Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками 6–7 лет «Как мы помогали чайке»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие
Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Тема: «Как мы помогали чайке»
Основные цели:
• Продолжать знакомить детей с обитателями Кандалакшского природного заповедника.
• Формировать представления о внешнем виде яиц (кулик-сорока, гага, кайра, чайка).
• Вызвать желание откликнуться на помощь птицам.
• Развивать познавательный интерес, мыслительную активность.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками 6–7 лет „Как мы помогали чайке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Детская цель: Помочь чайке найти своё яйцо.
Словарная работа: активизация словаря – Кандалакшский государственный природный заповедник, заповедник, экспонат, кулик-сорока, кайра, чайка, баклан, гага, и другие; кайрята, гагачата, звери, чайчонок.
Предварительная работа: экскурсия в Кандалакшский Государственный Природный Музей-заповедник; беседы: «Животный мир заповедного края», «Птицы нашего края» (с использованием мнемотаблиц, «Птичьи гнёзда»; д/и «Угадай кто это?», «Птичьи гнезда», «Чем похожи, чем отличаются», «Подбери перо к птице»; игровое упражнение «Кто это может быть» (схемы-модели птиц, «Кто, чем питается»; рисование «Птичий базар»; чтение С. Ф. Старикович «Они живут не только в заповеднике»; отгадывание загадок; разучивание физминуток «Кулик», «Аист», «Лебеди», «Вот летают птички»; рассматривание иллюстраций «Птицы», «Птицы заповедника»; фрагмент научного видеофильма «Птичьи истории» автор Н. Дорофеева.
Оформление образовательной ситуации :
Оформление мини-музея: стол с экспонатами; два стола; магнитная доска, эмблема Кандалакшского государственного природного заповедника.
Дидактические материалы:
Демонстрационный материал: экспонаты мини-музея: яйца птиц и картинки с изображением птиц : чайка, кулик-сорока, кайра, гага.
Карточки с изображением птиц Экспонаты мини-музея
Раздаточный материал:
• Карточки для дидактической игры
«Найди птиц Кандалакшского заповедника»
Сорока
Кулик-сорока
Куропатка
Гага
Большой баклан
Кайра
Рябчик
Чайка
Синица
Орлан – белохвост
Снегирь
Черный дятел
Свиристель
Тупик
Полярная сова
Ворона
• Карточки для дидактической игры
«Подбери яйцо для птицы»
Кулик-сорока
Курица
Гага
Пингвин
Кайра
Страус
Чайка
Перепёлка
Черный лебедь
Оборудование: мультимедийная установка; фонограмма «Голоса птиц»; презентация «Птицы». Экспонаты музея – яйца птиц на подставке.
Краткая аннотация к работе: занятие проведено в соответствии с комплексно-тематическим планированием образовательного процесса в ДОО№48, в рамках тематической недели «Кольский полуостров – заповедный край». Благодаря использованию различных приемов, общей сюжетной линии, смене видов деятельности и положительной эмоциональной атмосферы, дошкольники уточнили свои знания о птицах, птенцах Кандалакшского государственного природного заповедника и узнали о внешнем виде яиц чайки.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Цель: мотивировать детей на включение в познавательную деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость, т. е. вызвать желание помогать тем, кто просит о помощи.
Дети собираются на ковре вместе с воспитателем. Раздаются звуки - голосов птиц.
Воспитатель: Дети что вы слышите? (Мы слышим крики, шум). Как вы думаете, кто их издает? (Это кричат птицы).
Слайд 1. Изображение птиц (Птичий базар).
- Слышите, какой шум, гам, переполох. Что случилось? Почему птицы так тревожно кричат?
Слайд II. Крупным планом выделяется чайка. Перед ней пустое гнездо и знак вопрос.
- Что это за птица? (Это чайка). Как вы думаете, о чем просит нас чайка? (Она просит помочь найти ее яйцо).
- Ребята, хотите помочь? (Да, хотим).
- Сможете? (Да, сможем).
2. Актулизация знаний и умений.
Цель: актуализировать знания детей об обитателях Кандалакшского государственного природного заповедника
Воспитатель: Как много птиц существует на земле. Знаете ли вы, что есть такие птицы, которые охраняются законом?
- Как называется место, где птицы находятся под охраной человека? (Заповедник).
- У нас тоже есть заповедник, как он называется? (Кандалакшский государственный природный заповедник).
- Каких зверей нашего заповедника вы знаете? (гага, кайра, тупик, тюлень, куница, горностай, ласка, лось, вяхирь, орлан-белохвост и другие).
Дидактическая игра «Найди птиц Кандалакшского заповедника»
Цель: закрепить знания детей о птицах Кандалакшского государственного природного заповедника
Воспитатель: Подойдите к столу и выберете картинки, на которых изображены только птицы Кандалакшского заповедника и перенесите картинки на другой стол, с изображением эмблемы Кандалакшского государственного природного заповедника.
Правильность выполнения задания дети проверяют по Слайду III.
Воспитатель: Вот видите, как много птиц находится под охраной человека. И многих из них вы уже знаете. А как вы думаете, все птицы несут яйца? (Да, все птицы несут яйца.).
3. Затруднение в ситуации
Цель: моделирование ситуации, в которой дети сталкиваются с затруднением; формировать опыт фиксации затруднения.
Воспитатель: Как вы думаете, у всех ли птиц яйца одинаковые? (Я думаю, что у птиц яйца разные.).
-Ребята, а вы знаете, как выглядит яйцо чайки? (варианты ответов детей).
- Почему у вас разные ответы? (Потому что мы не знаем, как оно выглядит).
- Что нам сейчас нужно узнать, чтобы помочь чайке? (Нам нужно узнать, как выглядит яйцо чайки.).
4. Открытие нового знания.
Цель: формировать представление детей о внешнем виде яйце чайки.
- Как мы можем это узнать? (Мы можем спросить у взрослого, посмотреть в книге, сходить в музей….).
- Сегодня у нас есть возможность посетить мини-музей и рассмотреть яйца некоторых птиц нашего заповедника.
Дети проходят и садятся вокруг стола, где расположены экспонаты мини-музея, яйца птиц и картинки с изображением птиц : кулик-сорока, гага, кайра, чайка.
Воспитатель: Дети, обратите внимание на первый экспонат.
Эта птица называется (дети договаривают предложение) - кулик – сорока, посмотрите какое у нее яйцо. Оно небольшие, серовато – желтого цвета, с разнообразными по форме пятнами, на поверхности скорлупы имеются черные штрихи и точки.
А сейчас посмотрите на это яйцо. Оно по форме похоже на грушу, цвет и рисунок самый разный, пестрый. Благодаря своей форме это яйцо не падает, а просто крутится, как волчок, вокруг широкого конца и удерживается на «гнезде». Птица откладывает яйцо прямо на скалы, даже без всякой подстилки. Кто узнал, у какой птицы такое необычное яйцо? (У кайры). Есть в нашем музее и вот такое крупное, желтовато-зеленое яйцо, такие яйца откладывает птица…. Гага.
А у этой птицы яйца светло- коричневого цвета, с небольшими пятнами серого и темно-коричневого цвета. Это яйцо …Чайки.
- Понравилось вам в мини-музее? Яйца, каких птиц вы увидели ( Мы увидели яйца птиц: чайка, кулик-сорока, гага, кайра).
- Чем они отличаются друг от друга? (Яйца отличаются друг от друга по размеру, по цвету и по форме.).
- Теперь вы знаете, как выглядит яйцо чайки? Опишите его (У чайки небольшое яйцо, светло-коричневого цвета. На яйце есть небольшие пятна серого и темно-коричневого цвета.).
- А как называются птенцы: у кайры (кайрята, у гаги…. (гагачата, у кулик – сороки … (птенцы кулик –сороки, а у чайки… (чайчонок).
Физминутка «Птички и ветер»
Маленькие птички,
Птички –невелички.
По небу летают,
Песни распевают.
Буйный ветер налетел,
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в гнездо,
Там не тронет их никто.
Машут руками
Бегают в врассыпную
Руки подняты вверх. Машут руками из стороны в сторону.
Присели, опустили голову на колени, прикрыли руками
5. Включение нового знания в систему знаний и умений.
Цель: создание ситуации, в которой дети используют полученные знания для закрепления представлений о яйцах птиц.
- Все вы знаете, что птицы откладывают яйца в гнездах, там и высиживают своих птенцов.
Дидактическая игра «Подбери яйцо птице»
Цель: Закрепить знания о птицах, учить подбирать каждой птице свое яйцо.
На магнитной доске – картинки с изображением птиц. Дети подбирают к каждой картинки, картинку с яйцом этой птицы.
В конце игры, воспитатель обращает внимание на чайку.
- Вот вы и смогли найти яйцо чайки.
Слайд IV. На экране появляется чайка, перед ней гнездо с яйцами (слышен крик чайки)
Воспитатель: Ребята, чайка говорит вам спасибо за помощь.
6. Осмысление.
Цель: побуждать детей к осмыслению своей деятельности.
- Где мы сегодня с вами побывали? (Мы были в мини-музее.).
- Кому вы сегодня помогали? (Мы помогали маме чайке.).
- Почему вы смогли помочь чайке? (Мы узнали, как выглядит яйцо чайки.).
- О чем интересном вы можете рассказать своим друзьям и родителям? (Мы можем рассказать об обитателях Кандалакшского государственного природного заповедника, о том, как зовут птенцов некоторых птиц. О маленьком чайчонке, о гагачатях и кайрятах. А еще мы можем рассказать, как по-разному выглядят яйца птиц.).
Комментарии к сценарию: на занятии использовались экспонаты Кандалакшского государственного природного заповедника