Елена Ленденева
Образовательный проект «Полет в космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект
«Полет в космос»
Тип проекта : Творческий игровой.
Возраст детей: Старше-подготовительная группа.
Продолжительность проекта : Кратковременный (1 неделя).
Проблема: Что такое космос.
Цель: Формирование у детей элементарных представлений о космосе.
Образовательные задачи :
-продолжать расширять представления детей о многообразии космоса, об освоении человеком космического пространства.
Публикация «Образовательный проект „Полет в космос“» размещена в разделах
- Расширять представления о профессиях, связанных с космонавтикой.
Закрепить доступные пониманию детей знания о космических кораблях, космических станциях, об их оборудовании.
Развивающие задачи:
- Развивать творческие способности, фантазию, умение импровизировать.
- Поощрять любознательность, побуждать к использовать в игре специфических ролевых действий.
-Формировать умение объединять тематические, игровые эпизоды в сюжет.
- Вызывать к продуктивной деятельности.
Воспитательные задачи:
-Знакомить с выдающимися достижениями в космонавтике российских ученых, конструкторов.
Побуждать самостоятельно распределять роли, договариваться о последовательности игровых действий.
I этап
1. Вхождение в проблему: что такое космос?
2. Определение темы проекта.
3. Постановка цели и задач.
II этап
Методика «Три вопроса»
Что мы знаем? Что хотим узнать? Где можем это узнать?
Знаем первого космонавта. О космосе, о космонавтах. Энциклопедии, художественная литература.
III этап
Формы и методы работы воспитателя:
- Создание условий для возникновения у детей игровых мотиваций.
-Заинтересовать информацией о космосе.
- Руководство организацией игрового пространства.
- Привлечение родителей к подготовке игры «Полет в космос».
- Изготовление костюмов космонавтов, инопланетян, врачей.
- Чтение детям литературы по теме.
Игровое оборудование и атрибуты:
- Панно «Солнечная система».
- Атрибуты космической станции.
-Декорации и атрибуты Центра управления полетом (макет пульта управления полетом, карта звездного неба, телефоны, наушники).
-Музыкальное сопровождение (аудиозапись «космической музыки», взлета ракеты. аварийного сигнала, гимна России).
-Атрибуты космической станции (рации, приборы связи, космическое питание, бинокли, бортовой журнал).
- Медицинские атрибуты и оборудование (тонометры, фонендоскопы, термометры, микроскопы, медицинские карты космонавтов, тренажеры, компьютер с клавиатурой).
Костюмы врачей
Актуальность проекта.
Интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства и до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть на звездное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов, можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случаи, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность. Потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов-первооткрывателей космоса, нравственных ценностей (добрых, дружеских отношений и т. д.). При реализации проекта «Мы и космос» были использованы следующие подходы:
- в процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая речь.
- совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата.
-реализуя игровой проект, участники образовательного процесса «родители-дети- воспитатели» создают триаду содружества.
- у детей развивается собственное, личностное отношение к увиденному, услышанному, чувство радости от соприкосновения с космической красотой.
План работы:
Понедельник:
Первая половина дня.
1. Беседа: «Каким должен быть космонавт».
Вос-ль: На свете существует много опасных профессий. Давайте их вспомним и назовем (летчики, водолазы, пожарные, полицейские). Выполняя свою работу эти люди порой рискуют жизнью. За смелость и отвагу их награждают медалями и орденами. Космонавтов, вернувшихся после космической вахты на Землю, также чествуют, награждают почетными званиями, рассказывают о них в телевизионных передачах, в газетных статьях. Как вы думаете почему?
2. Чтение А. Т. Гагарина «О моем сыне».
Видеопризентация «И это все о нем».
3. Музыкальное занятие:
1. Слушание «космической» музыки и песен о космонавтах;
2. Разучивание «Марша юных космонавтов».
3. Выполнение музыкально-ритмических упражнений «Невесомость», «Космические перегрузки».
Вторая половина дня.
Физкультурное занятие:
Упражнения на спортивных тренажерах.
Подвижные игры.
Сюжетно-ролевая игра «Подготовка к полету в космос».
Организация игрового пространства: расположение Центра управления полетам, медицинского кабинета; примерка костюмов; обыгрывание предметов-заместителей.
3. Комплексное занятие№1. Изготовление макета «Там, на космических дорожках».
Вторник.
Первая половина дня.
1. Беседа: «Зачем летать в космос».
Воспитатель: Люди с давних времен мечтали научиться летать к звездам. Впервые возможность полета в космос обосновал великий российский ученый Константин Эдуардович Циолковский, а конструктор Сергей Павлович Королев создал ракету для полета в космос. И первым космонавтом в мире стал Юрий Алексеевич Гагарин.
Как вы думаете, зачем люди летают в космос?
Космонавты помогают ученым- геологам разведывать полезные ископаемые, особенно в тех местах куда трудно добраться человеку. Для чего люди добывают полезные ископаемые? (Воспитатель предлагает детям дома вместе с родителями найти нужную информацию в энциклопедии).
2. Рассказ воспитателя «Как устроена ракета».
Видеопрезентация «Космический дом».
Вос-ль: Как вы думаете, почему трудно попасть в космос?
Дети высказывают мысль о том, что наша планета как огромный магнит притягивает к себе все: животных, людей, все предметы; дети вспоминают опыты с магнитами в лаборатории.
Да, в космос попасть не просто. Ракета должна взлететь так быстро, чтобы Земля не успела вернуть ее назад. Давайте рассмотрим макет космического корабля. Он состоит из двух частей: спускаемого аппарата и приборного отсека. Спускаемый аппарат – это небольшая кабина, в которой находятся космонавты во время взлета и посадки. Здесь помещаются только кресла космонавтов. В них они работают и отдыхают. На Землю корабль возвращается с помощью тормозной двигательной установки. Эта установка находится во второй части корабля, в приборном отсеке. Там же хранятся и горючее для нее, и приборы, с помощью которых космонавты ведут исследования. У космонавтов два дома : один на Земле другой в космосе. Космический дом особенный - это научная орбитальная станция, на которой космонавты живут и работают по много месяцев. Космический дом напоминает громадную птицу, которая раскинула крылья и летит над Землей. Крылья – «домашняя электростанция», ее специальные пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток. В доме есть комнаты». Первая – «прихожая», или переходной отсек, в ней две двери-люки. Одна ведет в космос, другая - в жилые комнаты. Двери плотно закрываются. В «прихожей» хранятся скафандры космонавтов, и все что может понадобиться для выхода в открытый космос. Вторая комната самая большая - рабочий отсек. У третьей «комнаты» много назначений: «стадион», «кухня», «столовая» и «медицинский кабинет». А спят космонавты в спальных мешках, которые пристегиваются ремнями к стене станции. Есть в космическом доме еще одно помещение. В нем находится двигательная установка, с помощью которой космический дом может менять орбиту. Поворачивать в разные стороны. Тормозить или разгоняться. Как только космический корабль выходит на орбиту, все что находится внутри - различные предметы, научные приборы, люди - теряют «тяжесть», ничего не весит. Это называется невесомостью. Вся пища в космосе упакована в тубы, в пакеты. В космическом доме есть также душ, но необычный. За космонавтами, которые находятся на орбите, постоянно наблюдают с Земли сотрудники Центра управления полетами - инженеры, научные работники, медицинский персонал. Они всегда готовы помочь и советом, и делом. Из этого Центра отправляют на орбиту также транспортные корабли, запускают ракеты. Кто из вас хотел бы стать конструктором или механиком, чтобы запускать ракеты в космос, проверять исправность всех механизмов при взлете и посадке космического корабля (Высказывание детей).
3. Чтение. А. Леонов. «Выхожу в космос» (глава «Мы стартуем).
4 занятие№2. «Там на космических дорожках».
Вторая половина дня.
1. Сюжетно-ролевая игра «Запуск ракеты-носителя. Работаем и отдыхаем на космической станции.»
Организация игрового пространства: расположение космодрома, ракеты, космической станции; обыгрывание предметов-заместителей.
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми:изготовление атрибутов, элементов костюмов, оформление игровой комнаты.
Среда.
Первая половина дня.
Рассказ воспитателя о космосе и планетах Солнечной системы. (Дошкольное воспитание 2002г. №4).
3. Чтение. А. Леонов «Выхожу в космос», «Возвращение на корабль».).
4. Просмотр мультипликационного фильма «Тайна третьей планеты». (первая часть).
Вторая половина дня.
1. Сюжетно-ролевая игра «Выход в открытый космос»
Организация игрового пространства: оборудование шлюзовой камеры, установка солнечных батарей.
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми: изготовление атрибутов, костюмов и элементов декораций.
Четверг.
Первая половина дня.
1. Беседа с детьми на тему «Планета Земля». Экологическая тревога. ( Большая энциклопедия дошкольника: «Мы загрязняем нашу планету».
2. Рисование «Путешествие к неизведанным мирам».
3. Просмотр мультипликационного фильма «Тайна третьей планеты».
4. Сюжетно-ролевая игра «Встреча с инопланетянами».
5. Организация игрового пространства: расположение неизвестной планеты» (подбор декораций для планеты, подбор атрибутов для игры.
Вторая половина дня.
Проведение опытов в лаборатории для экспериментирования.
«Почемучкины вопросы» : «Где ночует солнышко», «Земля- магнит».
Пятница.
Первая половина дня.
1. Занятие игровое.
Предполетная подготовка : Упражнения с задержкой дыхания, имитирующие невесомость.
2. Составление с детьми примерного плана игры «Полет в космос»(с использованием игровых модулей).
3. – Подготовка космонавтов к полету : врачебный осмотр, тренировка. Сдача экзаменов на готовность к полету, полетное задание, исполнение песни «На пыльных тропинках далеких планет».
4. –Подготовка космического корабля к полету.
5. –Запуск ракеты-носителя. Управление полетом с Земли.
6. – Работа и отдых на космическом корабле. Выход в открытый космос. Ремонт обшивки корабля, солнечных батарей.
7. – Встреча с инопланетянами.
8. –Приземление. Встреча на Земле. Сдача рапорта о завершении космического полета и выполнении задания. Исполнение гимна России.
После обсуждения плана детям предлагается объединиться в группы по ролям и начать игру. В ходе самостоятельной игры детей воспитатель может только корректировать содержание, уточнять ролевые действия. Игра не регламентируется взрослыми и заканчивается по желанию детей.
Вторая половина дня.
1. Подведение итогов игры. Воспитатель предлагает рассказать о своих впечатлениях, обсудить ситуации. Которые возникли во время игры, высказать мнение о костюмах, о взаимодействии в ролевых подгруппах (космонавтов, врачей).
Воспитатель отмечает инициативу детей, творческий подход, спрашивает, почему профессия космонавта требует мужества, почему космонавтов называют героями. Предлагает спеть «Марш юных космонавтов» и вручает всем участникам эмблемы.
2. Просмотр мультфильма «Незнайка на Луне».
Занятие: «Путешествие по неведомым планетам».
Цель: Активизировать и расширять словарь по теме «Космос». Закрепить умение складывать звуки в слоги и слова, определять количество слогов в слове, придумывать слова по заданному слогу. Развивать навыки составления и решения задач. Закреплять названия геометрических фигур.
Физминутка на космическую тему.
Воспитатель: Слышите странные звуки? Как вы думаете. Что это? (Звук летающей тарелки). Посмотрите она приземлилась у нас в группе (многоугольник) Откуда она прилетела? (Из космоса, с другой планеты). Название каких планет вы знаете? Кто живет на других планетах? (инопланетяне). Подойдем и рассмотрим летающую тарелку. (подходят к многоугольнику рассматривают его и достают из него ящик).
Воспитатель: Это космический ящик. (вынимает из него письмо). Да тут письмо! Оно написано на каком-то странном языке. Кажется, я, догадалась! Это иноплонетный язык. Попробую прочитать письмо от инопланетян.
«Дорогие ребята! Приглашаем вас в гости. Вы познакомитесь с нашими планетами и покажете, что вы знаете и умеете делать. Прилетайте, ждем».
Дети, хотите отправиться в космическое путешествие?
Дети да.
Давайте посмотрим, что лежит в космическом ящике.
Дети поочередно достают из ящика карточки с примерами.
Воспитатель: Это космические приглашения. Чтобы узнать номер своего места в летающей тарелки, вы должны решить примеры. (Дети решают примеры и садятся на стульчики, к которым прикреплены цифры ответы).
Воспитатель: Полетели.
Дети (вместе с воспитателем).
Отправляемся в полет!
Нас тарелка вдаль несет.
На планету полетим.
На какую захотим.
Вос-ль: Вижу планету! Идем на посадку.
Вос-ль: (стоит у доски к которой прикреплены карточки со словами- названиями планет, разделенными на слоги). Мы попали на планету Мотогра. Как эту планету назвали бы мы земляне?
Вос-ль: Как нужно переставить слоги в слове «мотогра», чтобы получилось слово «грамота».
Вос-ль: Верно. Мы бы назвали эту планету Грамота. Что нужно знать чтобы быть грамотным. Какие бывают звуки? (гласные и согласные).
Вы хорошо разбираетесь в грамоте, значит мне поможете. На этой планете случилось несчастье: перемешались гласные и согласные буквы. Разберите их: справа от себя разложите буквы, которыми обозначены гласные звуки, а слева- согласные.
Вос-ль: Какие вы сообразительные! А вы можете составить слово из этих букв?
Молодцы! Вы справились с заданием. Жители планеты приготовили для вас сюрприз. Дает детям коробочку. Они рассматривают «космические камни).
Вос-ль: Пора отправляться на другую планету. Для этого нужно превратиться в трансформеров. Что такое трансформеры (ответы детей).
Дети в вместе с вос-лем.
Мы в трансформеров превратились.
И на другой планете очутились.
Дети садятся за столы.
Вос-ль: Мы попали на планету МАТИКАМАТЕ. Как бы назвали эту планету. Земляне?
Вос-ль: Верно. Мы попали на планету МАТЕМАТИКА, Что мы изучаем на занятиях по математике? Что такое задача? Помогите жителям планеты – решить арифметические задачи.
Вос- ль: Молодцы. Теперь придумайте свои задачи, используя примеры.
ВОС-ЛЬ: Вы справились со всеми заданиями. Жители планеты приготовили для вас сюрприз.
Дает детям коробочку. Они рассматривают красную пыль.
Вос-ль: Чтобы попасть на другую планету нужно превратится в звездочек.
Дети.
В звездочек мы превратились
И на другой планете очутились.
Вос-ль: Мы на планете МИЧРИТНАЯ, Как эту планету назвали бы мы, земляне?
Вос-ль: Да, мы бы назвали эту планету РИТМИЧНАЯ. Все что нас окружает, имеет свой ритм. Солнце утром встает, а вечером заходит, за зимой идет весна, а за ней лето. Даже мы живем по определенному ритму- наше сердце стучит ритмично, и если мы прислушаемся то услышим его ровный стук. (дети прикладывают ладонь к груди и слушают стук сердца). Каждое слово можно проговорить и прохлопать в каком – то ритме. Назовите свое имя и прохлопайте его.
Вос-ль: (указывает на следы разложенные на полу) Чьи это следы? На следах написаны слоги. Придумайте имена с этими слогами. Выложите столько звездочек сколько слогов в имени.
Вос-ль: Молодцы. Для какого вы придумали имена? (для инопланетян). Посмотрите, как они выглядят.
Детям дает коробочку и они рассматривают «фотографии» инопланетян.
Вос-ль: Чтобы попасть на другую планету нужно превратиться в роботов.
Дети:
В роботов мы превратились
На другой планете очутились.
Вос-ль: Мы на другой планете, которая называется ГУФИРЫ.
Вос-ль: На планете, которую мы назвали ФИГУРЫ, обитают необычные животные. Выложите их из геометрических фигур.
Дети выкладывают изображения животных из блоков Дьенеша и объясняют, какие фигуры они использовали.
Вос-ль: Молодцы! Жители этой планеты приготовили для вас сюрприз.
Дает детям коробочку со сладким призом.
Вос-ль: Пора возвращаться на Землю. Занимайте свои места в летающей тарелке.
Дети (вместе с воспитателем).
Все из полета возвратились.
И на Землю приземлились.
Вос-ль: Вот мы и дома. Где мы путешествовали? На какой планете вам понравилось больше всего? Какие подарки вы привезли?. Если вам понравилось путешествие возьмите веселое солнышко, если не все понравилось в путешествие - серьезное солнышко, если ничего не понравилось - грустное солнышко (дети выбирают смайлики).
Блиц опрос «Космическое путешествие».
1. Самая большая планета солнечной системы? (Юпитер).
2. Кто первым вышел в открытый космос? (Леонов).
3. Первый космонавт планеты? (Гагарин).
4. Первая женщина- космонавт? (Терешкова).
5. Источник жизни на Земле? (солнце).
6. У какой планеты есть кольца? (У Сатурна).
7. Одежда космонавта? (Скафандр).
Конкурс стихотворений о космосе «Там, за облаками».
Игроки поочередно рассказывают стихи на космическую тематику. Выигрывает та команда члены которой знают больше стихов о космосе.
Конкурс «Нарисуй космонавта».
Два игрока от каждой команды рисуют космонавта на листе бумаги за пять минут. Выигрывает тот, игрок, чей рисунок окажется наиболее удачным.
Конкурс «Покорители космоса».
Воспитатель. После Юрия Гагарина множество других космонавтов побывали на космической орбите. Кого из советских и российских космонавтов вы знаете? (В. Терешкова, А. Николаев, А. Леонов, Ю Г. Титов).
Приложение №I
Информация для детей.
(стихи, загадки, чистоговорки, скороговорки, сказки)
На звездных и земных орбитах.
(стихи о покорителя Космоса).
Юрий Гагарин.
В космической ракете.
С названием «Восток».
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель.
Навеки будем вместе
Гагарин и апрель.
День космонавтики.
Взлетел в ракете русский парень,
Всю землю видел с высоты.
Был первым в космосе Гагарин.
Каким по счету будешь ты?
Млечное небо.
Посмотри в это млечное небо,
В этот мир бесконечных миров,
И пойми, что сердиться нелепо.
На судьбу, пропитанье и кров,
Ведь и звезды Вселенной прекрасной,
Гордый путь в мирозданье торя,
Где-то падают, где-то не гаснут.
Где-то просто висят, не горя.
Среди земли седой.
И выжженных полей
Надежная ладонь
Для звездных кораблей.
Мир спину разогнул
В наплыве дат и вех.
При слове «Байконур».
Планета смотрит вверх!
Так будет.
На Землю смотрит Марс.
С ночного неба,
Как будто ждет гостей издалека.
Ведь у него
Никто ни разу не был;
Далекая дорога нелегка.
Но верю я:
Вернувшись из полета,
Зайдет ко мне земляк мой на часок
И осторожно,
Как живое что-то,
Положит на ладонь звезды кусок.
В своих руках его мы обогреем,
В музее место выделят ему.
И станут люди на земле добрее.
Не понимая сами почему.
Загадки.
Ни начало, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она- большущий шар. (земля).
Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (солнце).
Ночью по небу гуляю, тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной.
А зовут меня (луной).
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто скажите это?. …. (космонавт).
Не первый раз, не в первый раз.
В огне и звуках грома
Ракета в воздух поднялась
С земного…. (космодрома).
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную…. (ракету).
У нас сбываются мечты:
Покажут в телекадре,
Как по Сатурну ходишь ты
В космическом… (скафандр).
Считалки.
На Луне жил Звездочет.
Он планетам вел отсчет.
Меркурий – раз.
Венера- два.
Три- Земля.
Четыре- Марс.
Пять – Юпитер.
Шесть- Сатурн.
Семь- Уран.
Восьмой- Нептун.
Девять- дальше всех Плутон.
Кто не видит- вон.