Вера Домалевская
Образовательная ситуация по обучению грамоте «Цветик-семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
ТЕМА: «Цветик-Семицветик»
Возраст: подготовительная к школе группа.
Интеграция образовательных областей : социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Образовательные :
1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные)
Публикация «Образовательная ситуация по обучению грамоте „Цветик-семицветик“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
2. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
3. Упражнять в составлении предложений.
4. Формировать умение делить слова на слоги.
Воспитывающие:
1. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.
2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
3. Формировать чувство товарищества.
Демонстрационный материал: цветок с семью лепестками, конверт с письмом,
картинка «Весна».
Раздаточный материал: цветные кружочки (красные, синие); карточки с цифрами 1,2,3,4; .
Организация детей: в кругу, за столами;
Предварительная работа: игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори»; составление предложений из заданных слов; звуковой анализ слов.
Структура:
1. Организационный момент –1 задание «Отгадай загадку и опиши»
2. Работа по теме занятия: - 2 задание «Составь предложение по картине»
3 задание «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки»
4 ФИЗМИНУТКА –
5 задание «Подели слова на слоги и определи их количество».
6 Задание «Где прячется звук?»
7задание «Послушай и узнай звук»
3. Итог занятия.
Ход НОД:
Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?
Дети. Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. (Дети становятся в круг).
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой замечательный цветок, А кто знает, как он называется (Цветик-семицветик). А к нему приколото письмо. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны?
(Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает: «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный цветок с заданиями - загадками. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе, и вы успеете позаниматься. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова.)
Воспитатель. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя и родители могли нами гордиться.
Итак, открываем первый лепесток.
1 Задание «Отгадай загадку и опиши»
Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня (Весна)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а скажите какая она, весна?
Дети: теплая, солнечная, холодная, ранняя, долгожданная, дождливая, шумная, зеленая, ветреная.
Воспитатель. Молодцы вы справились с этим заданием, продолжаем наше занятие и отрываем следующий лепесток.
2 задание «Составь предложение по картине»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. (На доске картина «Весна»). Вы должны составить по картине по одному предложению и сказать какое количество слов в вашем предложении.
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились.
Воспитатель: Вы правильно охарактеризовали весну и выполнили второе задание Мудрой Совы.
Воспитатель: продолжаем и отрываем следующий лепесток.
3 задание «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки»
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее,
Воробей погоде рад
– Заглянул к нам месяц …. (МАРТ)
Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку. А сейчас сделаем звуковой анализ слова «МАРТ». Для этого у вас на столе лежат кружочки синего и красного цвета.
-Какие звуки обозначаются синим цветом?
-Какие звуки обозначаются красным цветом?
-Сколько звуков в слове «МАРТ»?
-Какого цвета первый кружок? Итак, приступаем к звуковому анализу слова «МАРТ».
Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой звуковую дорожку для слова Март. Один ребенок работает у доски.
Воспитатель: Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных?
-У кого кружочки расположены в том же порядке, что назвали дети, поднимите руки. Молодцы! С этим заданием вы тоже справились, а сейчас давайте отрывать следующий лепесток, а там сова нам предлагает немного отдохнуть и сделаем физкультминутку
4. Физкультминутка:
«Разминка»
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо – влево. (вращение головой)
А теперь руками крутим –
И для них разминка будет. (вращение рук вперед и назад)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим. (руки вверх и в стороны)
Повороты вправо – влево,
Плавно производим. (повороты влево и вправо)
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол. (наклоны вперед)
Потянули плечи, спинки
А теперь конец разминке. (дети садятся на места)
Воспитатель. Ну что ребята отдохнули?
Отрываем следующий лепесток, а там вот какое задание:
5 задание «Подели слова на слоги и определи их количество».
Воспитатель. У вас на столах таблички с цифрами 1,2,3,4. Сейчас я буду называть слова, а Ваша задача определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3, 4 слога – с цифрой 4. Задание понятно? Начали.
Воспитатель называет слова (радуга, роза, мак, сосульки, одуванчик, верба, грач) и дети определяют количество слогов и поднимают карточки.
Воспитатель. Молодцы. Все верно. Отрываем следующий лепесток.
6 Задание «Где прячется звук?»
Отгадайте-ка, ребятки,
Мои трудные загадки.
А потом определите,
Где живет звук – расскажите.
Воспитатель. Мы с вами должны отгадать загадки Мудрой Совы и определить, где живет в этих отгадках звук: в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.
Воспитатель читает загадки. Дети отгадывают загадки.
- Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник) Воспитатель. Где в этом слове живет звук [н]?
Дети. В середине слова.
- В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?
Дети. В начале слова.
-Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы….
(Скворечник)
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [с]?
Дети. В начале слова.
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут.
(Гнездо) Воспитатель. Где в этом слове живет звук [о]?
Дети. В конце слова.
Воспитатель. Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.
Отрываем следующий лепесток.
7задание «Послушай и узнай звук»
Воспитатель. Вы должны хлопнуть в ладоши если услышите в слове звук [ц], а если его там не будет, вы кладете руки на колени.
Слова: цапля, журавль, оцарапал, поранил, расцветает, завял, певец, танцовщица, балерина, корова, слон.
Воспитатель. Хорошо, а теперь слушаем звук [у]
Слова: утюг, ложка, мурка, сарафан, сумка, светлый, утро.
Воспитатель. И еще один звук послушайте, это звук [р]
Слова: рот, крот, вилка, тапочки, мраморный, красивый, веник.
Воспитатель. Молодцы, ребята Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Мудрой Сове.
Скажите, вам понравилось наше занятие? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?