Татьяна Скрягина
Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками 6–7 лет «Путешествие на планету невыученных уроков»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Познавательное развитие.
Возрастная группа: 6-7 лет, подготовительная группа.
Тема: "Путешествие на планету "Не выученных уроков"".
Основные цели: Формирование представлений о составе числа 8. Закрепить представление детей о прямом и обратном счете до 8. Закрепить знание детей о составе числа 7. Закрепить умение ориентироваться в пространстве. Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой. Содействовать развитию сопереживания, взаимопомощи, отзывчивости, желания помочь. Содействовать развитию знаний о правилах поведения, работе в группе, в ходе которых дети добиваются положительного результата. Развивать коммуникативные умения при работе в группе.
Публикация «Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками 6–7 лет „Путешествие на планету невыученных уроков“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
Дидактические материалы:
Демонстрационный материал:
- Голосовое сообщение от Пети Перестукина;
- Звук взлета ракеты;
- Изображение планеты с семью кратерами;
- Тетрадь.
Раздаточный материал:
- Части мостов, состоящие из разного количества блоков (о 1 до 6);
- Карточки с изображением разного количества предметов;
- Цифры и знаки.
Краткая аннотация к работе: В результате выполнения этого занятия дети знакомятся с составом числа 8, формируется представление о решении простых задач. У детей формируются основные познавательные процессы: зрительное восприятие, внимание, память, мышление. Кроме того, у детей развиваются коммуникативные умения, знания о правилах поведения, работы в группе, в ходе которых дети добиваются положительного результата.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию.
Цель: Создание интересной мотивации к познавательной деятельности.
Требования:
-ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
- обращение к личному опыту детей;
-создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.
Дети входят в группу и встают около педагога.
- Ребята, посмотрите. Как много у нас сегодня гостей. Подойдите к ним и поздоровайтесь.
Звучит тихая музыка по радио.
Дети подходят к гостям. Здороваются с ними, называют свои имена. Но вдруг по радио звучит голосовое сообщение (sos).
- "Sos, sos! Помогите, кто меня слышит! У меня случилась беда. Я попал на планету «невыученных уроков». Я много раз не выполнял задания по математике и королева Математики отправила меня на эту планету. Помогите мне! Вернуться домой я смогу, если выполню все задания. Часть заданий я уже выполнил, но никак не могу справиться с одной задачей. Помогите мне пожалуйста!
Петя Перестукин"
- Что же ребята вы хотите помочь Пете? (Хотим)
- А вы сможете ему помочь? (Сможем)
- А почему вы так думаете? (Потому, что мы занимаемся математикой, умеем решать задачи и примеры)
- Что для этого надо сделать? (Попасть на планету "невыученных уроков", решить задачу)
- Как же мы ребята попадем на эту планету? (на космическом корабле, ракете)
- Да ребята мы полетим на ракете!
2. Актуализация в игровой ситуации.
Цель: Выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.
Требования:
- актуализация изученных способов действия, знаний, достаточных для построения нового знания.
- Но чтобы взлететь нам надо знать точное количество человек, ведь в ракете всего 8 мест, сможем ли мы все улететь?
-Давайте мы построимся с вами в шеренгу, линию и пересчитаемся. (Дети вместе с педагогом строятся и пересчитываются, называя: первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой)
- Сколько нас всего ребята? (восемь)
- Теперь ребята все занимаем места в ракете. (Дети с педагогом садятся на стулья, поставленные по 2)
- Ракета готова к старту, начинаем обратный отчет от 8. (Дети проговаривают обратный счет от 8 до 0 и слышится звук взлета ракеты)
- Молодцы, ребята! Мы взлетели!
- Давайте ребята посмотрим в иллюминатор, интересно, что же мы пролетаем? Посмотрите направо, посмотрите налево. Что вы там видите? (планеты, звезды)
- Ребята давайте мы посчитаем планеты, которые пролетаем. (педагог вместе с детьми изображая очки смотрят то направо, то налево считая планеты от 1 до 7)
- Ребята, смотрите, а это 7 планета и есть планета "Не выученных уроков". Приземляемся! Высаживаемся на планету!
(Дети встают со стульев и подходят к фланелеграфу с изображением планеты с кратерами).
- Ребята, посмотрите, на этой планете большие глубокие кратеры, мы не можем передвигаться по планете и не сможем найти Петю. Ребята вы знаете, что такое кратеры? (дети рассказывают, что это такое и почему нельзя передвигаться дальше). Мы сможем передвигаться по планете, если достроим мосты, состоящие из блоков. Смотрите кто-то начал строить мосты, но не достроил… А рядом части этих мостов. Нам надо подобрать части мостов, состоящие из блоков так, чтобы получилось в сумме 7, по составу числа 7, ведь у нас седьмая планета. (дети подбирают части мостов и восстанавливают мосты через кратеры).
- Молодцы ребята! Вы справились с этим, и мы можем продвигаться дальше по этой планете.
(Дети двигаются дальше и на следующем столе находят тетрадь Пети Перестукина, в которой записана задача)
- Смотрите ребята, что это за тетрадь? (педагог читает, чья это тетрадь)
- Петя Перестукин. Ребята, это тетрадь Пети, а где же сам Петя? Скорее всего, Петя пошел искать тех, кто услышал сообщение о помощи по радио. Ребята, а в тетради задача! Это та задача, с которой не смог справиться Петя. Давайте мы попробуем ее решить, а вернувшись, Петя очень обрадуется. Послушайте ее.
(Педагог читает условие задачи и вопрос)
- У Белоснежки наступил день рождения и 7 гномов решили подготовить все к празднику: собрать букет, напечь пироженых, надуть воздушные шары, украсить торт свечками, приготовить вазу с фруктами, выложить на тарелку конфеты, расставить тарелки и чашки. Сколько надо собрать цветов, напечь пироженых, надуть шаров и. чтобы всем хватило?
- Ребята, посмотрите, Петя начал выполнять задачу, но не смог закончить. (педагог показывает детям карточки с изображением 1 цветка, 2 конфет, 3 пироженых, 4 воздушных шаров, 5 свечек, 6 фруктов, 7 тарелок и 8 чашек)
3. Затруднение.
Цель: Организация анализа детьми возникшей ситуации. Подведение их к выявлению места причины затруднения.
Требования:
- создание ситуации затруднения;
- фиксация в речи причины затруднения.
- Давайте, ребята поможем Пете и постараемся решить эту задачу, доделать ее. У нас уже есть несколько шаров, конфет и остального. Мы сразу можем сказать сколько нужно цветов, фруктов и другого, чтобы хватило всем восьми гостям? (Нет)
- Почему? (потому, что не знаем сколько нужно взять, дополнить, добавить)
4. Открытие нового знания.
Цель: Организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.
Требования:
- организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
- фиксация знания в речи и знаково;
- создание ситуации успеха.
- Что же нам делать? (добавить, прибавить, дорисовать)
Игра «Накрой на стол».
Цель: Формирование преставлений о составе числа 8.
Педагог предлагает детям посчитать предметы на картинках, дорисовать недостающее количество предметов до 8 и составить пример под картинкой из цифр и знаков.
- Ребята, сосчитайте количество предметов на картинке, дорисуйте необходимое количество рядом так, чтобы в сумме получилось 8. А затем выложите из цифр пример по картинке. Сколько было, сколько добавили, сколько получилось.
Педагог может выполнить 1 задание вместе с детьми для примера.
- Сколько у нас цветов? (один)
- Сколько нужно добавить и дорисовать цветов, чтобы получился букет из 8 цветов?
- Давайте посчитаем!
Дети считают цветы в вазе и добавляют к ним по одному цветку до восьми.
(Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь)
- Сколько цветов у нас было?
(один)
- Сколько мы добавили?
(семь)
- Сколько стало всего цветов в вазе?
(восемь)
- Восемь – это один и семь цветков!
Также дети добавляют предметы по составу числа восемь (1-7, 2-6, 3-5,4-4,5-3,6-2,7-1,8-0).
- Какие мы молодцы, мы смогли разложить, добавить предметы так, чтобы хватило всем восьми гостям.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: Закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.
Требования:
- соответствие используемых игр цели занятия;
- индивидуальные затруднения в играх;
- ситуация успеха в совместной деятельности.
- Ребята с задачей мы справились? (да) Помогли Пете решить задачу, он очень обрадуется и сможет вернуться домой.
- Нам пора улетать с этой планеты и возвращаться в детский сад.
- Садимся на ракету и взлетаем. (дети садятся на стулья, слышится звук взлета ракеты)
- Начинаем обратный отчет от 8. (дети считают от 8-0).
- Ребята нам нужно заполнить журналы полета о том, что мы видим. Давайте будем смотреть и записывать.
- Справа 1 звезда, а слева созвездие из 7 звезд, заполняем и пишем 1+7 =? Сколько будет в сумме?
- Летим дальше. Справа 2 звезды, а слева 6 звезд, пишем 2+6=? Сколько?
(Так дети записывают примеры по составу числа 8 на листах в крупную клетку)
- Молодцы ребята журналы полета мы тоже заполнили!
6. Осмысление.
Цель: Организация рефлексии и самооценки деятельности.
Требования:
- организация анализа детской цели;
- фиксация нового знания в речи;
- определение выполнения взрослой цели.
- А вот и наш детский сад! Приземляемся!
- Ребята, а нас оказывается встречают наши гости.
(Педагог спрашивает детей, где они были)
- Где же вы были? (на другой планете, на планете "Не выученных уроков")
- Для чего вы туда летали? (помочь Пете, решить задачу)
- Вы помогли Пете? (да)
- А как вы помогли? (решили задачу)
- А почему вы смогли решить задачу, которую Петя не смог решить? (потому что много знаем, умеем решать задачи, знаем цифры)
- Что вы нового узнали? (состав числа 8)
- Почему вы смогли правильно заполнить все журналы полета? (потому, что знаем состав числа 8).
- Что было самым интересным?
(раскладывать угощения, закрывать кратеры, заполнять журнал полета)
- Что было для вас самым трудным?
(добавлять угощения, закрывать кратеры, решать задачу, заполнять журнал полета)
- Где вам могут пригодиться эти знания?
(в гостях, дома, в школе)
- Ребята, вы молодцы! Эти знания обязательно пригодятся вам в жизни. Вы были дружными, любознательными, помогали друг другу и помогли Пете.
- Подойдите к гостям и попрощайтесь с ними.
Дети подходят к гостям и прощаются.