Анна Охотникова
Образовательное событие как современная технология работы с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача: утверждения
приоритета индивидуальности ребёнка. В переходном периоде, который переживает вся
система дошкольного образования, обозначены новые ориентиры, направленные на:
• содействие развитию ребенка во взаимодействии с родителями;
• желание сделать жизнь детей более интересной;
• формирование инициативного, активного и самостоятельного ребенка;
• сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за
счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.
Публикация «Образовательное событие как современная технология работы с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию
«образовательное со-бытие», что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка.
В чём же состоит сущность понятия «образовательное событие»?
Сущность образовательного события заключается в том, что организуются
специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой цели.
При этом любой из участников образовательного события – это действительно
участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.
По Б. Д. Эльконину, «событие не является следствием и продолжением
естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание».
В. И Слободчиков предложил понимать событие именно, как «со-бытие», и ввел этот термин в психологию, имея в виду общность бытия двух людей. Со-бытие, как форма социальной организованности людей, ориентировано на совместную деятельность, которая становится «интегрирующим фактором».
Со-бытийная общность не возникает сама по себе, она есть результат взаимных осознанных усилий всех субъектов данной общности.
Со-бытийность облекается в форму Встречи, т. е. Встречи с определенным кругом людей. Такая встреча является формой, в рамках которой все участники личностно развиваются и тем самым развивают саму событийность.
Итак, основа события – это СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, предполагающая
определенные аспекты:
- включенность педагога в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение детей к деятельности (без принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при
соответствующей организации образовательного пространства);
- открытый временной конец (каждый работает в своем темпе).
В свете вышеизложенного, логично будет рассматривать со-бытие как форму
организации образовательного процесса, когда транслируемый материал
становится предметом совместной деятельности педагога и детей.
Деятельность ребенка (игровая, художественная, познавательноисследовательская, учебная и т. п.) организуются таким образом, что ее результаты принимают форму вопросов, касающихся, на первый взгляд, обычных вещей:
Греет ли шуба? Как изобразить, что мех пушистый? Далеко ли улетишь на зонтике? Как рыбы дышат зимой подо льдом?
Образовательный процесс в ДОУ строится на основе комплексно-тематического принципа, приближенного к так называемому «событийному» принципу, что позволяет сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. В основу реализации комплексно-тематического планирования положены следующие подходы:
• яркое событие в природе, социальной жизни общества или праздник;
• яркое событие в литературном художественном произведении;
• яркие события, специально смоделированные воспитателем, путем внесения новых, необычных интересных предметов;
• объект субкультуры дошкольников (элемент ценностей внутри возрастной группы).
Алгоритм проектирования образовательного события
Сформулировать образовательные результаты (целевое основание события)
Выбрать тему (смысловое основание события)
сформулировать интегрированные задачи (ценностное основание
события)
Примерные темы образовательных событий :
• события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России,
День защитника Отечества);
• явления нравственной жизни (Дни «спасибо», доброты, друзей);
• явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных);
• мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра);
• традиционные праздничные события семьи, общества и государства (Новый год,
Праздник весны и труда, День матери);
• наиболее важные профессии (Дни воспитателя, врача, почтальона, строителя).
Определить содержание совместной деятельности (создание общности)
Обоснование интегративных возможностей образовательных событий :
1. В ходе реализации образовательных событий используются современные
образовательные технологии : проектного обучения, проблемного обучения.
2. Образовательные события способствуют интеграции учебно-воспитательного процесса.
3. Образовательные события формируют эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности.
4. Образовательные события позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира.
5. Образовательные события способствуют повышению мотивации воспитателя к педагогической деятельности, а ребенка к обучению.
6. Образовательные события развивают творческое отношение к собственной
деятельности, дают возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения.
7. Образовательные события способствуют успешной социализации личности.
Событийный подход рассматривается как педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни дошкольного коллектива и отдельной личности.
Деятельность педагога по реализации событийности может быть организована на различных уровнях: в процессе проведения образовательной деятельности, в процессе режимных моментов, индивидуальной и групповых форм и т. д.
Особенностью деятельности педагога является то, что она носит гибкий,
дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации, требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, среди которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты.
Этапы организации образовательных событий в ДОУ :
1 этап
– определение тематики образовательных событий. Мероприятия фиксируются в комплексно- тематическом планировании, годовом плане работы учреждения, планах воспитательной работы,
2 этап
– определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки.
В идеале, здесь должна быть организована совместная деятельность педагога и воспитанников, но на практике не всегда так получается. Поэтому педагог сам определяет цели и задачи образовательного события. Если в данном мероприятии участвуют несколько педагогов, тогда они организуют данную деятельность совместно.
Идет определение целей организованной образовательной деятельности разной по содержанию и форме, традиционной и нетрадиционной. Педагог определяет, какие дополнительные ресурсы ему необходимы для проведение образовательного события (совместная деятельность с другими педагогами, родителями и др., также планируется их
совместная деятельность, разрабатывается модель достижения поставленной цели, определяются средства, необходимые для ее достижения, детализируется деятельность на каждом шаге с учетом индивидуальных особенностей личности, отношений в группе и готовности к событию).
3 этап
– подготовка к образовательному событию.
В процессе подготовки к образовательному событию воспитанники получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении образовательного события. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания, ребята готовят творческие работы, осуществляется просмотр тематических материалов.
4 этап
– проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия.
Сам сценарий образовательного события разрабатывается педагогом.
Яркая наглядность (оформление выставки из детских работ, оформление места проведения события согласно тематике, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность – обязательные критерии подготовки образовательного события).
5 этап
– рефлексия, эффект от участия в образовательном событии.
По итогам образовательного события проводится обмен мнениями об участии в событии, участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого. На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс.
Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. Подготовка к образовательному
событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей,
родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.