Галина Юрьева
Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день арсенал педагогов состоит из различных форм работы с детьми :
интегрированные и комплексные занятия;
проекты;
разнообразные мероприятия, выполняющие образовательные задачи. Эти образовательные единицы являются популярными и активно используются в работе с детьми.
Мы представляем вашему вниманию технологию Ларисы Логиновой «Образовательное событие».
Вы спросите:
-Для чего она нужна?
-Что в ней нового, особенного?
-Так ли сильно она отличается от уже имеющихся?
Публикация «Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми» размещена в разделах
-Что означает термин «Образовательное событие» вконтексте образовательнойдеятельности в детском саду?
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ
Жизнь ребенка наполнена самыми разными событиями. Например, событием для него может стать короткое, но яркое происшествие, какое-то явление, оставившее след в душе (на утреннике у бабушки Арины в корзинке оказалась настоящая курочка).
Это такой факт, который может запомниться на всю жизнь и всегда будет вызывать яркие воспоминания, это настоящее событие.
Вконтексте образовательной деятельности в детскомсаду образовательное событие - это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях. За кажущимся на первый взгляд исключительно игровым сюжетом стоит продуманная и кропотливая работа взрослого, направленная на появление у ребенка как необходимых для жизни универсальных качеств (коммуникативные и познавательные способности, саморегуляция, так и более конкретных, предметных результатов, без которых ближайшее будущее (обучение в школе) может существенно осложниться.
Да, настоящая живая курочка -это, безусловно, событие. И такими событиями - яркими и впечатляющими, но краткосрочными - тоже должна быть наполнена жизнь ребенка в детском саду. Однако настоящее образовательное событие долгосрочно, это достаточно длительный отрезок времени, когда все дети вовлечены в единую, общую для всей группы историю, каждый может найти себе занятие, которое будет интересно, актуально и значимо для его развития.
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ
1. Образовательное событие - часть полноценного образовательного процесса, в него закладываются ситуации, при разрешении которых дети приобретают новые знания, умения, формируют представления.
2. Образовательное событие - развернутая история, подчиненная единой теме, интересной и доступной для дошкольников. Лучше всего, если в названии темы будет либо вопрос, на который ответят дети («Как я устроен», «Как помочь», либо то основное действие, на которое ориентируется вся событийная деятельность.
3. Образовательное событие подчиняется законам драматургии, в ней есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. Однако, в отличие от театрализованной или сюжетной игры, ребенок получает возможность выстроить реальную картину мира, наделить ее смыслом.
4. Образовательное событие - история, происходящая в течение длительного периода. У детей должно быть достаточно времени для вхождения в образовательное событие, обсуждения, планирования, подготовки, для неожиданных поворотов и выхода из них. Образовательное событие не завершается развязкой. Оно продолжает существовать в виде воспоминаний, обращений к детской «документации», рефлексии.
5. Образовательное событие требует от воспитателя особого внимания к эмоциям детей. Основным критерием успешности образовательного события является не выполнение всех задуманных мероприятий, а эмоциональный настрой детей, их вовлеченность. Если деятельность не вызывает эмоционального отклика, эффективность события как образовательной единицы значительно снижается.
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ
1. Эмоциональный взрыв - получение известия, принятие решения.
2. Ожидание самого события, подготовка к нему - в это время человек предпринимает конкретные действия. Грядущее событие подогревает интерес, держит в состоянии возбуждения, иногда меняет режим, образ жизни.
3. Наступление ожидаемого события - еще один эмоциональный взрыв.
4. Жизнь после события - жизнь, которую это событие, возможно, круто изменило.
Подводя некоторый итог «взрослого» понимания сути события, мы можем с уверенностью сказать, что вне зависимости от продолжительности и способа возникновения, событие -это нечто значимое иоставляющее след в душе.
О том, что происходит образовательное событие, в которое дети действительно включены, расскажут скорее те продукты детской деятельности, которые присутствуют в группе либо в единичном экземпляре, либо в небольшом количестве.
При грамотном руководстве педагога тема захватывает детей, проникая в разные виды деятельности.
Такую атмосферу невозможно насадить насильно, она рождается там, где есть искренний интерес.
Рассмотрим типы образовательных событий :
Календарные образовательные события
(Новый год, День космонавтики, 8 марта) - это ожидаемые праздники. К ним дети готовят концерт или спектакль, изготавливают подарки, украшают группу.
Образовательное событие как традиция
Свои традиции есть в каждой стране, семье, организации.
В нашем детском саду есть традиции: «Шахматный турнир», проведение конкурсов, спортивные мероприятия.
Образовательные события, запланированные воспитателем
Образовательные события, возникающие по инициативе детей
Главная задача и удача воспитателя: «Поймать детский интерес», чтобы это сделать:
1 нужно быть очень внимательным к детским вопросам, разговорам, увлечениям.
2. необходимо суметь превратить интерес одного ребенка в общий
3. необходимо уметь организовывать образовательное событие
4. предвидеть, какие виды деятельности могут быть интересны детям.
Проектирование образовательного события
Что появляется раньше? Тема или цель?
По -разному может сначала появиться интересная тема, а далее педагог ищет те возможности, которые она в себе таит.
Иногда педагог определяет детские дефициты, потом рождается тема, посредством которой можно удачно их разрешить.
При планировании вам поможет пирамида универсальных результатов.
Вы видите кольцо с образовательными областями, оно движется по кругу, а пирамида с вершиной закреплена в центре. Определившись с основными задачами образовательного события, сформулировав образовательные результаты, на которые должно работать содержание проектируемого образовательного события, педагог мысленно вращает кольцо, совмещая желаемую задачу с образовательной областью и продумывая необходимые виды деятельности.
Такая модель помогает держать в фокусе всего одну важную задачу. Педагог вынужден задать себе вопрос: «А работают ли все мои задумки на поставленную цель? Появится ли у ребенка необходимое качество? И постоянно возвращаться к главной задаче образовательного события.