Анастасия Воронова
Образовательные модели нетрадиционной техники рисования в процессе художественно-эстетического развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные модели нетрадиционной техники рисования в процессе художественно-эстетического развития дошкольников.
Воспитатель: Воронова Анастасия Андреевна
г. Ивантеевка СОШ “2” ОДО “Умка”
Публикация «Образовательные модели нетрадиционной техники рисования в процессе художественно-эстетического развития дошкольников» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Цель исследования: выявление возможностей использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников.
Задачи исследования:
- Определение ведущих понятий исследования.
- Рассмотреть проблему развития творческих способностей дошкольников в
трудах педагогов и психологов.
- Описать возможности использования нетрадиционных техник рисования
для развития творческих способностей дошкольников.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Так же развиваются специальные умения и навыки: координация глаз, владение кистью руки.
Дошкольное детство — это важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир, представляя маленького исследователя. Разностороннее развитие ребенка идет успешнее, если он включен в разнообразную детскую деятельность, где реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчество.
Результатом творческой деятельности является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей,
обладающих объективной и субъективной значимостью. Многие из исследователей объединяют понятие «творчество» и «творческая способность», сопоставляя их друг другу. Эти два понятия принято считать неотъемлемыми составляющими всего творчества. Под понятием творческой способности обычно понимается способность, связанная с созданием чего-то качественно нового. Творчество – практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты.
Если говорить о детском творчестве, то следует подчеркнуть, что оно всегда основано на подражании. Подражание уже имеющимся художественным образцам служит важным фактором развития ребенка, в частности, его художественных способностей. Именно это конкретизирует задачу педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна самостоятельная творческая деятельность дошкольников. Учитывая склонность к повторению того, что видит ребенок, педагог должен воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.
На сегодняшний день существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. Практики подчеркивают, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
Их использование способствует:
-интеллектуальному развитию ребенка;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- развивает мелкую моторику рук;
- свобода выбора изо-материалов и техник.
Опыт применения таких техник показывает, что из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества разнообразие и вариативность в лепке, рисовании, аппликации. Все эти виды деятельности не терпят шаблона, стереотипности. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные и неповторяющиеся задания для детей, возможность выбора и многих других факторов – это все обеспечивает живопись и непосредственность детского восприятия, помогает не допустить в детскую творческую деятельность разнообразие и скуку.
Для освоения нетрадиционных способов предоставляется широкий спектр разнообразных материалов, доступных дошкольному возрасту : бумага разной фактуры, формы и размера; гуашевые и акварельные краски; кисти № 2,3,5; кисти из щетины; восковые и цветные мелки; маркеры, фломастеры; простые и цветные карандаши.
Рисовать с использованием нетрадиционных техник можно и нужно начинать с младшего возраста по принципу «от простого к сложному».
Основные техники, используемые в этом возрасте: рисование пальчиками, ладошками; рисование тычками из поролона, ватными палочками; печатание листьями, картофелем, морковкой; рисование свечой, углем. В среднем и старшем дошкольном возрасте можно использовать уже такие нетрадиционные техники как : рисование свечой; кляксография с трубочкой; набрызг; оттиск; рисование поролоном; пальцеграфия; техника
тычка.
Поэтому их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Нетрадиционные техники рисования - это новое направление, которое помогает развивать у ребенка все стороны.
Пальцеграфия. Начинать знакомство с техникой «пальцеграфия» следует после освоения азов рисования ладошками, поскольку она сложнее и требует более целенаправленных движений. При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения. В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так из ладошки может получиться кошка, птица, слоненок, петушок. Можно предлагать детям в процессе обучения дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать носик, хвостик, ротик, глазки, при этом используя отрывистые линии, дугообразные, горизонтальные линии).
В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание, пальцами (размазывание, примакивание). Как правило, дети размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги с любопытством, радостью и удовольствием. Все эти действия должны сопровождаться словами одобрения педагога. Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошку и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, поскольку дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз.
Как правило, этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним.
Кляксография с трубочкой. Рисунки, выполненные в технике кляксография – это уникальный способ заинтересовать детей рисованием, вызвать у них желание научиться данному виду искусства и самим вспомнить детское время. это, пожалуй, один из самых необычных способов в рисовании. Способ и не сложный, и очень увлекательный, развивающий как фантазию, смекалку, усидчивость, таки и навыки, и способности к рисованию. При помощи кляксография хорошо получаются разнообразные растения, деревья разных видов и кустарники. Кляксография относится к силуэтному искусству, но история возникновения фигуративной росписи восходит еще в Древней Греции.
Изображения на амфорах раскрывают сцены мифологии, олимпийских игр и жизни богов Олимпа. Но наиболее популярным этот вид искусства стал в 18-19 веке. Многие художники начали работать в этой технике и создали огромное количество работ в этой технике. История возникновения техники рисования-кляксография.
Набрызг. Этот способ является достаточно сложной техникой. Вместо кисти можно использовать и зубную щетку, и стеку. Зубной щеткой в левой рук набирается немного краски, а стекой проводят по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги летят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами, изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок. Используя трафареты, можно выполнить изображения самых разнообразных животных : африканские животные, зоопарк, животные на ферме и т. д.
Оттиск. Истоки техники «оттиск» лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить инструменты-перчатки. Вначале педагог должен помочь ребенку изготовить перчатки. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов изображения рисунка. В качестве печаток можно использовать тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка будет палитрой. Дети набирают краску и мягким прикосновением к бумаге рисуют, что ни будь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.
Техника тычка. Предлагаемый метод рисования не требует от детейумелого изображения тонких линий, несущих важную художественнуюнагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным.
Для детей от двух лет можно использовать техники «Рисованиепальчиками», «Рисование ладошкой». В технике «Рисование пальчиками» средствами выразительности становятся: пятно, точки, короткие линии, цвет. С детьми можно использовать такие различные материалы как мисочки с гуашью, плотная цветная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
В технике «Рисование ладошкой» становятся: пятно, цвет, фантастический силуэт. Используемые материалы для этого потребуется: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная разноцветная бумага разного цвета, листы большого формата, салфетки.
Творческая способность оказывает большое влияние на развитие ребёнка. Она является средством умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития детей. В процессе этой деятельности совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, память, мыслительные операции; а также ускоряет развитие мышления и в последнее время все большую популярность приобретет использование рисование с использованием нетрадиционных техник изображения. Педагоги отмечают, что эти технологии не утомляют дошкольников, позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.