Елена Береснева
Туристический образовательный маршрут в лес
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Вызвать положительный эмоционально - психологический настрой и получить запас бодрости.
Задачи:
• Способствовать освоению простейшим туристическим умениям и навыкам : двигаться в колонне по одному по установленной дистанции с рюкзаками; выполнять технически грамотно разнообразные несложные препятствия: ходьба по кочкам, подлезание под мостик, ходьба по канату.
Публикация «Туристический образовательный маршрут в лес» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
• Развивать и обогащать словарный запас: слова – предметы: турист, палатка, котелок, рюкзак, компас, пенка; слова – действия: поход, привал, сбор, преодолевать. Совершенствовать умения складывать костер («шалаш» и «колодец»)
• Закрепить знания видов леса (хвойные, лиственные и смешанные)и их названия (дубрава, березовая роща, сосновый бор, ельник, кедрач). Совершенствовать умения ориентироваться по карте.
• Воспитывать любознательность,
• Соблюдать правила безопасного поведения во время игр в природных условиях, используя экологические знаки. Следить за чистотой поляны, не допускать засорения леса
• Дать алгоритм действия в чрезвычайной ситуации (потерялся в лесу)
Предварительная работа:
Беседа с детьми о туристах
Рассматривание иллюстраций о походах, мультфильма «Ох и Ах идут в поход»
Создание карты - маршрута
Сообщение родителям о предстоящем походе и необходимой экипировке детей.
Повторение правил поведения на природе.
Ход мероприятия:
- Ребята! Сегодня я хочу предложить вам стать туристами.
- Вы согласны?
- А вы готовы сегодня идти в поход?
- У вас все есть для похода?
- Вы все одеты как настоящие туристы? (удобная одежда и обувь, головные уборы, рюкзаки с провизией).
- На пути нас ждет много интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными, чтобы не потеряться в дороге и суметь определить путь по карте. Желаю вам удачи и интересных приключений. Вот вам карта- отправляемся в путь.
(рассматривают карту, определяют, где первая остановка)
Речёвка туриста :
Восп. : Кто шагает с рюкзаком?
Все: Мы, туристы!
Воспит. : Кто со скукой не знаком?
Все: Мы туристы!
Воспит. : Нас вперёд ведут…
Все: Дороги!
Воспит. : Наш девиз:
Все: «Всегда вперёд!»
Воспит. : Эй, ребята,
Все: Твёрже шаг!
Воспит. : Что турист берёт в дорогу?
Все: Песню, ложку и рюкзак»
Пункт маршрута «Переправа»
Пункт организован на физкультурном участке, где заранее выкладываются кочки, стоит мостик, натянут канат.
-Ребята! Посмотрите, мы кажется попали на болотистую местность.
-Что же делать?. Ведь нам обязательно надо здесь пройти. Поход без трудностей не обходится. Нужно уметь справляться с ними так, чтобы не нанести вреда себе, другим и окружающей природе. Давайте попробуем преодолеть первую трудность.
-Вставайте все за мной и по одному друг за другом пройдем. Здесь нужно быть внимательным, осторожным и не спешить.
(Воспитатель показывает, как преодолевать полосу препятствий, Дети по очереди прыгают по кочкам, проходят по низкому мостику, идут по канату.)
-Молодцы! Все справились! Отправляемся дальше. Сверимся по карте, куда надо идти.
(Дети сверяются с маршрутом)
-Песню запевай!
Пункт маршрута «Медуница»
Данный пункт организован на полянке, окруженной кустами, деревьями. На деревьях развешаны экологические знаки, обозначающие правила поведения на природе. (под окнами физ. зала)
Медуница: : Здравствуйте, ребята! Мои друзья – растения и животные – не могут говорить и защитить себя. Когда люди идут в лес, они не хотят наносить никому вреда, но, сами того не желая, причиняют боль природе. Медуница: Чтобы этого не произошло, нужно знать, что в лесу можно делать, а чего нельзя.
-Как вы думаете, что в лесу можно делать?
-А чего делать не следует? (предположения детей)
-Как вы думаете, а как можно рассказать людям о правилах поведения? (подвести к тому, что можно сделать знаки)
- Вот какие знаки есть у меня, попробуйте догадаться, что они означают. (рассматривают и обсуждают)
На природе отдыхали,
Много ели и играли.
Мусор весь мы соберем
И с собой его возьмем.
Ведь полянка – чей-то дом –
Пусть порядок будет в нем!
И лягушку, и жучка,
В паутинке паучка,
Бабочку и муравья
Не обидим ты и я!
Деревце, цветок и куст
Радуют всегда нас пусть!
Не сорвем и не сломаем,-
Что они живые, знаем!
Медуница: Какие бы вы еще нарисовали знаки для людей, которые не знают, как нужно себя вести на природе? (предположения детей).
-У меня есть заготовки: Первая- запрещающий знак, а вторая – предупреждающий. (по 2-3 заготовки каждого)
-Подумайте и попробуйте нарисовать знаки, которые бы вы хотели еще сделать. (Дети создают новые знаки. В ходе рисования знаков, идет обсуждение, для какой цели нужен этот знак, и что нужно делать, увидев такой знак).
-Молодцы! Помните эти правила, и тогда природа будет всегда вам рада.
-Посмотрите кругом. Как здесь красиво! Это мое лесное царство.
-Какой бывает лес (беседа с детьми о видах леса)
-Какие вы умные.
-Все знаете, а играть вы любите? Тогда начинаем!
Игра «Назови дерево»
Цель: закрепить знание о хвойных и лиственных деревьях.
Ход: дети идут в рассыпную и говорят слова:
«Как в лесу-лесочке оживают почки,
Деревья все стоят, о чем-то говорят.
Покружись, покружись и в ….дерево превратись!»
Воспитатель называет вид дерева. (хвойное или лиственное) Затем идет и спрашивает: «Какое ты дерево» Дети называют название дерева.
-Молодцы, ребята! Меня ждут лесные дела. Надо осмотреть свои владения.
-А вам счастливого пути!
- Спасибо тебе Медуница. А нам пора отправляться в путь. Нас ждут новые приключения. Сверяемся с маршрутом. С речевкой шагом марш1
Пункт маршрута «Необыкновенная полянка»
Данный пункт расположен на открытой площадке, на которой есть палатка и лежат веточки, поленья для костра.
-Вот ребята мы и пришли на конечный пункт нашего маршрута. Посмотрите, здесь есть палатка.
-А как вы думаете, для чего она нужна?
-И в каком месте ее нужно ставить (ответы детей)
-Правильно, Если поход длится несколько дней – без палатки не обойтись! Она станет вашим временным домом в лесу. Защитит от насекомых и согреет. Настоящий турист умеет правильно собирать и разбирать палатку, знает, что ставить ее нужно на возвышенности, обязательно на сухом месте. Если неподалеку есть сухая трава – нужно положить ее на место, где будет стоять палатка, чтобы было теплее и мягче спать. А как вы думаете, что должно находиться внутри палатки? (Ответы детей)
-Там должны находиться туристические пенки (коврики) и спальные мешки. (Рассматривание с объяснением).
-Когда туристы ночуют в прохладную погоду, теплее всего они укутывают ноги, поскольку считается, что если ноги будут в тепле, то и все тело не замерзнет. А теперь давайте подойдем к палатке и посмотрим, кто нас там ждет. (подходят, из палатки выходит Леший)
Леший: Здравствуйте, ребята! С чем пожаловали? (Мы в поход отправились, чтобы узнать много интересного)
Леший: А вы знаете, что в походе нужно брать? (ответы детей)
-А давайте-ка, мы сейчас это и проверим.
-Согласны? Тогда делитесь на две команды.
Игра «Что возьмем с собой в поход»
Цель: Закрепить знания детей о том, что нужно брать с собой в поход.
В нескольких метрах на пледах разложены различные предметы: свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, кружка, ложка, чашка, фотоаппарат, продукты, карта, спальный мешок, пенка, спортивные гантели, конструктор и т. д. Дети поочереди подбегают к ним, выбирают необходимый для похода предмет, возвращаются с ним. По окончании игры Леший вместе с воспитателем проверяют правильность выполнения задания, уточняют, для чего нужен тот или иной предмет.)
Леший: Молодцы ребята! Это вы знаете.
-А вот скажите мне, что вы будете делать, если в лесу заблудитесь? Ваши действия. (ответы детей)
-Прежде всего не следует бояться. Страх – плохой помощник. Нужно дать о себе знать, но постоянно и долго кричать не надо – быстро устанешь. Поэтому в поход нужно брать с собой свисток. Свистеть намного проще, чем кричать «ау».
- Если обнять понравившееся дерево, оно поможет успокоится.
-Хорошо, если дерево будет стоять на поляне, а не в чаще леса. Ведь так проще увидеть потерявшегося. Нужно, чтобы тебя было и видно и слышно.
-Для этого нужно оставлять стрелки из веток, выкладывать на поляне большой крест, чтобы его могли увидеть с самолета. Если увидели в небе вертолет, нужно бегать по поляне, так вас легче увидеть с вертолета.
-Чтобы не замерзнуть, нужно набрать сухой травы, нарвать еловых веток. На них можно сидеть и лежать.
-Главное помнить, что потерявшегося будут искать, пока не найдут. В такой ситуации не надо бояться чужих людей, возможно, они помогают вас искать. Нужно подойти к ним и сказать, что потерялись. Все запомнили? (предлагает представить, что дети потерялись и показать свои действия)
Игра: «Я потерялся»
Цель: Закрепить алгоритм действия в чрезвычайной ситуации.
-Молодцы! А самое главное в походе быть внимательным, не отвлекаться, не отставать и тогда точно не потеряешься.
-Мы сегодня никого не потеряли? (Дети смотрят)
-Ну, раз все на месте, тогда давайте попрощаемся с Лешим, вот на этой полянке расстелем наши покрывала, сядем кружочком, сделаем костер из поленьев, достанем свои припасы и отдохнем.
-А потом можно будет и поиграть.
-Скажите, а какой костер мы сейчас будем делать. («Шалаш», т. к. он нужен для разогрева пищи и тепла)
-А какие еще виды костров вы знаете? («колодец»)
-Для чего он нужен?
-А как правильно развести костер (Убрать верхний слой дерна, положить сухой травы или веточек, а сверху выкладываем из поленьев шалаш).
-Сегодня в походе самый внимательный был…., он и будет выкладывать костер, а помогут ему (ей) 2 друга (подружки, которых он (она) выберет сам.
Практическое задание: «Выкладываем костер»
(Дети устраиваются на привал, едят, пьют воду, делятся впечатлениями.)
-После привала все за собой не забываем убирать, мусор в пакет и с собой. С песнями возвращаемся в детский сад.