Елена Фоминых
Образовательный проект: «Далеко, далеко, на лугу пасутся ко…»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект :
«Далеко, далеко, на лугу пасутся ко…»
(в младшей группе)
Воспитатель: Фоминых Елена Витальевна
Тема проекта была выбрана с учетом специфики работы с детьми младшего дошкольного возраста и ее актуальности.
Актуальность темы заключается в том, что дети, живущие в городе, имеют недостаточные представления о домашних животных и их детёнышах, особенностях их жизни, внешнего вида, питания, повадок. Вследствие недостатка этих знаний и словарного запаса по данной теме дети затрудняются в составлении связных высказываний о животных, для этого им требуется активная помощь взрослых.
Публикация «Образовательный проект: „Далеко, далеко, на лугу пасутся ко…“» размещена в разделах
Цель проекта : развитие познавательных и речевых способностей детей в процессе расширения знаний о домашних животных средствами проектной деятельности.
Для решения обозначенной цели, я поставила следующие задачи;
1. Расширять представления детей о домашних животных и их детенышах.
2. Уточнить условия жизни домашних животных.
3. Формировать у детей умение различать домашних животных по внешним признакам.
4. Обогащать и активизировать словарь детей по теме «домашние животные».
5. Развивать наблюдательность, формировать у детей умение наблюдать за природными объектами.
6. Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к домашним животным.
В основу проекта заложила принцип интеграции образовательных областей, что определило тип проекта : интегрированный, познавательно-речевой. Участники проекта – дети, воспитатели, родители.
Этапы проекта :
Первый этап - подготовительный.
Второй этап - практический.
Третий этап - обобщающий.
По продолжительности проект являлся долгосрочным, реализация всех трех этапов проекта составила 6 недель.
При реализации проекта я предполагала получить следующие результаты:
1. У детей сформируется целостное восприятие о домашних животных.
2. Дети смогут отражать полученные впечатления в процессе наблюдений в своей речи.
3. Предметная среда группы обогатится новыми дидактическими играми и пособиями.
В процессе осуществления проекта могли возникнуть определенные риски, поэтому перед тем, как приступить к началу работы, продумала риски и пути их преодоления.
Риски и пути их преодоления
Риски Пути преодоления
Из-за большого объема изучаемого материала возможность упустить в процессе реализации проекта одно из направлений детской деятельности Четкое распределение между воспитателями и специалистами ДОУ, ответственных за реализацию отдельных направлений работы в проекте
Низкая заинтересованность родителей в участии по реализации проекта Через беседы, консультации, родительское собрание познакомить родителей с целью и задачами проекта
Работа над проектом началась с подготовительного этапа. На этом этапе я изучила программы: «Юный эколог» под ред. С. Н. Николаевой, «Экологическое воспитание» под ред. О. А. Соломенниковой, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой. В рамках подготовительного этапа было разработано комплексно-тематическое планирование по выбранной теме, которое отражало освоение виды работы: организацию непосредственной образовательной деятельности, режимные моменты. самостоятельную деятельность детей и взаимодействие с семьями воспитанников. Важным фактором в развитии познавательных способностей детей является развивающая среда, поэтому на начальном этапе, при активном участии родителей, совместно с детьми была создана предметно-развивающая среда группы, которая позволила детям чувствовать себя непринужденно и естественно. В группе появился макет «Деревенское подворье» с его обитателями.
Были изготовлены фотоальбомы: «Домашние животные», «Мамы и дети», подобран иллюстративный материал по теме. При взаимодействии с родителями были изготовлены дидактические игры и пособия. С учетом заинтересованности детей, при их активном участии, был создан мини-музей «Коровушка-Буренушка», который способствовал целостному восприятию образа коровы. Работа, проделанная по созданию предметно-развивающей среды, позволила создать атмосферу, стимулирующую общение, независимость и самостоятельность детей в их проявлениях.
Работа в ходе реализации второго практического этапа предусматривала организацию образовательного процесса с учетом интеграции образовательных областей. В рамках тематической недели о домашних животных были проведены интегрированные занятия, наиболее запомнилось детям занятие «Веселые котята» по рисованию и музыке с элементами арттерапии. Коммуникативная деятельность детей включала в себя развивающие образовательные ситуации на игровой основе с соответствующими дидактическими и наглядными материалами, с детьми проводились познавательные беседы на темы: «Кто такие домашние животные», «Чем питаются корова, коза и лошадь», «Домики для домашних животных», «Какую пользу приносят домашние животные» и другие. При составлении детьми описательных рассказов о животных мы применяли метод моделирования с опорой на мнемотаблицы. Регулярно читали детям русские народные сказки, где героями являлись домашние животные: «Кот, петух и лиса», «Зимовье зверей», также разучивали русские народные песенки-потешки: «Кисонька-мурысонька», «Пошел котик на Торжок» и другие. В процессе организации продуктивной деятельности дети с интересом лепили мисочку для собачки, рисовали клубочки для котят. Во время занятий художественным трудом учились работать с бросовым материалом, в результате на нашем деревенском подворье появились поросята, изготовленные руками детей.
Дополнительная работа по реализации проекта также проводилась и в кружковой работе. Дети с удовольствием включились в выполнение коллективного коллажа «Мое любимое животное», наклеивали домик для бездомного щенка по кличке Дружок. Тематика проекта отражалась и в игровой деятельности, детям были предложены новые игры: «Угадай по описанию», «Кто что ест?», «Назови детеныша», «Скажи ласково», «Какую пользу приношу?», «Посели в домик». Очень полюбились детям игры на звукоподражание и игры-имитации, которые были включены в логоритмические разминки. В сюжетноролевых и конструктивных играх дети чаще стали использовать игрушки домашних животных, так вместе с воспитателем дети обыгрывали ситуацию «Кошечка заболела»
Строили загончики для коров и лошадей. При организации двигательной деятельности детей воспитатели при взаимодействии с инструктором по физической культуре разучивали различные подвижные и хороводные игры, где главными героями были домашние животные.
Активными участниками проекта были родители, они не только помогли в организации предметной среды, но и активно откликнулись на предложение посетить природный комплекс «Роев ручей», на территории которого находятся «ясли» для детенышей домашних животных, также родители выезжали с детьми на экскурсию в деревню, где смогли понаблюдать за жизнью домашних животных в естественных условиях. По итогам экскурсий родителями были изготовлены детские портфолио, в которых отражались впечатления детей об увиденном.
На третьем этапе реализации проекта для детей было проведено итоговое развлечение, организованное совместно с музыкальным руководителем, «У бабушки в деревне». В рамках обобщающего этапа, из бесед, проведенных с детьми, стало ясно, что у них сформировалось целостное восприятие образов домашних животных, 90% детей теперь знают и называют домашних животных, 65% могут назвать их детенышей, 85% не испытывают затруднений в назывании характерных признаков животных. При этом дети стали отражать полученные впечатления в речи, 80% детей могут с опорой на мнемотаблицы составить описание домашнего животного. Также участие в проекте помогло детям и родителям ощутить себя значимыми в группе, увидеть свой вклад в общее дело.
В итоге можно сделать вывод: средства проектной деятельности помогли расширить представления детей о жизни домашних животных, способствовали развитию их познавательных интересов, коммуникативных навыков и переносу полученных знаний в другие сферы детской деятельности.
Список литературы
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений,- М. : Мозаика - Синтез, 2008.
2. Киселева Л. С., Данилова Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М. : АРКТИ, 2005.
3. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике. - М. :ТЦ Сфера, 2010.
4. Соломенникова ОА. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
5. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель, 2011.
6. Николаева С. Л. Юный эколог. Система работы во второй младшей группе детского сада. Для работы с детьми 3-4 лет. - М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010.