МААМ-картинки

Образовательная ситуация с дошкольниками «Путешествие в страну «Геометрия»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Путешествие в страну «Геометрия»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область : познавательное развитие

Возрастная группа: 5 - 6 лет, старшая группа

Тема: Путешествие в страну «Геометрия»

Основные цели:

1) сформировать представление о том, из каких элементов состоят пространственные фигуры;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Путешествие в страну „Геометрия“» размещена в разделах

3) закрепить названия изученных геометрических фигур, умение узнавать по словесному описанию и называть их;

4) тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;

5) развивать внимание, речь, логическое и вариативное мышление, творческие способности, воображение, коммуникативные качества.

Дидактические материалы:

Демонстрационный – презентация к занятию, мольберты, объёмные геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр, конус, призма)

Раздаточный – набор объёмных фигур, разрезные картинки (шар, куб, цилиндр, конус, призма, карточки с изображением предметов, имеющих форму шара, куба, цилиндра, конуса, призмы (по одной на каждого, карточки (черно-белые «фотографии») с изображением круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, «паспорта» объёмных фигур (по одному на каждого, мягкий модульный конструктор, набор геометрических фигур для выкладывания «волшебной дорожки».

Оборудование: настенный проекционный экран, мультимедийный проектор, компьютер.

Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации у детей формируется представление о том, из каких элементов состоят пространственные фигуры.

«Детская цель» - помочь Геометрику навести порядок в его стране и подобрать «паспорт» к фигурам.

Новое знание – сформировать представления об элементах пространственных геометрических фигур.

Затруднение ребенка – не могут подобрать фотографию для «паспорта фигуры».

Причина затруднения – одна и та же фотография подходит к разным фигурам: нельзя однозначно определить, какая фигура фотографировалась.

Способ преодоления затруднения – попробовать догадаться самому.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи:

1) мотивировать детей на включение в игровую деятельность;

2) актуализировать знания детей об окружающем мире;

3) развивать речь.

Воспитатель собирает около себя детей.

– Дети, вы получали когда-нибудь письма? Какие бывают письма?

Заслушивает все ответы детей. Далее воспитатель сообщает детям, что нам пришло письмо. Зачитывает его (на экране появляется конверт, а в нем письмо).

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Геометрик, повелитель страны «Геометрия», где живут геометрические фигуры. У нас случилось несчастье - злая волшебница Гингема похозяйничала в моей стране. Помогите мне все исправить. Очень жду вас! До встречи!»

В. – Хотите помочь Геометрику? Сможете?

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи:

1) актуализировать названия изученных геометрических фигур, умение узнавать по словесному описанию и называть их;

2) развивать речь, воображение, логическое мышление.

– Чтобы попасть в страну «Геометрия», нам нужно отгадать загадки. Попробуем? (отгадки появляются на экране после ответа детей)

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

Но кого он стал похожим.

Не кирпич, не треугольник –

Стал квадрат (прямоугольник)

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На медаль, на блинок,

На осиновый листок.

Людям я старинный друг.

Называют меня… (круг)

Он и мячик, и клубок,

И Луна, и колобок.

(Шар)

Он на праздник к нам приходит,

Но не шар и не флажок,

Он похож на крышу башни

И на вафельный рожок.

(Конус)Шесть квадратов подружились

И в него навек сложились.

(Куб)

Не овал я и не круг,

Треугольнику недруг.

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня …

(квадрат)Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны, -

Ну, пожалуй, и довольно! -

Что ты видишь? -.

Треугольник

У батона колбасы

Мы отрезали носы,

Он теперь – мужская шляпа Удивительной красы.

(Цилиндр)

После отгадывания всех загадок картинка с отгадками закрывается.

– Давайте вспомним слова-отгадки (после перечисления отгадки вновь появляются на экране). Как можно назвать их одним словом? Вот мы и оказались в стране Геометрических фигур! Где же наш Геометрик?

Появляется Геометрик.

Г. – Здравствуйте, дети! Я очень рад, что вы откликнулись на мою просьбу - помочь навести порядок в моей стране!

В. – Дети, вы готовы помочь Геометрику!

Г. –Тогда начинаем! Гингема разорвала фотографии министров моей страны. Помогите мне их восстановить.

Игра «Разрезные картинки» (пирамида, шар, цилиндр, куб, конус)

Дидактические задачи:

1) закрепить названия изученных геометрических фигур, умение составлять из частей целую геометрическую фигуру;

2) уточнить представления об объёмных фигурах;

3) развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук, коммуникативные качества.

Геометрик раздаёт детям разрезные картинки, поясняя, что у каждого министра свой цвет фотографии. Дети делятся на команды по цвету «рубашки» разрезной картинки, подходят к мольбертам, у которых обозначен цвет фигуры (цветная клякса, которую будут собирать и складывают картинки.

Геометрик благодарит детей и спрашивает, какие фигуры у них получились.

Игра «На кого я похож»

Дидактические задачи:

1) актуализировать названия изученных плоскостных фигур, называть их, видеть в предметах, изображенных на картинках;

2) развивать логическое мышление, внимание, речь, воображение.

Г. – А у министров были помощники, похожие на них, но Гингема все перепутала. Помогите помощникам вернуться к своим министрам.

Раздает картинки детям. Каждый ребенок получает карточку с изображением предмета, похожего на какую-либо фигуру, находит её и прикрепляет предмет рядом.

Проверка осуществляется всеми детьми, которые переходят от одного мольберта к другому.

3. Затруднение в игровой ситуации

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для формирования представлений об элементах пространственных геометрических фигур :

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

3) тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление.

Г. – У каждой фигуры в моей стране был паспорт, по которому можно точно распознать фигуру. Но Гингема сожгла все паспорта. Фигуры сфотографировались для нового паспорта, а фотограф перепутал их фотографии. Помогите восстановить паспорта фигур - подберите фотографии фигурам так, чтобы по ним можно было точно определить, какая это фигура.

На столах у детей набор объёмных фигур и картинки с изображением плоскостных фигур. Дети раскладывают картинки с изображением плоскостных фигур под объёмными. Затем воспитатель проверяет правильность выполнения с дублированием на экране. В ходе проверки выясняется, что одна из фотографий (прямоугольник) подходит сразу двум фигурам.

Возникает затруднение, так как прямоугольник может быть фотографией и призмы, и цилиндра.

В. – Смогли мы восстановить паспорта фигурам? (Нет, не смогли. Если дети скажут, что смогли, воспитатель напомнит задание Геометрика : по фотографиям можно точно определить фигуру.) Почему не смогли? (Одна и та же фотография подходит к разным фигурам, нельзя однозначно определить, какая фигура)

В. – Значит, чему нам нужно научиться? (Нам надо научиться фотографировать фигуры так, чтобы по фотографии можно было точно определить, какая фигура фотографировалась.)

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

1) сформировать представления об элементах пространственных геометрических фигур;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действия «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;

3) формировать навыки самоконтроля, логическое мышление, инициативность, речь.

В. – Как мы можем этому научиться? ( Дети перечисляют способы получения нового знания: спросить у того, кто знает; попробовать догадаться самому и проверить себя по учебнику. Выбирают способ «попробовать догадаться самому»)

В. – Давайте попробуем догадаться сами. Ведь цилиндр и призма похожи, если их так сфотографировать (показывает в анфас). А есть у них отличия? Как их надо сфотографировать? С какой стороны? Дети высказывают предположения, воспитатель заслушивает все ответы детей и в завершении обсуждения воспитатель делает вывод: объёмные фигуры надо фотографировать с разных сторон, чтобы показать все их особенности.

– Какая фигура получится, если цилиндр сфотографировать с этой стороны (показывает нижнее основание цилиндра, верхнее основание? (Получится 2 круга.)

Воспитатель показывает на экране детям рисунок «из учебника» - паспорт цилиндра.

В. – Эта фотография рассказывает о цилиндре почти всё, как о человеке рассказывает паспорт. Значит это паспорт цилиндра.

Аналогично разбираются остальные фигуры.

Геометрик благодарит детей за помощь и предлагает вместе поиграть в кубики.

4. Включение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи:

1) закрепить представления об элементах пространственных геометрических фигур;

2) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, коммуникативные качества.

Г. – Жители моей страны любят играть в прятки. Вот и сейчас они все спрятались. Поможете мне отыскать их?

Воспитатель объясняет детям смысл задания.

Игра «Найди меня»

Детям раздаются паспорта фигур. Дети находят нужную фигуру из модульного конструктора. Воспитатель вместе с Геометриком проверяют, правильно ли ребёнок нашел фигуру.

Г. – Какие вы молодцы! Всех нашли! Жители моей страны не только любят играть в прятки, но и с удовольствием складываются в разные постройки. Предлагаю вам построить из них дом.

Дети строят коллективно дом (из мягкого модульного конструктора.)

В. – Из каких фигур состоит ваша постройка? (Из цилиндров, кубов, призмы.)

Г. – Спасибо вам, ребята, за то, что навели порядок в моей стране.

Воспитатель напоминает детям, что им пора возвращаться в детский сад.

В. – Геометрик, как же мы вернёмся обратно?

Г. – В этом вам помогут жители моей страны : геометрические фигуры.

Игра «Волшебная дорожка»

Дидактические задачи:

1) закрепить представления о плоскостных фигурах, умение слышать задание педагога, проговаривать алгоритм, быстроту реакции;

2) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание, речь, логическое и вариативное мышление, коммуникативные качества.

Г. – Попробуйте выложить из них дорожку так, чтобы соседние фигуры отличались всеми тремя признаками: цветом, формой и размером. По ней и вернетесь в детский сад. А мне пора: нужно провести совещание министров. Спасибо, вот вам подарок от меня, до новых встреч!

Геометрик дарит детям подарок и уходит.

Дети по одному подходят к столу, выбирают нужную фигуру и строят на мольберте «дорожку».

В. – Вот мы и вернулись в детский сад!

5. Осмысление.

Дидактические задачи:

1) провести рефлексию деятельности на занятии.

Воспитатель собирает детей около себя.

В. – Где вы сегодня побывали? Кому смогли помочь? Какие новые знания дали вам возможность помочь жителям геометрической страны?

Использованная литература: 1. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка – ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Часть3. – М. : Издательство «Бином, Лаборатория знаний», 2018.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД «Путешествие в страну сказок». Образовательная область «Коммуникация» Тема: «Путешествие в страну сказок». Цель: Закрепление умений передавать характерные черты героев сказки с помощью мимики и жестов. Развитие.

Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в страну Здоровье» Конспект непрерывно образовательной деятельности «Путешествие в страну «Здоровье» для старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить элементарные.

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе «Путешествие в страну Транспорта»Непосредственная образовательная деятельность в средней группе «Путешествие в страну Транспорта» .

Образовательная деятельность по развитию речи и аппликации в средней группе «Путешествие в страну транспорта»Образовательная деятельность по развитию речи и аппликации в средней группе «Путешествие в страну транспорта» Цель: закреплять знания о понятии «транспорт».Задачи: познакомить с классификацией транспорта: наземный, водный, воздушный;.

Образовательная ситуация «У нас в гостях Мишка»Образовательная ситуация «У нас в гостях Мишка» Задачи: учить узнавать диких животных, называть их. Формировать представления детей о питании диких животных. Развивать зрительное восприятие,.

Образовательная ситуация «Уж как я свою коровушку люблю»Образовательная ситуация «Уж как я свою коровушку люблю» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Художественно – эстетическое развитие. Форма организации детей: фронтальная.

Организованная образовательная деятельность «Путешествие в страну «Спасибо» во второй младшей группе Подготовила и провела: Е. В. Старкова, воспитатель высшей категории. Цели ООД: познакомить детей с вежливыми словами и научить пользоваться.

Развивающая образовательная ситуация «Праздник весны и труда»Развивающая образовательная ситуация «Праздник весны и труда» Цели 1. Продолжать ознакомление детей с историческим прошлым нашей страны. 2. Познакомить с историей возникновения некоторых государственных.

Развивающая образовательная ситуация «Ребенок имеет права и обязанности»Развивающая образовательная ситуация «Ребенок имеет права и обязанности» Цели: закрепить полученные ранее представления о правах ребенка; активизировать понятия «непосильный труд», «тяжелый физический труд». Вопросы.

Занятие по ФЭМП «Путешествие в страну «Геометрия» в подготовительной группеЗанятие по ФЭМП «Путешествие в страну «Геометрия» в подготовительной группе Занятие по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну Геометрии» Елена Владимирова. Цель: Закрепление геометрических фигур. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Путешествие в страну «Геометрия»
Опубликовано: 8 июня 2021 в 19:38
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками «Путешествие в страну «Геометрия»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД