Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Письмо другу в другую страну»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Познание, коммуникация
Возрастная группа: Старший дошкольный возраст
Тема: Письмо другу в другую страну
Основные цели: формировать представления детей о способах кодирования информации на основе приёмов мнемотехники, учить создавать символы и правильно понимать их; развивать связную, образную речь, желание узнать новое, воспитывать любовь к родной природе посредством искусства и на основе личного опыта (наблюдений)
Публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками „Письмо другу в другую страну“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Дидактические материалы: репродукция картины «Золотая осень» И. И. Левитан (фонд методкабинета); произведение «Времена года. Осень» Антонио Вивальди (аудиозапись, стихотворение К. Бальмонт «Осень», В. Бианки «Лесная газета»
Оборудование: интерактивная доска, мольберт, ватман, расчерченные листочки
Ход образовательной ситуации:
Введение в игровую ситуацию
Ребята, в какой стране мы с вами живём, на каком языке разговариваем? А какие страны вы знаете? А кто-нибудь из вас ездил в другие страны? На каких языках там говорят? Ребята, вчера из Африки приехала моя подруга, она работает в детском саду с такими же детками, как и вы, она говорит, что африканские дети никогда не видели кроме лета других времен года. Они не знают что такое весна, осень или зима. И подруга обратилась ко мне за помощью, она просит, чтобы мы с вами написали африканским детям письмо и рассказали про время года, которое сейчас у нас. Хотите помочь детям из Африки узнать про другие времена года?
Актуализация
-Угадайте, про какое время года говорят поэты?
1. Есть время природы особого света,
неяркого солнца, нежнейшего зноя. (О. Берггольц)
2. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной. (И. Бунин)
В. Как красиво сказали об этом времени года – поэты, а через что они передали красоту природы? Д. (через слово)
В. А сейчас посмотрим, как об этом рассказал художник (даём полюбоваться картиной)
В. Какой красивый пейзаж, какая прелесть! Что вы чувствуете, какое у вас настроение, а почему? (ответы детей)
Краткая беседа по картине.
В. Дети, как много вы рассказали. Через что художник передаёт информацию?
Д. (через краски, предметы, рисуя картину)
Звучит произведение «Времена года. Осень» Антонио Вивальди (дети двигаются под музыку)
В. Дети, как вы думаете, что можно узнать или передать через музыку? Д. (настроение, чувства)
Обобщение с детьми. Стихи, картина, как и музыка – это источник информации. Они могут рассказать многое: поэты - словами, художники – красками, композиторы – музыкой.
3. Затруднение в ситуации
В. Ну, вот мы повторили признаки осени, теперь готовы написать письмо? Вот вам ручки, листы бумаги – пишите! Почему не получилось? (потому, что мы маленькие, не знаем другие языки, не умеем читать и писать). Что делать, если вы не знаете? Д. (надо узнать, спросить, задать вопрос взрослому).
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дети приходят к выводу, что если они не умеют писать, они могут рисовать.
В. Дети, приготовьтесь - начинаем самостоятельно «писать» письмо о явлениях, происходящих в природе осенью. Выборочное чтение «Лесного календаря Бианки»
Вывод:
Можно такое письмо отправить? Как вас поймут? С помощью чего вы передали информацию? (рисунки, знаки, схемы) ( Похвалить детей: супер, здорово, я знала, что у вас всё получится, вы молодцы, так держать)
Физминутка - «Листопад» (сл. Е. Авдиенко, муз. Т. Потапенко)
Тучи в небе кружатся, (Дети плавно покачиваются с ноги на ногу.)
Что ни шаг, то лужица. (Ходьба на месте с высоким подниманием коленей.)
День осенний хмурится, (Руки на поясе – повороты влево – вправо.)
Листопад на улице. (Кружатся на месте.)
По дороге стелется, (Легко бегут по кругу.) Жёлтая метелица.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Работа на применение новых знаний – составление мнемотаблицы на основе ассоциаций, подсказанных детьми (чтение воспитателем, вопросы к детям о настроении и характере произведения, смысле – о чём говорится в стихотворении; далее разбор трудных слов и запись построчно с помощью схематического рисунка, знаков, цифр, букв). Стихотворение К. Д. Бальмонт «Осень»
Вывод: С помощью чего мы записали стихотворение? (рисунки, знаки, схемы). Теперь его легко запомнить? А другие могут понять?
(Похвалить детей, как интересно и по-разному у вас получилось)
6. Осмысление
Что понравилось? Что запомнилось больше всего? Что узнали нового? Какими способами можно общаться, кодировать информацию? Какие вы молодцы!
Дети приходят к выводу, что, с помощью знаков (в том числе общепринятых, схем, рисунков (музыки, картин, стихов) - люди тоже могут общаться и другие их поймут, не зная иностранных языков.
Информационные ресурсы:
Времена года: стихи для чтения и заучивания в детском саду и начальной школе/ Сост. и предисл. Нянковского М. А. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2006.
Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников : Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). – М. : ВАКО, 2006.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, создавать красоту. – СПб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.- с. 272/ Библиотека программы «Детство».
https://www.fonstola.ru/tags/%EF%EE%E3%EE%E4%E0/
https://bianki.lit-info.ru/bianki/proza/lesnaya-gazeta/mesyac-proschaniya-s-rodinoj.htm
https://yandex.ru/yandsearch?
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) :
НОД можно провести во второй половине дня, в совместной деятельности.
К. Д. Бальмонт «Осень»
В. Бианки «Лесная газета» «СЕНТЯБРЬ — хмурень, ревун. Всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер. Подошёл первый месяц осени. Она (осень) начинает с воздуха. Высоко над головой исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях. Как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зелёный цвет. …вдруг оборвётся с ветки тут — жёлтый берёзовый, там — красный осиновый лист и, легко покачиваясь в воздухе, бесшумно скользнёт по земле.
…на траве изморозь … задуют ветры-листодёры, пока не сорвут с леса весь роскошный летний наряд.
Исчезли стрижи. Ласточки и другие летовавшие у нас перелётные собираются в стаи — и незаметно, по ночам, отбывают в дальний путь. Воздух пустеет. И холодеет вода: больше уж не тянет купаться.
В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки. И радостно блестит в полях свежая молодая зелень…
…Одни зайчихи никак не могут успокоиться, всё еще не могут помириться, что лето прошло: опять принесли зайчат! Листопадничков. Появились тонконожки-опёнки; лето кончилось»