Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Проделки Дюдюки Барбидокской. Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие.
Возрастная группа: 6-7 лет.
Тема: «Проделки Дюдюки Барбидонской. Осень».
Основные цели: 1. Формировать понятие «символ», который используется для создания изображений на карте.
2. Расширять представления о роли карты и её назначении.
3. Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.
4. Развивать умение анализировать ситуации, делать простейшие выводы.
Дидактические материалы:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
- слайды с изображением различных карт (улица, район, город, государство, карта полушарий);
- слайды к заданиям: № 1. «Найди дерево по тени» - символ «дерево»,
№ 2 «Найди лист по тени» - символ «лист»,
№ 3 «Перелётные и зимующие птицы» - символ «птица»,
№ 4 «Назови месяцы осени по народному календарю» - символ, по цветовой гамме соответствующий цвету осени;
- музыкальный материал;
- кроссворд;
Оборудование:
- средства ИКТ (ноутбук, экран);
- осенние листья;
- корзина;
- письмо;
- подборка карточек для заданий этапа № 4:
• Деревья и их тени
• Листья и их тени
• Карточки с изображением птиц
• Карточки с изображением солнца снежинки.
• Карточка, отражающая цвет осени (красно-жёлто-оранжевая гамма);
- браслеты 2 цветов по количеству детей;
- доска;
- мел;
- подборка карточек для этапа № 5, часть 1. :
• Карточки с изображением человечков, выполняющих разные движения.
- подборка загадок для этапа № 5, часть 2 (кроссворд).
- сундучок.
- мешочки с золотыми монетами.
Краткая аннотация к работе:
Данное занятие разработано в технологии «Ситуация» и предназначено для педагогов дошкольных организаций по формированию у детей понятия «символ».
Образовательная ситуация в подготовительной группе
Тема: «Проделки Дюдюки Барбидонской. Осень».
Цель: 1. формировать понятие «символ», который используется для создания изображений на карте.
2. Расширять представления о роли карты и её назначении.
3. Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.
4. Развивать умение анализировать ситуации, делать простейшие выводы.
Таблица «Логическая основа образовательной ситуации».
Основная образовательная цель Формировать понятие «символ», используемый в изображении на карте.
Новое знание = детское «открытие» Символ – общее понятие, который используется в изображении на карте.
Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать Актуализировать представления детей о карте; её назначении.
Причина затруднения Не знаем, как нарисовать карту и что на ней изобразить.
Цель деятельности по преодолению затруднения Создать мотивационную ситуацию поиска объектов для изображения на карте.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактическая задача:
• мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Дети проходят в зал и попадают на полянку, усыпанную опавшими листьями.
Воспитатель собирает детей около себя. Звучит спокойная музыка. На экране - листопад. Читает стихотворение.
Уж пахнет в воздухе дождём,
Всё холоднее с каждым днём.
Деревья свой наряд меняют,
Листочки потихонечку теряют.
Понятно всем, как дважды два
Пришла ….(осенняя пора).
Одним из признаков осени являются листья, опадающие с деревьев. Они могут быть жёлтыми, красными, оранжевыми и даже зелёными. Посмотрите, сколько листьев залетело к нам в открытое окно. Давайте соберём их в корзину и отнесём к себе в группу.
Дети собирают листья. Звучит музыка. Среди опавшей листвы находят письмо. Воспитатель обращает внимание на находку и читает.
«Здравствуйте, ребята!
В нашем лесу происшествие. Птицы не могут улететь в тёплые края, звери не могут приготовиться к зиме. Дюдюка Барбидонская перепутала времена года. Надо помочь жителям леса. Найдите Дюдюку». Старичок Лесовичок.
Воспитатель:
- Ребята, поможем жителям леса?
- Вы знаете, как помочь? (ответы детей).
- Вы хотите, чтобы Дюдюка вернула всё на свои места?
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
• актуализировать представления детей о карте; её назначении.
Дети садятся на стульчики перед экраном.
Воспитатель: - Ребята, помочь лесным жителям, конечно, надо. Это вы правильно решили. А как же нам добраться до леса? (Ответы и рассуждения детей).
При необходимости воспитатель направляет рассуждения детей, чтобы придти к правильному ответу - карта.
- Нам необходим один предмет, который нам может помочь. Как вы думаете, что это? (Ответы детей).
- Для чего существуют карты? (помогает человеку найти дорогу, нужный дом в городе и т. д.)
- Кто создаёт карты? (человек)
- Людям каких профессий может понадобиться карта? (водитель, капитан корабля, военный, путешественник, астроном, пират).
- Как будут называться эти карты? (автодорожная карта, карта звёздного неба, морская карта, военная карта).
- Что человек изображает на карте? (дороги, города, реки, моря, океаны, улицы и т. д.)
Во время детских рассуждений на экране появляются слайды с изображениями, подтверждающими слова детей и воспитателя. Далее на экране появляются следующие слайды: карта полушарий, карта государства, карта города Орла, карта улиц района детского сада № 24.
Воспитатель и дети делают простейшие выводы о том, что карта необходима человеку, если он отправляется в дорогу.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
• создать мотивационную ситуацию поиска объектов для изображения на карте
• формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
Воспитатель:
- А мы с вами можем сами нарисовать карту? (Ответы детей).
- Почему не можем нарисовать карту? (Ответы детей).
- Что нам надо узнать, чтобы нарисовать карту? (ответы детей).
Если дети испытывают затруднение в том, что им необходимо знать символы для изображения, воспитатель помогает придти к этому высказыванию.
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
• формировать понятие «символ», используемый в изображении на карте.
• формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на карту нашей улицы, где расположен наш детский сад № 24.
- Что вы видите на карте? (Ответы детей).
- Вы видите, какого цвета этот дом, сколько в нём этажей, есть ли в нём лифт? (Ответы детей).
Воспитатель показывает, как выглядит на карте наш детский сад.
- Ребята, вы видите на карте, где наша группа, где группа «Лисички, «Журавлики»? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, все, что человек изображает на карте – это символы, т. е. обобщённые изображения. Если это дом, то его изображают …. как прямоугольник. Если это дорога, то её изображают как …. линию.
- Посмотрите и угадайте, как изобразили трамвайный путь? (Ответы детей).
Воспитатель: - Ребята, что нужно делать, если чего-то не знаешь, а узнать очень-очень хочется? (Ответы детей).
- Нам поможет Старичок Лесовичок. Чтобы составить карту, мы выполним его задания – найдём символы. Вы готовы? Вы сможете? (Ответы детей).
Задание №1. «Найди дерево по тени».
Детям предлагаются изображения деревьев и их теней. Необходимо найти дерево и его тень. Составить парочки.
После выполнения задания предложить детям определить, какой символ подходит для этого задания. Выслушать варианты ответов. Затем на экране появляются группа символов, которые подошли бы именно к этому заданию. Дети сверяют свои предположения и выбирают нужный символ – дерево. Обосновывают свой выбор. Итак, первый символ появляется на доске.
Задание № 2. «Найди лист по тени».
Детям предлагаются изображения листьев и их теней. Необходимо найти лист и его тень. Составить парочки.
После выполнения задания предложить детям определить, какой символ подходит для этого задания. Выслушать варианты ответов. Затем на экране появляются группа символов, которые подошли бы именно к этому заданию. Дети сверяют свои предположения и выбирают нужный символ – лист. Обосновывают свой выбор. Итак, второй символ появляется на доске.
Задание № 3. «Перелётные и зимующие птицы».
Дети делятся на две команды (по цвету браслетов на руке). На столах 2 символа: «солнце» и «снежинка». Набор карточек с изображением птиц. Детям необходимо в соответствии с символом разложить карточки «солнце» - перелётные птицы; «снежинка» - зимующие птицы.
После выполнения задания предложить детям определить, какой символ подходит для этого задания. Выслушать варианты ответов. Затем на экране появляются группа символов, которые подошли бы именно к этому заданию. Дети сверяют свои предположения и выбирают нужный символ – птица. Обосновывают свой выбор. Итак, третий символ появляется на доске.
Задание № 4. «Назови месяцы осени по народному календарю».
Воспитатель проговаривает слова. Дети должны услышать нужное название и выделить его среди других слов.
Сентябрь – грибной, солнечный, хмурень.
Октябрь – золотистый, листопадник, грязник, дождевик.
Ноябрь – холодок, грудень, ветреник.
После выполнения задания предложить детям определить, какой символ подходит для этого задания (цвет осени). Выслушать варианты ответов. Затем на экране появляются группа символов, которые подошли бы именно к этому заданию. Дети сверяют свои предположения и выбирают нужный символ – красно-жёлто-оранжевое пятно. Обосновывают свой выбор. Итак, четвёртый символ появляется на доске.
Воспитатель обращает внимание детей на доску.
- Ребята, посмотрите, что у нас на доске? (Ответы детей – символы).
- У нас получилась карта? (Ответы детей).
- Теперь мы сможем само составлять карты? (Ответы детей).
- Ребята, если чего-то не знаешь, что нужно делать? (Ответы детей).
Воспитатель предлагает соединить символы линией – дорога.
- Мы теперь можем по карте найти Дюдюку Барбидонскую и помочь жителям леса? (Ответы детей).
-Давайте назовё м все символы по-порядку: – дерево – лист – птица– красно-жёлто-оранжевое пятно.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Как только дети назвали все символы, раздаётся загадочная музыка и появляется Дюдюка Барбидонская.
- Здравствуйте, ребята! Я вижу, вы добрались до меня, а значит, выполнили все задания Старичка Лесовичка и составили карту. Вы молодцы! Я всё исправлю, верну на свои места. Вы мне верите? (Ответы детей).
- Я только хочу попросить вас поиграть со мной. Ведь я всё перепутала, потому что мне скучно! Оставайтесь у меня в гостях!
Воспитатель: - Ребята, останемся у Дюдюки и поиграем с ней!
Часть №1.
Дидактические задачи:
• Организовать активный отдых детей, развивать внимание.
• Создать условия для применения нового знания совместно с освоенным ранее.
«Весёлые танцы». Под весёлую музыку дети вместе с Дюдюкой танцуют. Как только музыка закончится, воспитатель показывает карточку, на которой нарисован человечек в определённой позе. Детям нужно встать так же, как человечек на картинке.
Часть №2.
Дидактические задачи:
• Формировать умение использовать полученные новые знания в игре – находить нужные символы в окружающей обстановке.
• Формировать умение внимательно слушать и анализировать: соотносить слово и символ.
• Развивать внимание, память, мышление.
Дюдюка : - Ребята, а вы знаете, что в нашем лесу спрятан клад? Вы хотите его найти? (Ответы детей). В этом вам поможет карта, составленная вами.
Вам надо отгадать кроссворд. Результатом станет определённое слово. Его необходимо прочитать и определить его символ.
1. Это дерево не ёлка,
Хоть есть шишки и иголки.
Как колонна каждый ствол.
Сверху крона – как шатёр. (Сосна). 4. Осень в лес пришла,
Красный факел зажгла. (Рябина).
2. Вроде сосен, вроде ёлок.
А зимою без иголок. (Лиственница). 5. Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле.
Только ноги на земле. (Дождь).
3. Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задевает.
Одним проходу не даёт.
Других он подгоняет. (Ветер).
Слово – загадка «Осень». Детям необходимо вспомнить символ, которым обозначалось это слово (красно-жёлто-оранжевое пятно).
Воспитатель: - Ребята, чтобы добраться до клада, нам надо двигаться по карте. Посмотрите на неё внимательно: с какого символа началась наша карта? Чтобы не сбиться с дороги, двигаться надо чётко по карте.
Дети расходятся по группе и ищут нужные символы. Чтобы дети находили символы по порядку, Дюдюка незаметно раскладывает их по-одному. Добравшись до последнего символа - (красно-жёлто-оранжевое пятно, дети находят клад.
Вместе с воспитателем и Дюдюкой они открывают сундучок. В нём они обнаруживают мешочки с «золотыми» монетами.
Раздаётся крик журавлей и на экране появляются птицы, улетающие на юг.
Дюдюка : - Спасибо вам, ребята! Вы помогли лесным жителям и птицам. Это ваша награда. Мне пора. До свидания!
6. Осмысление.
Дидактические задачи:
• Восстановить в памяти детей то, что делали и создать ситуацию успеха.
Дети собираются возле воспитателя.
- Интересное путешествие у нас получилось?
- Чем мы сегодня занимались?
- Кому мы помогли?
- Что вам надо было сделать, чтобы помочь лесным жителям?
- Какие трудности у нас возникали?
- Как вам удалось справиться с трудностями?
- Какие знания вам пригодились?
- Сможете теперь сами составить карту для игры? (Ответы детей).
Воспитатель подводит детей к тому, что они смогли справиться с заданиями Старичка Лесовичка, помочь лесным жителям и птицам. За время путешествия сами узнали много нового и интересного о карте, подружились с Дюдюкой Барбидонской и сами смогут составлять карты дороги в детский сад или на дачу; для игр в пиратов, путешественников и др.