Аслямова Люция
Образовательный проект «Хлеб всему голова» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида п. Маяк»
Образовательный проект
ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА
Автор: воспитатель
Аслямова Люция Закиржановна
п. Маяк
2019
Социальный проект по познавательному развитию:
«Хлеб – всему голова».
Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий
Публикация «Образовательный проект „Хлеб всему голова“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Вид: групповой
Продолжительность: среднесрочный – с 02.09.2019г. по 31.10.2019г.
Возраст детей:6-7лет
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Актуальность:
Актуальность проекта заключается в том, что многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, выбрасывают недоеденные куски). Воспитатель должен в доступной игровой форме донести до детей ценность хлеба – как главного продукта на столе. Обратить внимание детей, на то какими усилиями появляется хлеб на нашем столе. Предложить проследить какой длинный и трудоёмкий путь проходит маленькое зёрнышко до того, как окажется на нашем столе вкусной и ароматной буханкой хлеба и сколько людей разных профессий трудится над его производством, воспитать бережное и уважительное отношение к хлебу и людям разных профессий, вырастивших его.
Цель:
Сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
Образовательные :
1. Расширить знания детей о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе;
2. Познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу;
Развивающие:
1. Развивать умения и навыки работы с пластичным материалом, делать элементарные умозаключения и выводы;
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Интеграция образовательных областей : познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое, речевое развитие.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный.
• Определение актуальности и значимости проекта
• Мониторинг знаний детей
• Определение цели и задач проекта
• Ознакомление детей и родителей с целью проекта.
• Разработка плана реализации проекта
• Создание развивающей среды в группе для реализации проекта
• Изучение методической литературы
• Разработка конспектов ООД по образовательным областям
• Разработка сценария развлечения «Хлеб-всему голова!»
• Подбор художественной литературы, наглядно – дидактического материала,подбор видео и аудиоматериалов.
II этап – основной этап (практический)
Организация деятельности детей,педагогов,родителей в рамках проекта.
Деятельность детей:
• экспериментирование;
• прослушивание музыкальных произведений
• речевые игры, описательные рассказы
• дидактические игры с предметными картинками
• подвижные игры
• художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка)
• музыкальная, театрализованная деятельность
Деятельность педагога:
• беседы
• познавательные рассказы воспитателя
• интегрированные занятия
• чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки о хлебе и хлебобулочных изделиях)
• использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки)
• использование презентаций и видео материала
• прослушивание музыкальных произведений
• викторины
• сюжетно-ролевые игры
• организация экскурсий
• организация конкурсов
• организация выставки - вернисажа
Взаимодействие с родителями воспитанников:
• консультации, рекомендации, памятки
• практические задания
• совместные мероприятия
III этап- заключительный этап:
обобщение результатов работы;
беседы: «О знатном механизаторе п. Маяк Куликова А. П»
и «Детям о блокаде Ленинграда»
оформление экспозиции поделок из теста;
инсценировка сказки «Колобок»;
консультация для родителей: «Научите детей бережно относится к хлебу»
создание альбома «Хлеб– всему голова»;
развлечение «Хлеб – всему голова»;
создание мини- «музея хлеба» ;
изготовление книги совместно с родителями «Рецепты бабушек и мам».
Ожидаемый результат:
1. Расширены знания детей о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе;
2. Дети ознакомлены с произведениями разных авторов, посвященных хлебу;
3. Развиты умения и навыки работы с пластичным материалом, делать элементарные умозаключения и выводы;
4. Сформированобережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
5. Привлечены родители к совместной деятельности с детьми и педагогами в подготовке и реализации проекта.
План реализации проекта :
Образовательные области - Физическое развитие
Виды детской деятельности
Артикуляционная гимнастика «В гостях у колобка»
Пальчиковая гимнастика «Зернышко», «Расти колосок» «Месим тесто», «Как у деда Ермолая», «Копна»
Физкультурная минутка «Каравай», «Трактора», «Колосок и зернышки», «Посевная»
Утренняя гимнастика «Мы маленькие зерна»
Воспитание культурно-гигиенических навыков совершенствовать умение детей пользоваться ножом (намазывать масло на хлеб)
Подвижная игра «Пахари и жнецы», «Что мы делали не скажем, а что делали покажем».Найди свой калач, игра-эстафета «Разгрузи машину с зерном».
Познавательное развитие
Рассказ воспитателя с обсуждением «Откуда пришел хлеб»,
«Хлеб – всему голова»
Беседа по картинкам «Какие сельскохозяйственные машины помогают выращивать и убирать хлеб?»
Беседы на темы «Кто хлебу помогает», профессии людей.
«А. П. Куликов передовой механизатор п. Маяк, чемпион Всесоюзных соревнований мастеров пахоты, награжден орденами и медалями» «Детям о блокаде Ленинграда».
Сравнительная беседа на тему «Как хлеб растили в старину? Как его выращивают сейчас?»
Образовательная деятельность «От поля до стола»
Проблемная ситуация «Если не будет хлеба, то что?.»
Наблюдение с обсуждением «Где больше воды: в земле, в песке, глине?»
Экспериментирование «Отделяем зерна от плевел»,
«Превращаем зерна в муку»
Исследовательская деятельность. Рассматривание и сравнение зерен при помощи лупы (пшеницы, ячменя, овса)
Опыт с вертушкой «Ветряная мельница» (взаимосвязь между ветром и вращением)
Замешивание теста
Конструирование из строительного материала Сельскохозяйственные машины
Экскурсия в пекарню, на элеватор, на кухню детского сада
Составление альбома «Все о хлебе»
Чаепитие с хлебобулочными изделиями, сделанными руками детей и родителей.
Социально-коммуникативное развитие
Моделирование ситуации «Если мы не будем работать на полях…»
Свободное общение «Как получается мука»
Дидактические игры «Сад – огород – поле», «Подбери словечко», «Кто выращивает хлеб», «Что сначала, что потом, «Что нужно для замешивания теста», «Что из какой муки испекли», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий», «Я знаю 5 названий», «Доскажи пословицу», «Назови профессии»
Сюжетно-ролевая игра «Пекарня», «Булочная», «Семейное чаепитие»
Строительно-конструктивные игры «Пекарня»
Беседа «Культура поведение за столом», «Бережное отношение к хлебу»
Памятка для родителей: «Правила обращения с хлебом»
Помощь в создании книги «Рецепты бабушек и мам».
Речевое развитие
Интервьюирование «Зачем нужен хлеб»
Образовательная деятельность «Хлеб»
Беседа «Сельские профессии», «Какой хлеб больше всего люблю»
Составление рассказов по картинкам «Жатва», «Осенние работы, «Рожь», «Уборка урожая»
Подобрать загадки, пословицы и поговорки о хлебе
Проговаривание чистоговорок о хлебе
Чтение стихотворений Е. Трутнева «Зерно, Т Коломиец «Праздник каравая», С. Михалков «Булка», Д. Хармс «Очень очень вкусный пирог»
Чтение рассказов Э. Шим «Хлеб растет», Г. Алмазов «Горбушка», Ю. Крутогоров «Про булку белую и кашу пшенную»
Чтение сказок «Нынешний хлеб», «Крылатый, мохнатый да масляный»
Чтение с последующей инсценировкой «Колосок», «Колобок»
Словесные игры «Образование родственных слов»
Конкурс чтецов «Золотой колосок»
Художественно-эстетическое развитие
Рассматривание картин о хлебе, изображений сельскохозяйственного труда рабочих, иллюстраций с зерновыми культурами
Рисование «Золотые колоски». Пышки да ватрушки
Совместная работа родителей с детьми: конкурс рисунков «Хлеб – всему голова»
Лепка из соленного теста «Хлебобулочные изделия»
Пластилинография «Колосок»
Аппликация Грузовая машина с зерном.
Составление узоров и рисунков из круп
Заучивание песен о хлебе «Пеку, пеку я хлебушка», «Отличные, пшеничные»
Слушание музыки О. Варенец «Хлеб – всему голова»песни в исполнении Л. Зыкиной «Песня о хлебе», песни –загадки «Бываю я чёрным, бываю я белым»
Результаты проекта.
В процессе работы над данным проектом дети узнали, какой трудный путь проходит хлеб, прежде чем оказаться на столе, как дорого он достаётся, каким нелёгким трудом выращивается. Постарались привить уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. А самое главное дети поняли, почему так – говорят: «Хлеб – всему голова» (потому что Хлеб занимает главное место на столе, без него не обходиться ни один приём пищи) В их словаре появились такие новые слова, как: «Пахарь», «Мельник», «Комбайн», «Комбайнёр», «Серп», «Плуг», «Коса» и другие.
Вывод. Данный проект способствовал систематизации знаний детей по теме «Хлеб – всему голова», привлечению родителей к образовательному процессу. А также использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению качества образовательного процесса.
Хлеб - общее богатство, и мы должны воспитывать к нему уважение будущих поколений.
Литература:
1. Шорыгина, Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
2. Кочкина, Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М. : – Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.
3. Емельянова, Э. Л. – Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика – Синтез, 2011 г, Размеры: 216x145x5 мм.
4. Владимирская, Л. А. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах) : Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей. – Волгоград. – 2004. – 160с.
5. Емельянова, Э. Л., Воробьев А. Как наши предки выращивали хлеб. Методическое пособие – Мозаика – Синтез», 2011г.
6. Емельянова, Э. Л., Мацыгин Г. В. Откуда что берется. Хлеб. Методическое пособие – Мозаика – Синтез», 2011г.
Интернет-ресурсы:
Сайт: «Родная тропинка: «Развитие ребенка «от рождения до школы»
rodnaya-tropinka.ru.
Сайт: youtube.com›watch?v=GV4RIh0X3qc.
Мониторинг образовательного процесса