Светлана Викторовна Герина
Образовательно-творческий проект по краеведению «Деревянный теремок — деревянный домик» с детьми средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательно – творческий
«Деревянный теремок – деревенский домик»
с детьми средней группы
подготовила воспитатель:
Герина Светлана Викторовна
ШУЯ 2023
Содержание проекта
Титульный лист -1-
Пояснительная записка -3-
Актуальность проекта -4-
Цели и задача проекта -5-
Методы и формы работы -6-
Ожидаемые результаты -7-
Публикация «Образовательно-творческий проект по краеведению „Деревянный теремок — деревянный домик“ с детьми средней группы» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Средняя группа
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- «Теремок». Проекты
- Темочки
Принципы проектной деятельности -8-
Тематическое планирование -9-12-
Заключение -13-
Методическое обеспечение: - 13-
Пояснительная записка
Наиболее эффективным способом формирования целостного и системного подхода в развитии любви к родному краю является проектная деятельность. Посредством деятельностного подхода возможно осуществить основные принципы личностно – ориентированного обучения.
Проектная деятельность, как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. То есть проектная деятельность предполагает работу в коллективе, в ней участвуют: дети, педагоги, родители.
К сожалению в настоящее время наблюдается тенденция потери связи между поколениями. уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. В результате можно проследить отчуждение молодого поколения от отечественной культуры, важных семейных ценностей.
Дошкольное детство – прекрасная пора для формирования нравственных ценностей, особенностей характера, которые неразрывно связывают ребенка со своей семьёй, со своим народом, со своей страной, со своей малой Родиной.
Краеведение позволяет построить работу воспитателя на основе высшей степени наглядности, на непосредственном восприятии изучаемых объектов. Те представления, которые возникают у детей, образуются путём непосредственного ознакомления их с объектами быта и традициями своего региона, служат материалом для формирования конкретных понятий и истинных суждений.
Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, способность разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Проектная деятельность способствует активному участию родителей, а также помогает педагогам раскрыть свой собственный творческий потенциал.
Актуальность
Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Формирование у дошкольников любви к Родине – это процесс накопления ими социального опыта жизни в своем родном городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где человек родился.
Для дошкольника познание краеведения начинается, прежде всего с приобщения к обычаям, традициям, природе и быту своего родного дома, детский сада, улицы, города, которые они видят повседневно. Через русскую потешку, песню и сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность, а чувство прекрасного позволит ощутить себя частью русского народа. Миссия взрослых – это помощь ребенку открыть и познать это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. В нашем детском саду есть музей «Русская изба» в котором проводится образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия, с использованием экспонатов
Решением данной проблемы стало создание и реализация проекта, который рассчитан на один учебный год.
Цель: Создание условий для духовно- нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста через формирование познавательного интереса к истории и культуре обычаям и традициям родного края. Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с её устройством, предметами быта.
Задачи:
- формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;
- расширение кругозора на основе материала, доступного пониманию детей, расширять словарный запас
- познакомить детей с многообразием предметов старинного быта, их названием и назначением (печь, прялка, кадушка, сундук, лавка, утварь: горшок, чугунок, крынка, ухват)
– воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;
– развивать бережное отношение к предмета быта прошлого ;
– формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Методы и приемы работы
объяснение, напоминание, сравнение, сопоставление, проблемные вопросы, в загадок, обучение детей постановке вопросов, аргументации, рассуждениям
сюрпризные моменты, введение народных и сказочных персонажей, разыгрывание ролей, создание ситуации успеха.
творческие задания, составление коллажа, коллекционирование атрибутов народного быта. (горшочков, крынок)
Формы работы
Тематические занятия
– Познавательные рассказы с показом наглядного материала (фотографии, иллюстрации, слайды)
Экскурсия в избу МДОУ и краеведческий музей г. Шуи
Тематические развлечения
Чтение художественной детской литературы
Краеведческие игры
Мастер классы
Виртуальные путешествия.
Ожидаемые результаты
- расширение представлений о родном городе, его истории, культуре и традициях
- возникновение желания делиться информацией, впечатлениями;
- появление интереса к посещению музеев, созданию творческих работ;
обогащение словарного запаса; развитие памяти, мышления, воображения.
Приобретение творческих навыков- работа с бумагой, пластилином, глиной.
приобретение доброжелательности, чуткости, навыков сотрудничества в процессе общения друг с другом;
- развитие самостоятельности, творчества, инициативности;
Приобретение навыков устной речи, умения выражать свои мысли и чувства.
для родителей:
повышение уровня знаний в вопросах истории и традиций предков;
осознание и понимание необходимости краеведческого образования для дошкольников;
проявление интереса и поддержки к работе в данном направлении;
для педагога:
повышения уровня профессиональной компетентности; пополнение педагогической копилки. (конспекты, сценарии, иллюстративный и художественный материал.)
Совместный результат : изготовление макета избы, ее убранства и посуды из глины.
Принципы проектной деятельности
Принцип возрастной адекватности - учет возрастных особенностей детей. Приоритетными являются виды деятельности, наиболее адекватные для детей данной возрастной группы. Конечно, ведущей деятельностью является игра.
Принцип историзма
Сохранение хронологического порядка описываемых сведений о горшочке к трем временным измерениям: прошлое – настоящее – будущее. Так, изучая с детьми традиции и быт родного края, знакомить их с его современным состоянием. Такой метод содействует формированию исторического мышления.
Принцип индивидуального подхода
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о предметах быта с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип наглядности
Изготовление пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала для того, чтобы донести до детей информацию интересно и доступно.
Тематическое планирование
Сроки Тема Цели Содержание совместной деятельности
Сентябрь 1. Беседа – презентация (заочная экскурсия «Путешествие в русскую избу»
2. Экскурсия в музей «Русской избы» в ДОУ Познакомить с избой – жилищем русской крестьянской семьи, об особенностях жизни в теплое и холодное время года, познакомить с предметами русского быта (печь, прялка, сундук, ухват, чугунок, крынка т. д). Развивать умение рассматривать предметы, обогащать словарь.
Продолжать знакомить с бытом русской избы. Обобщать и систематизировать знания о предметах старинного быта. (посуда- крынка, чугунок, ложка); части избы и т. д
Октябрь 1 Интегрированное занятие «Добро пожаловать гости дорогие» (в музее русской избе МДОУ)
2. Игровое занятие – развлечение «В октябре, в октябре пахнет капустою в избе» Формировать представление об облике старинного русского человека, познакомить с традициями русского гостеприимства. Познакомить с народным фольклором (пословица, загадка, русская народная песня, игра «Вышел Ваня»)
Продолжать знакомить с предметами русского быта с -деревянным корытцем,и тяпкой. Рассказать о традиции рубить щи. Приобщать к культуре русского народа, расширять знания о русских традициях.
Ноябрь 1. Интегрированное занятие: рассказ- чтение «Печь- кормилица»
2. Посиделки в «Русской избе» ДОУ «Сверху пар, снизу пар – шипит наш русский самовар»
Чтение отрывка из сказки: «Муха Цокотуха»
Познакомить с печью, чугуном, ухватом, кочергой. Формировать познавательные качества, вызвать интерес к прошлому. Образ печи в сказка
Познакомить детей с русским самоваром, с церемонией чаепития на Руси. Расширять лексический запас словами самовар, чаепитие. Воспитывать желание быть гостеприимными.
Декабрь 1. Чтение сказки «Заюшкина избушка».
2. Чтение сказки «Зимовье зверей» Познакомить со сказкой, помочь осознать роль избы для сказочных персонажей
Познакомить со сказкой, помочь осознать роль избы для сказочных персонажей, роль жилья в жизни человека, о необходимости доборососедства.
Январь Рисование Изба красавица»
2. Игровое занятие «Веселые ложки» Учить рисовать избу, передавая форму частей (стены, крыша, окно, развивать творческие способности.
Продолжать знакомить с миром старинных предметов обихода – деревянными ложками, их функциями (предмет быта и музыкальный инструмент.)Воспитывать бережное отношение к вещам.
Февраль 1. Интегрированоое занятие «Волшебный сундучок»(в музее ДОУ)
2. Игровое занятие «Масленичные посиделки» Познакомить с предметом русского быта – сундуком, изделиями женских ремесел, вышитыми салфетками, полотенцами и т. д. Предложить примерить на себя старинную одежду. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины.
Познакомить с традициями русского народа на Масленицу. Учить уважительному отношению к русской истории.
Март 1. Интегрированное занятие рассказ – аппликация «История одного горшочка»
2. Лепка «Русская работа изба» коллективная
Продолжать знакомить с предметами обихода – с глиняной посудой. (кувшин, крынка, миска).Учить украшать посуду узорами из геометрических фигур, развивать воображение, творческие способности.
Формировать умение создавать из пластилина предмет квадратной формы, соблюдая пропорции (скатывать столбики и соединять их). Развивать творческие способности, умение работать в коллективе. Игра «Что кому нужно для работы в избе»
Апрель Создание макета избы
На основе полученных знаний прилечь детей к созданию макета избы из картонных трубок, ее внутреннего убранства. (стол, скамейка, печь, посуда)
Май Итоговое занятие:
Для педагога:
• Разработка дидактической игры на липучках «Четвертый лишний»(классифицировать предметы – картинки по существенному признаку)
• Создание дидактической игры «предметы русской избы» (Что для чего?)
• Разработка и создание «Угадай предмет» (предмет старины и предмет современных аналогов).
Заключение.
Итак, в современном образовании выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: Родина, семья, достояния культуры, родная природа, история народа - то, что составляет фундамент становления личности.
Дошкольный возраст является благоприятным для осуществления краеведческой работы по приобщению детей к культуре русского народа, т. к. именно в этом возрасте дети наиболее интенсивно начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут.
Методическое обеспечение:
- программа О. Л. Князевой «Приобщение детей к русской национальной культуре».
- Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008
- А. Ф. Некрылова, Л. В. Соколова «Воспитание ребенка в русских традициях»
СПб. : 2002г. - А. Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.