Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Путешествие в страну «Геометрия»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие
Возрастная группа: 5 - 6 лет, старшая группа
Тема: Путешествие в страну «Геометрия»
Основные цели:
1) сформировать представление о том, из каких элементов состоят пространственные фигуры;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Путешествие в страну „Геометрия“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
3) закрепить названия изученных геометрических фигур, умение узнавать по словесному описанию и называть их;
4) тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
5) развивать внимание, речь, логическое и вариативное мышление, творческие способности, воображение, коммуникативные качества.
Дидактические материалы:
Демонстрационный – презентация к занятию, мольберты, объёмные геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр, конус, призма)
Раздаточный – набор объёмных фигур, разрезные картинки (шар, куб, цилиндр, конус, призма, карточки с изображением предметов, имеющих форму шара, куба, цилиндра, конуса, призмы (по одной на каждого, карточки (черно-белые «фотографии») с изображением круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, «паспорта» объёмных фигур (по одному на каждого, мягкий модульный конструктор, набор геометрических фигур для выкладывания «волшебной дорожки».
Оборудование: настенный проекционный экран, мультимедийный проектор, компьютер.
Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации у детей формируется представление о том, из каких элементов состоят пространственные фигуры.
«Детская цель» - помочь Геометрику навести порядок в его стране и подобрать «паспорт» к фигурам.
Новое знание – сформировать представления об элементах пространственных геометрических фигур.
Затруднение ребенка – не могут подобрать фотографию для «паспорта фигуры».
Причина затруднения – одна и та же фотография подходит к разным фигурам: нельзя однозначно определить, какая фигура фотографировалась.
Способ преодоления затруднения – попробовать догадаться самому.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи:
1) мотивировать детей на включение в игровую деятельность;
2) актуализировать знания детей об окружающем мире;
3) развивать речь.
Воспитатель собирает около себя детей.
– Дети, вы получали когда-нибудь письма? Какие бывают письма?
Заслушивает все ответы детей. Далее воспитатель сообщает детям, что нам пришло письмо. Зачитывает его (на экране появляется конверт, а в нем письмо).
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Геометрик, повелитель страны «Геометрия», где живут геометрические фигуры. У нас случилось несчастье - злая волшебница Гингема похозяйничала в моей стране. Помогите мне все исправить. Очень жду вас! До встречи!»
В. – Хотите помочь Геометрику? Сможете?
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
1) актуализировать названия изученных геометрических фигур, умение узнавать по словесному описанию и называть их;
2) развивать речь, воображение, логическое мышление.
– Чтобы попасть в страну «Геометрия», нам нужно отгадать загадки. Попробуем? (отгадки появляются на экране после ответа детей)
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
Но кого он стал похожим.
Не кирпич, не треугольник –
Стал квадрат (прямоугольник)
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня… (круг)
Он и мячик, и клубок,
И Луна, и колобок.
(Шар)
Он на праздник к нам приходит,
Но не шар и не флажок,
Он похож на крышу башни
И на вафельный рожок.
(Конус)Шесть квадратов подружились
И в него навек сложились.
(Куб)
Не овал я и не круг,
Треугольнику недруг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня …
(квадрат)Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? -.
Треугольник
У батона колбасы
Мы отрезали носы,
Он теперь – мужская шляпа Удивительной красы.
(Цилиндр)
После отгадывания всех загадок картинка с отгадками закрывается.
– Давайте вспомним слова-отгадки (после перечисления отгадки вновь появляются на экране). Как можно назвать их одним словом? Вот мы и оказались в стране Геометрических фигур! Где же наш Геометрик?
Появляется Геометрик.
Г. – Здравствуйте, дети! Я очень рад, что вы откликнулись на мою просьбу - помочь навести порядок в моей стране!
В. – Дети, вы готовы помочь Геометрику!
Г. –Тогда начинаем! Гингема разорвала фотографии министров моей страны. Помогите мне их восстановить.
Игра «Разрезные картинки» (пирамида, шар, цилиндр, куб, конус)
Дидактические задачи:
1) закрепить названия изученных геометрических фигур, умение составлять из частей целую геометрическую фигуру;
2) уточнить представления об объёмных фигурах;
3) развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук, коммуникативные качества.
Геометрик раздаёт детям разрезные картинки, поясняя, что у каждого министра свой цвет фотографии. Дети делятся на команды по цвету «рубашки» разрезной картинки, подходят к мольбертам, у которых обозначен цвет фигуры (цветная клякса, которую будут собирать и складывают картинки.
Геометрик благодарит детей и спрашивает, какие фигуры у них получились.
Игра «На кого я похож»
Дидактические задачи:
1) актуализировать названия изученных плоскостных фигур, называть их, видеть в предметах, изображенных на картинках;
2) развивать логическое мышление, внимание, речь, воображение.
Г. – А у министров были помощники, похожие на них, но Гингема все перепутала. Помогите помощникам вернуться к своим министрам.
Раздает картинки детям. Каждый ребенок получает карточку с изображением предмета, похожего на какую-либо фигуру, находит её и прикрепляет предмет рядом.
Проверка осуществляется всеми детьми, которые переходят от одного мольберта к другому.
3. Затруднение в игровой ситуации
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для формирования представлений об элементах пространственных геометрических фигур :
2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
3) тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление.
Г. – У каждой фигуры в моей стране был паспорт, по которому можно точно распознать фигуру. Но Гингема сожгла все паспорта. Фигуры сфотографировались для нового паспорта, а фотограф перепутал их фотографии. Помогите восстановить паспорта фигур - подберите фотографии фигурам так, чтобы по ним можно было точно определить, какая это фигура.
На столах у детей набор объёмных фигур и картинки с изображением плоскостных фигур. Дети раскладывают картинки с изображением плоскостных фигур под объёмными. Затем воспитатель проверяет правильность выполнения с дублированием на экране. В ходе проверки выясняется, что одна из фотографий (прямоугольник) подходит сразу двум фигурам.
Возникает затруднение, так как прямоугольник может быть фотографией и призмы, и цилиндра.
В. – Смогли мы восстановить паспорта фигурам? (Нет, не смогли. Если дети скажут, что смогли, воспитатель напомнит задание Геометрика : по фотографиям можно точно определить фигуру.) Почему не смогли? (Одна и та же фотография подходит к разным фигурам, нельзя однозначно определить, какая фигура)
В. – Значит, чему нам нужно научиться? (Нам надо научиться фотографировать фигуры так, чтобы по фотографии можно было точно определить, какая фигура фотографировалась.)
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1) сформировать представления об элементах пространственных геометрических фигур;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действия «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
3) формировать навыки самоконтроля, логическое мышление, инициативность, речь.
В. – Как мы можем этому научиться? ( Дети перечисляют способы получения нового знания: спросить у того, кто знает; попробовать догадаться самому и проверить себя по учебнику. Выбирают способ «попробовать догадаться самому»)
В. – Давайте попробуем догадаться сами. Ведь цилиндр и призма похожи, если их так сфотографировать (показывает в анфас). А есть у них отличия? Как их надо сфотографировать? С какой стороны? Дети высказывают предположения, воспитатель заслушивает все ответы детей и в завершении обсуждения воспитатель делает вывод: объёмные фигуры надо фотографировать с разных сторон, чтобы показать все их особенности.
– Какая фигура получится, если цилиндр сфотографировать с этой стороны (показывает нижнее основание цилиндра, верхнее основание? (Получится 2 круга.)
Воспитатель показывает на экране детям рисунок «из учебника» - паспорт цилиндра.
В. – Эта фотография рассказывает о цилиндре почти всё, как о человеке рассказывает паспорт. Значит это паспорт цилиндра.
Аналогично разбираются остальные фигуры.
Геометрик благодарит детей за помощь и предлагает вместе поиграть в кубики.
4. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
1) закрепить представления об элементах пространственных геометрических фигур;
2) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, коммуникативные качества.
Г. – Жители моей страны любят играть в прятки. Вот и сейчас они все спрятались. Поможете мне отыскать их?
Воспитатель объясняет детям смысл задания.
Игра «Найди меня»
Детям раздаются паспорта фигур. Дети находят нужную фигуру из модульного конструктора. Воспитатель вместе с Геометриком проверяют, правильно ли ребёнок нашел фигуру.
Г. – Какие вы молодцы! Всех нашли! Жители моей страны не только любят играть в прятки, но и с удовольствием складываются в разные постройки. Предлагаю вам построить из них дом.
Дети строят коллективно дом (из мягкого модульного конструктора.)
В. – Из каких фигур состоит ваша постройка? (Из цилиндров, кубов, призмы.)
Г. – Спасибо вам, ребята, за то, что навели порядок в моей стране.
Воспитатель напоминает детям, что им пора возвращаться в детский сад.
В. – Геометрик, как же мы вернёмся обратно?
Г. – В этом вам помогут жители моей страны : геометрические фигуры.
Игра «Волшебная дорожка»
Дидактические задачи:
1) закрепить представления о плоскостных фигурах, умение слышать задание педагога, проговаривать алгоритм, быстроту реакции;
2) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание, речь, логическое и вариативное мышление, коммуникативные качества.
Г. – Попробуйте выложить из них дорожку так, чтобы соседние фигуры отличались всеми тремя признаками: цветом, формой и размером. По ней и вернетесь в детский сад. А мне пора: нужно провести совещание министров. Спасибо, вот вам подарок от меня, до новых встреч!
Геометрик дарит детям подарок и уходит.
Дети по одному подходят к столу, выбирают нужную фигуру и строят на мольберте «дорожку».
В. – Вот мы и вернулись в детский сад!
5. Осмысление.
Дидактические задачи:
1) провести рефлексию деятельности на занятии.
Воспитатель собирает детей около себя.
В. – Где вы сегодня побывали? Кому смогли помочь? Какие новые знания дали вам возможность помочь жителям геометрической страны?
Использованная литература: 1. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка – ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Часть3. – М. : Издательство «Бином, Лаборатория знаний», 2018.