Айгуль Казакбаева
Образовательный проект «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект «Моя семья»
Оглавление
1. Характеристика проекта.
2. Актуальность.
3. Содержание проекта :
1 квартал «Семья. Родословная»;
2 квартал «Дом»;
3 квартал «Праздники и традиции».
4. Заключение.
5. Список литературы.
6. Приложения.
Тип проекта :
- информационно
- практико – ориентированный;
- психолого – педагогический;
- продолжительный.
Цель: содействие возрождению традиций семейного воспитания.
Задачи:
Публикация «Образовательный проект „Моя семья“» размещена в разделах
1) формирование знаний о семье, ее родословной, об истории появления дома, семейных традиций;
2) повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения;
3) создание в семье атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки,
взаимозаинтересованности и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
4) установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка.
Сроки реализации проекта : сентябрь – май.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
• возрождение традиций семейного воспитания;
• применение родителями педагогических знаний о воспитании детей в семье;
• развитие партнерских отношений в семье;
• ориентирование детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
Актуальность
Прекрасно и справедливо высказывание Ивана Александровича Ильина, известного философа и публициста: «…Семья – первичное лоно человеческой культуры… Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить (кого? и как, верить (во что) и жертвовать (чему? и чем); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец». Кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной и других сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы. Этот процесс коснулся и такого важного структурного элемента общества, как институт семьи. Все больше представителей молодого поколения отдают предпочтение альтернативным формам брачно-семейных отношений. Из семейного быта исчезают понятия «родной дом», священные места и предметы, уходят в прошлое совместные обеды, семейные праздники и традиции. В силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Но сформировать положительно насыщенный образ родного дома возможно лишь в семье. Донести эту мысль до родителей и помочь им привить детям бережное отношение к семейным ценностям, семейным традициям призван наш проект «Моя семья».
Содержание проекта
1 квартал «Семья. Родословная».
Работа с детьми
* ООД:
1) Ребенок и окружающий мир. «Едем в гости в деревню»;
2) «Каждый человек имеет право на имя»;
3) «Я здоровье берегу – сам себе я помогу!».
* Беседы:
- «Самые дорогие люди»;
- «Моя родословная» (с использованием фотографий из семейного архива);
- «Как росли мои родители»;
- «На каком языке мы общаемся между собой?»;
- Добрые слова»;
- «Об отношении к старшим».
* Обсуждение ситуаций:
- «На кого я похож?»;
- «Мой детский альбом»; - «Брат и маленькая сестра»; - «Мы помогаем бабушке»; - «У меня большая семья»; - «Чему вы научились у папы (дедушки)»; - «Встречаем с работы папу (маму)».
* Минутка почемучек: «Зачем ты маме?», «Зачем папа и мама тебе?», «Зачем вы ходите домой?», «Почему вы ходите в гости к бабушке, дедушке?» и т. д.
* Моделирование «Символический портрет моей семьи в геометрических формах, в цвете и размерах» с целью определения взаимоотношений в семье.
* Музыкальная игра «Звуки моей семьи» для осознания индивидуальности и неповторимости каждого члена семьи.
* Развивающие игры: составление «семьи» из картонных фигурок или стилизованных игрушек, устройство комнаты для семьи (моделирование, игра с геометрическими игрушками.
* Сюжетно-ролевые игры: «Моя семья», «Дочки – матери», «У бабушки в гостях».
* Чтение художественной литературы для закрепления понятия семья.
* Рассматривание и обсуждение семейных фотографий.
* Творческая деятельность детей (изо, лепка, аппликация) по блоку «Моя семья».
* Составление семейного альбома из нарисованных детьми портретов членов их семьи.
* Разучивание произведений малых форм фольклора с использованием имен.
* Разучивание песен о семье, прослушивание музыкальных произведений о семье, членах семьи «Неразлучные друзья», «О папе» «Про бабушку».
* Создание картотеки стихотворений о семье, о доме, о праздниках и традициях.
Работа с родителями
• Нетрадиционное собрание «Народная педагогика в воспитании ребенка»;
• Оформление почтового ящика для родителей «Ваши вопросы и пожелания»;
• Изготовление уголка «Светофор настроения»;
• Оформление фотостенда «Выходной день в семье», «Праздник осени», «День матери»;
• Оформление шкафчиков фотографиями «Визитка моей семьи»;
• Проведение праздника «День матери»;
• Выпуск фотогазеты «В нашей семье»;
• Консультации для родителей: «Я и мое имя»;
«Этноэтикет в воспитании детей»;
«Защита прав и достоинства ребенка в семье».
• Информационные листы:
- «Как приучить ребенка к чтению книг»;
- «Страшные сны» (советы психолога);
- «Если ребенок отказывается от еды»;
- «Поговорим про зрение».
2 квартал «Дом»
Работа с детьми
* ООД:
1) «Русская изба»;
2) «Как жили раньше башкиры» (убранство старинного дома);
3) «Земля – наш общий дом».
* Беседы: - «Дом, в котором мы живем»;
- «Почему я люблю свой дом»;
- «Моя комната»;
- «Я знаю свой адрес»;
- «Имена в названиях улиц»;
- «Домашние помощники»;
- «Родные вещи».
* Обсуждение ситуаций:
- «Чтобы в доме стало веселей»;
- «Моя комната»;
- «Мой игровой уголок»;
- «Один дома»;
- «Правила настоящего горожанина».
* Минутка почемучек: «Что может случиться, если…», «Что из чего сделано?»,
«Если бы я жил в деревне», «Чудо – вещи вокруг нас».
* Моделирование геометрическими фигурами «Моя комната».
* Конструктивные игры: «Дом моей мечты», «Моя улица».
* Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Новоселье», «Ремонт в доме (квартире)».
* Творческая деятельность детей (изо, лепка, аппликация) на тему «Мой дом».
* Игры – драматизации: «Кошкин дом», «Теремок», «Три поросенка», «Заюшкина избушка».
Работа с родителями
• Тестирование детей с обработкой результатов и комментарием психолога «Нарисуй дом».
• Проведение праздника, посвященного к Дню Защитника Отечества. Утренник «Милая моя мама».
• Консультации для родителей: «Роль отца в воспитании ребенка»
«Все лучшее человеку достается от матери».
• Информационные листы:
- «Наказывая, подумай: «Зачем?»;
- «Чтобы ребенок с желанием убирал игрушки»;
- «Чтобы ребенок рос трудолюбивым»;
- «Весна пришла».
• Папка – раскладушка: «Игротека в кругу семьи», «Как на ваши именины».
3 квартал «Праздники и традиции»
Работа с детьми
* НОД:
1) «Национальные традиции русского народа. Хлебосольство»;
2) «В гости бабушка пришла» (правила башкирского гостеприимства);
3) «Мужчины и женщины в семье».
* Беседы:
- «Праздник в семье»;
- «Учись проявлять благородство»;
- «Учись проверять свои поступки»;
- «За вранье не хвалят»;
- «Выходной день в нашей семье»;
- «О традиционных целебных напитках» (кумыс, морс, квас).
* Обсуждение ситуаций:
- «Какими словами вы встретите гостей?»;
- «Мои домашние дела»;
- «За столом»;
- «Умей извиниться»;
- «Чем можно порадовать близких?».
* Трудовая деятельность:
- Изготовление домовенка Кузи как оберега группы (из природного материала).
- Изготовление оберегов (кукла из ниток).
- Вышивание на салфетке, полотенце.
- Ручной труд «Подарки для близких».
- Изготовление макетов «Русская изба», «Башкирская юрта».
* Сюжетно – ролевые игры: «День рождения мамы», «Папин праздник», «В гости к бабушке», «Приезд родных».
* Создание традиций в группе:
• ритуал поздравления воспитанников группы с днем рождения;
• изготовление поздравительно альбома с рисунками детей группы.
Работа с родителями
• Собрание «Семейные традиции».
• Анкетирование «Ваши впечатления от праздника».
• Организация и проведение развлечения «Праздника домового».
• Информационные листы:
- «Можно ли сделать детский фуршет?»;
- «Веселимся во дворе»;
- «Мама, папа и я».
• «Семейная мастерская» :
- «Тюльпаны из одноразовых ложечек»;
- «Яблонька в нашем саду»;
- «Садовые цветы»;
- «Кораблик».
• Консультации для родителей:
- «15 мая – Всемирный день семьи»;
- «Традиции и обычаи нашего народа»;
- «Закаливание в условиях семьи».
• Папка – передвижка:
- «Советы по воспитанию внуков»;
- «Чем заняться в выходной?»;
- «Летние наблюдения»;
- «У голубой воды»;
- «Игры в вашей семье».
• Итоговый семейный праздник «От счастья ключи в семье ищи».
Заключение
Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Мы предполагаем, что за время реализации проекта «Моя семья» уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысится, дети лучше узнают свои корни, узнают, что такое род, родословная, семья. В процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомятся с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания. Благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.
Список литературы:
1. Громова О. Е., Соломатина Г. Н., Кабушко А. Ю. Ознакомление дошкольников с социальным миром. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 224 с. (Модули Программы ДОУ).
2. Дурова Н. В. Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. / Пособие для педагогов, воспитателей и родителей. – М. : Мозаика-Синтез, 2000.
3. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000. – 384с.
4. Гасанова Р. Х. Я Родину свою хочу познать! : Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с национальной культурой башкирского народа / Башкирский институт развития образования. – Уфа, 2009. – 134 с.
5. Агишева Р. Л. Я познаю Башкортостан: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. – Уфа: БИРО, 2009. – 100с.
6. Губайдуллина Ф. Х. Я живу в Башкортостане: Пособие для внеклассного чтения по культуре Башкортостана. / Башкирский институт развития образования. – 2002. – 144 с.
7. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к ч. 1 –М. : «Баласс», 1999. -192 с ил.
8. Куликова Т. А. Я и моя семья : Пособие для детей 5-6 лет – М. : Вентана-Граф, 2008. – 96 с. : (Предшкольная пора).
7. Кудряшова И. Проект «Моя семья» https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-moja-semja-142658.html.