Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками средней группы «Северное сияние»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально – личностное развитие.
Возрастная группа : средняя.
Тема: «Северное сияние».
Основная цель: формирование представлений детей о новом нетрадиционном способе живописи.
Образовательные задачи :
- познакомить детей с холодными и теплыми цветовыми оттенками;
- формировать у детей представление о способе получения размытого прозрачного переливающегося цвета – рисования по «мокрому»;
Публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками средней группы „Северное сияние“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
- побуждать детей к самостоятельной передаче образов предметов, используя доступные им средства выразительности;
- формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.
Развивающие задачи:
- развивать фантазию, воображение.
Воспитательные задачи:
- воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, оценки и самооценки результатов изобразительной деятельности.
- воспитывать аккуратность при работе с красками
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационные:
• Письмо от Снежной Королевы.
• Магнитная доска «Снежинки на сугробе».
• Готовый рисунок «Северное сияние».
Раздаточные:
• 8 листов бумаги для акварели (пробники – А5)
• Губки хозяйственные для мытья посуды (стандартные, маленькие)
• Кисти №3,
• Детские ведерки с водой,
• Салфетки, гуашевые краски,
• Снежинки с различными эмоциями.
Оборудование: 4 детских стола, 8 стульев, планшет – сугроб, 2 магнитные доски.
Предварительная работа:
• Знакомство с холодными и теплыми цветовыми оттенками;
• Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева»
Краткая аннотация к работе: образовательная ситуация для детей среднего возраста, составлена в соответствии с технологией «Ситуация». Сценарий занятия представляет интерес для педагогов дошкольных учреждений и родителей.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в деятельность.
Воспитатель собирает вокруг себя детей:
- Ребята, день у нас сегодня не совсем обычный, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними и улыбнитесь.
- А сейчас мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы сегодня пришли в детский сад. Посадите на нашу снежную поляну снежинки с эмоциями. Выберете, пожалуйста, ту снежинку, которая покажет, какое настроение у вас сегодня.
- Посмотрите, на нашей снежной поляне появилось много снежинок! Я очень рада, что настроение у всех отличное!
- Сегодня к нам в группу пришло письмо от Снежной Королевы. Хотите узнать, что в нем написано?
«Здравствуйте, дорогие ребята! Вы знаете, что я всегда была хмурая, злая, мрачная. А доброта и сердце маленькой девочки отогрела мое ледяное сердце. Теперь я стала доброй и нежной. Но мне очень одиноко. Я стал путешествовать по разным городам, и услышала, что в вашем округе бывает «Северное сияние». Я никогда не видела его. И приехать к вам не могу. Я буду вам очень благодарна за помощь».
- Как вы считаете, надо помочь Снежной Королеве? (Да)
- Вы хотите ей помочь? (Да)
- Почему вы решили ей помочь? (Потому что Королева стала добрая, хочет найти себе друзей, потому что надо помогать добрым людям.
- Вы сможете помочь Снежной Королеве? (Сможем, потому что мы умеем рисовать и раскрашивать, а еще мы добрые, дружные и трудолюбивые)
- Как вы сможете ей помочь? (мы нарисуем «Северное сияние»).
2. Актуализация знаний.
Дидактическая задача: актуализировать знания и умения детей по смешиванию цветов и получению новых оттенков.
- У меня есть картина с изображением «Северного сияния». Но мы не можем ее отправить по почте, т. к. она очень большая. Дети и воспитатель рассматривает «Северное сияние».
Физминутка «Северное сияние»
Что за чудо – чудеса
Загорелись небеса. Махи руками снизу – вверх и сверху – вниз.
Ой, горит – пылает пламя
Над сверкающими льдами. Поднять руки вверх. Махи руками влево – вправо.
Ой, горит большой костёр
Выше леса, выше гор! Руки на поясе. Прыжки на двух ногах.
Он горит, а снег не тает.
Он блестит, не согревает! Упражнение «Фонарики»
Мёрзнут горы и леса,
Коченеют небеса… Присесть, обняв руками колени ног.
Кто зажёг огонь чудесный,
Золотой костёр небесный? Встать на ноги.
Не живёт ли в вышине
Великан могучий? Приставить ко лбу ладонь и всмотреться вверх.
Не печёт ли на огне
Хлеб себе за тучей? Пальчиком правой руки пошевелить влево – вправо.
Это свет – холодный свет
Северного неба. Махи руками снизу – вверх и сверху – вниз.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактическая задача: организация анализа детьми возникшей ситуации.
Педагог вместе с детьми рассматривают «Северное сияние».
- Вы можете сказать, какого цвета «Северное сияние»? (разноцветное, цветное, нет точного цвета, прозрачное)
- Какие цвета вы видите?
- А видно, где начинается один цвет и начинается другой, т. е. видны ли границы цветов? (Нет, цвета как будто слились).
- Цвета «расплываются», «перетекают» друг в друга, «переливаются», не имеют четких границ. Поэтому и «Северное сияние» кажется полупрозрачным, расплывчатым.
- Сможем ли мы нарисовать такое же «Северное сияние»- полупрозрачное, с нечеткими границами?
- Попробуйте сначала на листочке: нарисуйте расплывчатую полоску синего цвета.
Дети пробуют кистью и краской нарисовать расплывчатую линию.
- Смогли ли вы нарисовать расплывчатое изображение? (нет)
- Сможем мы помочь Снежной Королеве? (нет)
- Как вы думаете, почему не сможем? (потому что не умеем рисовать расплывчатое, полупрозрачное изображение).
- Значит что нам нужно сделать, чтобы выйти из затруднения? (научиться рисовать расплывчатое, полупрозрачное изображение).
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1) формирование у детей представления о способе получения размытого прозрачного переливающегося цвета – рисовании «по мокрому»;
2) формирование первичного опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин.
- Как узнать то, что не знаешь, но очень хочешь узнать? (спросить у того, кто знает, самим догадаться).
- А что интереснее? (самим догадаться).
5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка.
Дидактическая задача: формирование умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач.
- Попробуем догадаться сами. Как вы думаете, как может получиться расплывчатый рисунок, в котором краски расплываются, становятся не очень яркими, а нежными, полупрозрачными? (Когда берешь много воды на кисточку, когда бумага мокрая)
- Давайте попробуем намочить бумагу. Возьмите губку, намочите весь лист, а теперь попробуем нанести полоску краски.
Дети пробуют, у них получается расплывчатая полоса.
- Молодцы, ребята! Вы сами открыли для себя новый способ рисования. У художников он называется – рисование «по мокрому листу».
- Теперь вы знаете, как нарисовать Северное сияние, чтобы оно было прозрачное? (Да)
- Какие цвета нам нужно выбрать, чтобы получилось «Северное сияние»?
Возьмите другой лист, проведите расплывчатую линию любого цвета.
Дети выполняют инструкцию.
- Теперь рядом с одним цветом, наложите второй.
-Что произошло с нанесенными линиями, они имеют четкую границу, отделяются друг от друга? (Они как бы перетекают друг в друга, четких границ нет)
- Почему это происходит? (Потому что рисовали по мокрому листу).
- Получилось расплывчатое полупрозрачное и в тоже время разноцветное изображение.
6. Осмысление.
Дидактическая задача: формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволили ее достичь.
- Повернитесь к нашим гостям и расскажите, кому мы сегодня помогали.
-Зачем мы помогали Снежней королеве?
- Вы смогли ей помочь?
- Что вам помогло выполнить эту работу? (мы научились рисовать новым способом «по мокрому»)
- Вам понравилось рисовать новым способом? (Да)
- Что вызвало у вас затруднение?
- Я рада, что вы открыли для себя этот необычный способ рисования, и он вам понравился. Теперь вы сами сможете научить своих друзей так рисовать.
Спасибо всем за работу!
Комментарии к сценарию:
Сценарий образовательной ситуации составлен с опорой на технологию «Ситуация», общеобразовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
В ходе образовательной деятельности дети научатся - смешивать холодные и теплые цветовые оттенки, получать размытые прозрачные переливающегося цвета – рисование по «мокрому».
Список литературы:
1. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М. ,2016
2. .Г. С. Швайко «Занятия по ИЗО в детском саду»М. ,2015
3. Ф. Кембелл «Я учусь рисовать» М. 2014
4. Цквитария Т. А. «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ».- М. : ТЦ Сфера, 2011.
Приложение к сценарию:
Письмо Снежной королевы, фото образовательной деятельности «Северное сияние», наглядное пособие – «Северное сияние».