопримечательных местах, о замечательных людях нашей Республики;
формировать представления о культуре, традициях народов, проживающих в Бурятии;
воспитывать патриотические чувства по отношению к родному краю, желание сохранить и приумножить природные богатства Бурятии
V блок – Моя страна
Задачи:
формировать и расширять представления о стране, ее истории, символике, государственных праздниках;
воспитывать чувство гордости за свою страну
Заключительный этап
сбор и обработка диагностических результатов и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами;
оценка эффективности реализации проекта;
определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата;
издание сборника методических материалов по нравственно-патриотическому воспитанию;
Уровни познавательного развития
Высокий уровень
Ребенок знает свое имя, фамилию, название города, края, страны, свой адрес;
называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, 4- 5 улиц, название площади;
знает и узнает флаг, герб, гимн города, Республики Бурятия, России;
называет народные праздники, игрушки, предметы быта;
называет природные богатства Бурятии,
заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие,
считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки.
имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города;
затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого);
затрудняется назвать народные праздники, игрушки;
с помощью взрослого называет природные богатства Бурятии,
заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь;
анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень
Не знает названия страны, города, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн;
отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц;
не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства Бурятии;
не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи,
не может анализировать поступки