Светлана Бородина
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Гражданин воспитывается с детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей №4 «Звёздочка»
Воспитательно – образовательный проект по
нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Тема: «Гражданин воспитывается с детства»
Сроки реализации: среднесрочный (3 месяца)
Возраст детей: 5-6 лет
Авторы проекта :
Ирт М. С.
Бородина С. А.
Хрулева Н. В.
Костюк Г. В.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников „Гражданин воспитывается с детства“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
п. Шушенское
2015г
Введение
«Человеку никак нельзя жить без
Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решается в ДОУ, но результаты исследования показывают, что у некоторых детей отмечается низкий уровень знаний истории посёлка, края, страны; отсутствует познавательный интерес; родители тоже затрудняются в знании истории родного края и не имеют возможности посещать культурные мероприятия, проходящие в посёлке из-за высокой занятости.
Актуальность: Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Цель проекта :
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в дошкольном учреждении среды, способствующей этому воспитанию. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Задачи проекта :
-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
-расширение представлений о городах России;
-знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
-развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
-формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
-формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный:
Изучение литературы по данной теме;
1. Т. И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
2. М. Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
3. З. А. Ершова, Н. А. Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
4. Материалы Интернет.
5. М. К. Боголюбская «Хрестоматия по детской литературе»
6. Г. Кубицкий «Край родной Россия»
7. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» под редакцией Л. А. Парамоновой
8. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика - Синтез, 2008;
9. Новицкая Н. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. Линка – Пресс, 2003.
10. Позднякова Е. А. Гражданское воспитание. Волгоград. Учитель 2008.
Подготовка оборудования:
- выставки книг, рисунков, поделок,
- материально – техническое оборудование,
-бросовый материал;
- оформление групповой комнаты для реализации проекта.
Основной:
Работа с родителями
- приглашение родителей для участия на детских праздниках,
-совместная зарисовка герба своей семьи,
-рассказать о своей профессии,
- консультации для родителей.
Работа с детьми:
- проведение бесед по данному проекту,
- проведение цикла познавательных занятий,
- изготовление подарков к праздникам,
- чтение рассказов согласно данному проекту,
- рассматривание иллюстраций,
- проведение дидактических игр,
- заучивание пословиц.
Оснащение предметно – развивающей среды:
- подбор произведений русского народного творчества,
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки,
- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
- дидактические игры,
- выставки книг, рисунков, поделок,
Завершающий:
-изготовление открыток ко Дню Победы,
-чествование ветеранов ВОВ во время проведения митинга.
Ожидаемые результаты
Итоговым результатом является мероприятия, где дети покажут свои знания, принимая активное участие в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, других видах деятельности. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь. За время проведения мероприятий дети освоят доступные знания об истории родного Отечества, приобретут навыки социального общения со взрослыми. Научатся проявлять заботу, внимание и уважение к пожилым людям, оказывать им посильную помощь.
В ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории края и поселка, символике и достопримечательностях России, начнут проявлять интерес к событиям поселковой жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности. Работая совместно с родителями, дети узнают об их профессиях, о важности труда.
План мероприятий
16 - 20 февраля
1. Изготовление подарков для пап и дедушек.
2. Д/и «Разрезные картинки» - «Военная техника».
3. С/р игра «Пограничники».
4. Чтение Александрова «Дозор», Митяев «Наши солдаты», «Самолёт».
5. Конструирование из бумаги «Самолёт», «Машина», «Кораблик».
6. Приглашение родителей для участия в конкурсах на празднике в честь Дня защитника Отечества.
7. Пригласить Кузнецова А. К. провести беседу о военной службе и военных профессиях
24 – 27 февраля
1. Познакомить детей с картой России, с российской государственной символикой (герб, флаг, гимн).
2. Чтение стихотворения А. Перлова «Родина».
3. Аппликация «Флаг России».
4. Рассматривание русского народного костюма.
2 – 6 марта
1. Изготовление подарков для мам и бабушек.
2. Игровая ситуация «Чем я помогаю маме».
3. Чтение рассказа К. Ушинского «Наше Отечество» («Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» под редакцией Л. А. Парамоновой, стр. 680).
4. Предложить мамам рассказать о своей профессии.
9 – 13 марта
1. Беседа «У нас дружная семья», «Любимые занятия родителей».
2. Д/и «Профессии».
3. Конструирование «Дом для моей семьи».
4. Чтение Е. Благинина «Посидим в тишине».
5. С/р игра «Семья».
6. Предложить родителям придумать и нарисовать герб своей семьи.
16 – 20 марта
1. Беседа о важности труда людей всех профессий.
2. Чтение М. Матусовский «С чего начинается Родина».
3. Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.
4. Объяснение значения пословиц о Родине (Г. Кубицкий «Край родной – Россия», стр. 50 – 51).
23 – 27 марта
1. Беседы «Предметы личной гигиены, как ими пользоваться?», «Если хочешь быть здоров – закаляйся!».
2. Д/и «Продукты полезные и не очень».
3. С/р игра «Кафе».
4. Д/и «Мы знаем родной язык» («Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» под редакцией Л. А. Парамоновой, стр. 686).
5. Знакомство с достопримечательностями родного края (Г. Кубицкий «Край родной – Россия», стр. 74 – 77).
30 – 03 апреля
1. Экскурсия по посёлку на «автобусе» (по фотографиям).
2. С/р игра «Путешествие по улице».
3. Чтение И. Пришвин «Моя Родина».
4. Экскурсия по музею (виртуальная по фотографиям) (Г. Кубицкий «Край родной – Россия», стр. 78 – 79).
6 – 10 апреля
1. Рассказать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса. Развивать интерес к истории своей страны, гордости за её достижения.
2. Знакомство с декоративно – прикладным искусством России, разными видами росписи.
3. Предложить родителям сконструировать вместе с детьми космический корабль из бросового материала.
4. Нравственное воспитание детей в семье (памятка для родителей)
13 – 17 апреля
1. «Москва – столица» - знакомить детей со столицей нашей Родины, её основными достижениями («Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» под редакцией Л. А. Парамоновой, стр. 696).
2. Конструирование из строительного материала «Башни Кремля» («Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» под редакцией Л. А. Парамоновой, стр. 700).
3. Чтение Ф. Глинка «Город чудный, город древний» («Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» под редакцией Л. А. Парамоновой, стр. 701).
20 – 24 апреля
1. Беседа о людях разных национальностей, живущих в России, их национальные праздники, одежда. (Г. Кубицкий «Край родной – Россия», стр. 53 – 55).
2. Рисование с элементами аппликации «Короны и кокошники» («Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» под редакцией Л. А. Парамоновой, стр. 238).
3. Разучивание хороводной игры «Грушка».
4. Как воспитать маленького патриота.
27 – 01 мая
1. Беседа о подвигах солдат во время ВОВ.
2. Чтение рассказов о подвигах пионеров – героев.
3. Аппликация «Георгиевская лента».
4. Воспитание маленького гражданина
4 – 8 мая
1. Беседа о березке – символе России.
2. Стихи и песни о берёзке.
3. Рисование «Элементы росписи».
4. Экскурсия к памятнику «Скорбящая мать» и возложение цветов, участие в митинге совместно с родителями.
5. Разучивание хороводной игры «Березка»
11 – 15 мая
1. Рисование «Моя Родина».
2. Беседа о «Конституции РФ».
3. Чтение отрывков из сказок Ю. Олеша «Три толстяка», Д. Родари «Чиполлино» (беседа о справедливости сказочного государства).
Анализ проектной деятельности
Реализация содержания работы происходит в разнообразных формах: во время бесед, чтения и обсуждения художественных произведений, праздничных мероприятий, изготовления подарков. Использование такого многообразия форм способствует наиболее эффективному усвоению знаний детьми, благотворно влияет на воспитание нравственно – патриотических чувств. Вся эта разносторонняя работа объединяет педагогов, детей, родителей в важнейшем деле формирования основ патриотизма и гражданственности.