Оксана Алешина
Экспериментальная лаборатория «Волшебница — Вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Рассказать детям о многообразии воды в природе, показать основные свойства воды в мини-лаборатории.
Задачи
1. Образовательные:
• показать значение воды в жизни живой природы;
• познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.
• обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов : закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
2. Развивающие:
• развивать наблюдательность;
• совершенствовать внимание, память, логическое мышление;
• принимать игровую ситуацию и участвовать в ней.
Публикация «Экспериментальная лаборатория „Волшебница — Вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
3. Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к воде.
• развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
Материал для проведения опытов:
• прозрачные стаканчики, пипетки, пуговицы, картинки, молоко, гуашь, ватные палочки, моющее средство, сахар, речной песок. иллюстрации о воде;
• игрушечные персонажи Капельки.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде и ее роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода"
3. Наблюдение за водой на прогулках.
Ход мероприятия
Дети сидят полукругом на стульчиках (столики расставлены по два вместе как в лаборатории)
Воспитатель: Жили- были Капельки. Они были маленькие и смешные. После дождя они весело прыгали с листьев на цветы, с веток на траву. Их фигурки блестящие и прозрачные. В солнечный денё к лесные зверушки: зайчики, лисички, белочки смотрелись в них, как в зеркало. И сегодня Капельки у нас в гостях.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где они живут? Да! В воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде
Мы её не замечаем
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Воспитатель: А где же вода живёт? (ответы детей)
Воспитатель: Да, вода живёт в реке, в море, луже, ручье. Посмотрите, ребята, что я вам принесла (дети рассматривают яркие иллюстрации рек, озёр, водопадов и т. п.).
Воспитатель: Какая бывает вода? ( ответы детей: теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т. п.).
Воспитатель: Что вода делает? ( ответы детей: течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)
Воспитатель: Ребята, а Капельки интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода? (ответы)
Воспитатель: Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям. А нам, в детском саду, нужна вода? А для чего ( ответы детей: Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.)
Воспитатель: Использует на фабриках и заводах. Очень много пресной воды люди тратят, а много ли её в природе? (Высказывания детей)
Воспитатель: Очень, очень мало пресной воды на земле и её надо беречь и экономить.
• Да, воду надо беречь!
• Не выливать и ничего не бросать в реку.
• Не мыть машины на берегу.
• На заводах и фабриках строить очистные сооружения.
(Рассмотреть иллюстрации)
Воспитатель: От загрязнения страдает всё живое: погибают в грязной реке растения и рыбы, грязная вода вредна для животных, птиц и здоровья человека. Не пейте некипяченую воду из реки, озера – в ней могут быть микробы.
А как воду можно экономить?
Дети:
1. При умывании не включать сильно кран, чтобы много воды не утекло.
2. Закрывать хорошо кран после потребления.
3. Охлаждать летом газ. воду, квас в холодильнике, а не под струёй воды.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Сейчас я вам прочитаю стихотворение о том, что может случиться, если не экономить воду.
(Чтение стих. Б Заходера «Что случилось с рекой»)
Течёт река издалека… Течёт река…Течёт река…
Как хорошо, когда река и широка, и глубока!
Над ней – пышнее облака, свежей дыханье ветерка,
Стройнее, выше лес над ней, и луг прибрежный – зеленей.
Течёт река… Течёт река… Поит поля и города,
Несёт и лодки, и суда, и рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне. Ты хороша река, весной
И осень, и в летний зной! Купанье!
Что за благодать! Кому – попробуй отгадать!
Приятней плыть в живой волне: ребятам или ребятне?
Вся живность счастлива вполне! Но что такое? Караул!
Нет, нет, никто не утонул. Нет, нет, как раз наоборот:
На мель садится пароход! Средь бела дня какой скандал!
Наверно, лоцман маху дал? Да нет! Далёко до буйка…
Тут глубока была река. Была. Вот именно – Б Ы Л А.
Была, да, видимо, сплыла. Ах, реку мы не узнаём.
Река становится ручьём! Уже и лодки на мели,
Пловцы вдруг посуху пошли, а рыбы?
В горе и тоске бедняжки бьются на песке!
Так что же с ней стряслось, с рекой?
Увы, друзья, ответ такой: Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.
Вы скажете: «Какой пустяк!» Пустяк… Добро б ручей иссяк,
А то вон из-за пустяка пропала целая река!
Воспитатель: Ребята, запомните пословицу: «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан». Давайте повторим её вместе. Ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
Ребятишки, вы, наверное, устали сидеть? Я предлагаю вам поиграть в игру “Ходят капельки по кругу”.
Физкультминутка «Ходят капельки по кругу».
Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а дети –Капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. (Появляется солнышко, танцует.) Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
Воспитатель: У воды великая забота – напоить всех обитателей Земли. Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой?
Дети: - Да!
Воспитатель: Тогда прошу за столы!
Опыт №1. «Вода не имеет вкуса»
Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус? (ответы детей)
А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды.
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт №2 “Не все вещества растворяются в воде”
В одну баночку кладём сахарный песок, в другую – речной песок. Перемешиваем.
Вывод: вода растворитель многих веществ.
Опыт №3 «Вода не имеет запаха»
Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? (ответы детей)
Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет чесноком).
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №4 «Снег превращается в воду.»
- Снег кладём на ладошку. Ладошка теплая, снег тает.
Почему?
Опыт №5 «Делаем цветные льдинки.»
Вода превращается в лёд.
Почему?
- Потому что вода находится в холоде.
Вывод: вода бывает в твердом состоянии.
Воспитатель: Ребята, а сейчас самое интересное и волшебное :
Игра-эксперимент «Цветное молоко»
1. Налейте молоко в тарелку.
2. Добавьте в него по несколько капель краски. Старайтесь делать это аккуратно, пользуйтесь пипеткой, чтобы не двигать тарелку.
3. А теперь хотите верьте, хотите нет, но мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и дотроньтесь ею до центра тарелки с молоком. Посмотрите что произойдет! Молоко начнет двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!
( Ребенок рассказывает о воде стихотворение:)
Она и в озере, она и в лужице
Она снежинкою над нами кружится
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, журчит.
Ребята, что это? (вода)
А что больше всего вам запомнилось?
(Ответы детей).
Что нового о воде узнали?
(Ответы детей).
Почему?
Воспитатель: ребята Капелька к нам пришла с подарками. (Вручение дипломов-капелек за достижения в области изучения свойств воды) Мальчики и девочки, дружите с водой и берегите ее!