МААМ-картинки

Образовательная ситуация с дошкольниками «Встреча с Несмеяной»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Встреча с Несмеяной»

Образовательная область : художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность)

Возрастная группа: дети старшего возраста

Тема: «Встреча с Несмеяной»

Цель: Приобщение детей к традиционной народной культуре, устному народному творчеству.

Задачи:

- формировать представления детей о частушках, как о малых формах устного народного творчества;

- развивать умение замечать юмор в частушках, их игровой, задорный характер;

- способствовать развитию песенного и танцевального творчества, а также ритмичности детей через игру на ложках, бубнах;

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Встреча с Несмеяной“» размещена в разделах

- поддерживать интерес к народному творчеству;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание помогать другим в трудной ситуации.

Дидактические материалы: письмо, кукольная ширма, театральная платковая кукла, «волшебное зеркало», ритмические карточки – модели, карточки с изображением музыкальных инструментов, картотеки «Танцуют девочки» и «Танцуют мальчики».

Оборудование: фортепьяно, балалайка, магнитофон, аудиозаписи, детские шумовые музыкальные инструменты (по количеству детей, мультимедийный проектор, ноутбук.

Краткая аннотация к работе.

В ходе образовательной деятельности в доступной игровой форме дети продолжают знакомиться с культурой своего народа. Создаются условия для восприятия детьми русской народной музыки, возникновения у детей желания подпевать, выполнять простейшие русские народные плясовые движения. Для повышения активности детей применяются разнообразные формы организации : индивидуально, в подгруппе и фронтально. С целью поддержания интереса детей и эффективности усвоения новой информации используется мультимедийная презентация.

Данная образовательная ситуация представляет интерес для музыкальных руководителей.

Ход образовательной ситуации

1. Введение в ситуацию

Дидактическая задача:

создать условия для включения детей в совместную деятельность и возникновению у них внутренней потребности к предстоящей деятельности (обозначение «детской» цели).

Свободное вхождение в деятельность.

Дети в группе участвуют в беседе с педагогом – принимают проблемную ситуацию. Дети мотивированы на включение в совместную игровую деятельность, зафиксировали «детскую» цель – «помочь» сказочному герою.

У детей формируется уверенность в своих силах.

(Муз. рук. приходит к детям в группу, здоровается и сообщает о том, что пришло письмо-приглашение в «Страну русских народных сказок», зачитывает его. В письме содержится просьба к детям о помощи сказочным героям.)

- Ребята, вы хотели бы побывать в «стране сказок» и помочь героям? Хотите? Сможете это сделать?

- Как можно попасть в «сказочную страну»?

(Муз. рук. слушает ответы детей, в конце все вместе решают, что необходимо использовать волшебный предмет.)

2. Актуализация знаний

Дидактическая задача:

организовать деятельность детей для нахождения их едином игровом сюжете.

Дети планируют предстоящую деятельность. Актуализируются опыт и знания детей.

- Но, как мы сможем ориентироваться в незнакомом месте, и как мы узнаем, в какую сторону нужно идти?

(Муз. рук. в ходе беседы направляет детей к идее использования карты, которая находится в письме.)

- Вы готовы к путешествию?

(Затем муз. рук. приглашает пройти в музыкальный зал, обращает внимание детей на «волшебное зеркало», с помощью которого можно попасть в «страну сказок» и напоминает, что двигаться необходимо по схеме на карте (на ней условно изображено движение «Змейкой» и по кругу).

Муз. -ритм. перестроения (ходьба друг за другом, держась за руки, по кругу и бег «змейкой»).

(Воспитатель вы это время уходит за ширму и далее манипулирует с куклой Несмеяной.)

3. Затруднение в ситуации

Дидактическая задача:

смоделировать проблемную ситуацию для детей, в которой они сталкиваются с затруднением, организовать анализ детьми возникшей проблемной ситуации, подвести их к выявлению причины затруднения.

Дети предлагают свои варианты решения проблемы.

У детей формируется опыт фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.

(Звучит «волшебная» музыка. Педагог предлагает детям сесть на места.)

- Вот мы и попали в «Страну русских народных сказок». Неожиданно из-за ширмы слышен плач.

- Ребята, по - моему, кто-то плачет. (Прислушиваются, плач смолкает.) Может мне показалось?

(Снова слышится плач, появляется воспитатель с куклой Несмеяной.)

- Ах, вот кто это плачет! Эта девочка напоминает мне героиню одной из русских народных сказок. Вы узнаете ее? Из какой она сказки?

- Надо поздороваться с царевной.

Воспитатель разговаривает от имени Несмеяны :

Несмеяна : (грубо) «А я не хочу ни с кем здороваться! А-А-А!»

Муз. рук. пытается успокоить Несмеяну. Несмеяна продолжает плакать.

- Ребята, как же нам успокоить царевну Несмеяну? (дети предлагают свои решения)

- Ребята, можно ли самим придумывать веселые короткие песенки? (ответ детей)

- Скажите, а как называется такой вид песенного творчества?

- Вы можете ответить на этот вопрос? Почему?

- Что же делать, если мы не знаем? (спросить у кого-то, прочитать в книге и т. п.)

4. «Открытие» детьми новых знаний

Дидактическая задача:

вовлечь детей процесс «открытия» новых знаний, решения вопросов проблемного характера.

Создана ситуация успеха для ребенка.

- А вот Женя Ф. знакома с таким жанром народной музыки, как частушки. И сегодня она может вам об этом рассказать и даже спеть Хотите послушать?

Индивидуальный мини-проект «Что такое частушка?» (с использованием мультимедийной презентации)

Ребенок поет частушки под аккомпанемент музыкального руководителя.

Несмеяна опять собирается плакать.

- Что случилось, Несмеяна, может быть тебе частушки не понравились?

(воспитатель) Несмеяна : «Понравились, только я ни одной не запомнила. Уж очень быстро вы их спели».

- Исполнение в быстром темпе – это одна из особенностей частушек. Ребята, а кто из вас хочет повторить любую частушку для царевны?

Муз. рук. предлагает детям повторить любую частушку для Несмеяны еще (2-3 раза, затем просит спеть Несмеяну.

5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка

Дидактическая задача:

формировать умения детей самостоятельно применять усвоенные знания.

После исполнения Несмеяна снова плачет.

Муз. рук. поет: «Это кто же тут ревет?

Может это пароход?

Может это водовоз

Тут разлил ведро из слез!»

(воспитатель)Несмеяна : «А это что за песенка?»

- Ребята, кто скажет, что я пропела?

- Докажите, что это частушка. (Дети проговаривают особенности частушки, как жанра устного народного творчества)

- Ребята, скажите, на каких музыкальных инструментах подыгрывают музыканты при исполнении частушек? (дети называют муз. инструменты)

Муз. рук. предлагает детям сыграть на музыкальных инструментах веселую плясовую «Ах, ты, береза».

- Ребята, напомните, какой ритм мы исполняем на ложках в первой части?

( Дифференциация задания по уровню самостоятельности:

1 уровень – ребенок самостоятельно исполняет ритм на ложках;

2 уровень – ребенку предлагается схема-модель с ритмическим рисунком;

3 уровень – муз. рук. помогает ребенку исполнить ритм по схеме-модели, используя речевую поддержку.)

- А теперь скажите, какие инструменты звучат во второй части музыки?

Муз. рук. выкладывает на доске следующую карточку - модель.

- Ну что ж, мы все повторили и теперь готовы повеселить царевну Несмеяну задорной плясовой. Ну, а, чтобы было еще интереснее, предлагаю разделиться на группу «музыкантов» и группу «танцоров».

( Дифференциация по уровню развития:

- наиболее ритмичные дети играют на инструментах;

-остальные участвуют в танцевальном творчестве, исполняют любые плясовые движения).

Игра в оркестре обр. р. н. п. «Ах, ты береза».

(воспитатель) Несмеяна : «Какая веселая музыка! Мне очень понравилась. Что-то ноги не стоят, поплясать они хотят!»

- Ребята, хотите сплясать вместе Несмеяной?

- Я предлагаю исполнить танец «Приглашение».

( Дифференциация задания в соответствии с гендерным подходом:

- девочкам предлагается выбрать движение из картотеки «Танцуют девочки»;

- мальчикам - из картотеки «Танцуют мальчики»).

Танец «Приглашение».

6. Осмысление

Дидактическая задача:

формировать умение детей фиксировать в словесной форме достигнутую цель совместной деятельности и оценивать её результат.

Дети высказывают свое мнение о прошедшей деятельности, проводят самооценку своей деятельности.

Создана ситуация успеха для детей.

- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

- Скажите, где мы побывали сегодня? Кому помогли? (ответы детей)

- Вам удалось развеселить царевну Несмеяну? Почему вам это удалось? (ответы детей)

(рефлексия)

- А теперь прошу встать на правую сторону ковра тех, кто сегодня легко справился со всем, а левую сторону - тех, кто испытывал трудности с выполнением каких-либо заданий (муз. рук. наблюдает, как дети выполняют задание).

- Мне, тоже понравилось путешествовать с вами. Я была уверена, что, благодаря вашему веселому характеру и отзывчивости, вы сможете преодолеть любые трудности. До новых встреч, друзья!

Комментарии к сценарию: в содержании образовательной деятельности используется песенный репертуар регионального компонента, в частности, частушки Великоустюгского района.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Образовательная ситуация «Дождик» в первой младшей группе (фотоотчет)Образовательная ситуация «Дождик» в первой младшей группе (фотоотчет) Задачи: формировать представления о природном явлении: дождь; учить детей от целого куска пластилина отщипывать маленькие кусочки, прижать.

Образовательная ситуация «Петушок, золотой гребешок» в первой младшей группеОбразовательная ситуация «Петушок, золотой гребешок» в первой младшей группе Чтение потешки «Петушок и его семья». Рисование (наблюдение). Задачи: Познакомить детей с фольклорным произведением, в котором рассказывается.

Образовательная ситуация по конструированию во второй младшей группе «Наш город» Задачи: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Город», сделанной из строительного материала. Показать детям возможность объединить.

Образовательная ситуация по конструированию во второй младшей группе «Вот какие клумбы!» Образовательные задачи: Заинтересовать детей созданием клумбы из конструктора на основе имеющихся у ребят представлений о внешнем виде и.

Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом».Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом». Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом». Цель: познакомить детей с моделью.

Образовательная ситуация «У нас в гостях Мишка»Образовательная ситуация «У нас в гостях Мишка» Задачи: учить узнавать диких животных, называть их. Формировать представления детей о питании диких животных. Развивать зрительное восприятие,.

Образовательная ситуация «Уж как я свою коровушку люблю»Образовательная ситуация «Уж как я свою коровушку люблю» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Художественно – эстетическое развитие. Форма организации детей: фронтальная.

Образовательная ситуация во второй младшей группе «Наш друг светофор»Образовательная ситуация во второй младшей группе «Наш друг светофор» Образовательная ситуация во второй младшей группе «Наш друг светофор» Цель: обобщение знаний детей о правилах дорожного движения и светофоре.

Развивающая образовательная ситуация «Праздник весны и труда»Развивающая образовательная ситуация «Праздник весны и труда» Цели 1. Продолжать ознакомление детей с историческим прошлым нашей страны. 2. Познакомить с историей возникновения некоторых государственных.

Развивающая образовательная ситуация «Ребенок имеет права и обязанности»Развивающая образовательная ситуация «Ребенок имеет права и обязанности» Цели: закрепить полученные ранее представления о правах ребенка; активизировать понятия «непосильный труд», «тяжелый физический труд». Вопросы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Встреча с Несмеяной»
Опубликовано: 14 апреля 2020 в 18:20
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД