Богдановская Раиса
Образовательная ситуация, как ведущая форма работы по развитию словаря у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС ДО актуальны такие формы взаимодействия педагога с детьми, которые ориентированы на индивидуальные особенности и возрастные возможности воспитанников, на поддержку инициативы детей в различных видах деятельности, на признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Ведущей формой работы по развитию словаря у детей дошкольного возраста, на мой взгляд, является образовательная ситуация. В отличие от занятия она позволяет осуществлять более дифференцированный подход к детям и в большей степени индивидуализировать процесс обучения языку. Образовательная ситуация планируется и организуется мною в любое время в режиме дня. Чаще всего это утренний и вечерний отрезки времени, прогулка. Это способствует естественному включению в повседневную жизнь ребёнка образовательного процесса, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и с процессом естественного общения в группе. Образовательная ситуация характеризуется кратковременностью развёртывания и течения. Она предполагает участие небольшой подгруппы детей : от 3 до 8, в зависимости от желания детей. Необходимо повторить образовательную ситуацию с разными подгруппами детей. По моему мнению, использование данной формы работы по развитию словаря учитывает интересы и потребности каждого ребёнка, позволяет позаботиться о его эмоциональном, психическом и физическом комфорте, не допуская перегрузок и утомления.
Публикация «Образовательная ситуация, как ведущая форма работы по развитию словаря у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
1. Образовательная ситуация «Что вы видите вокруг?»
Цель: уточнить представления детей о названии предметов.
Содержание ситуации :
— Назовите предметы, которые вы видите вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят.)
Если за столом обедают – он …обеденный. Если за столом работают, читают, пишут – он …письменный. Если это не стол, а столик, на котором лежат книги, журналы – он …журнальный.
— Перед вами две девочки. Они обе в белых халатах. Как вы думаете, мы их различаем? (По именам.) Почему они в белых халатах? Кого они могут изображать? (Врача, повара, учёного)
— Что значит слово. ручка? Кран?
— У меня в руке ручка. Что ею делают? (Пишут.) У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками.) Что значит слово ручка, обозначающее этот предмет (педагог показывает авторучку? (Ею пишут.) А что обозначает слово ручка здесь (педагог показывает на дверную ручку? Ею открывают и закрывают дверь.
Ручка, которой пишут - … авторучка. Рука малыша – …ручка. Ручка, которой открывают дверь - …дверная.
- Когда мы моем руки, то открываем кран с водой. Как он называется? (Водопроводный) На строительной площадке работает огромная строительная машина. Называется она также – кран. Только какой? (Подъёмный) Кто управляет подъёмным краном? (Крановщик)
— Можете ли вы назвать слова, которые ничего не обозначают? Послушайте стихотворение И. Токмаковой «Плим».
Ложка — это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка — это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка — это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка — это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово,
Смешное слово — плим.
Я повторяю снова — плим, плим, плим.
Вот прыгает и скачет — плим, плим, гошм.
И ничего не значит плим, плим, плим. —
- Придумайте и вы такие слова, которые ничего не значат. (Трам-татам, ту-руру.)
1. Образовательная ситуация «Скажи, какой?»
Цель: - учить детей называть не только предмет, но и его признаки, качества, действия;
-обогащать речь именами прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.
Содержание ситуации :
— Когда вы хотите рассказать о предмете, какой он, какие слова вы называете?
— Послушайте стихотворение М. Щеловановой «Утро».
Какое сегодня утро?
Сегодня плохое утро,
Сегодня скучное утро
И, кажется, будет дождь.
— Почему же плохое утро?
Сегодня хорошее утро,
Сегодня веселое утро
И тучи уходят прочь.
Сегодня не будет солнца,
Сегодня не будет солнца,
Сегодня будет хмурый,
Серый, пасмурный день.
- Почему же не будет солнца?
Наверное, будет солнце,
Обязательно будет солнце
И прохладная синяя тень.
— О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как сказать другими словами об этом дне? Подберите слова,
близкие по смыслу. (Дождливый, грустный, скучный, неприветливый.) А
если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу. (Веселое, радостное, голубое, безоблачное.)
- Что еще может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек.) Что может быть солнечным?
— Есть еще слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, обиделся.)
— А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как дети говорили: «Папа, иди шепотом», «Это я проснул сестричку», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?
2. Образовательная ситуация «Найди точное слово»
Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
Содержание ситуации :
— Узнайте, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» Вы знаете, что предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.
- Дополните другими словами то, что я начну: «Снег белый, холодный. еще какой? Сахар сладкий, а лимон. (кислый). Весной погода теплая, а зимой. (холодная). Дерево тёплое, а металл (холодный).
— Назовите, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
— Помогите мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д. Чиарди «Прощальная игра» :
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь. (низко)
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь. (близко).
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты. (храбрец).
Теперь начало я скажу.
Ну, отвечай. (конец).
— Теперь вы сами придумайте словам противоположные по значению.
3. Образовательная ситуация «Подбор действий»
Цель: обогащать словарь детей, развивать умение соотносить объект с его действиями.
Содержание ситуации : Воспитатель называет профессию, а дети по очереди называют действия, характерные для человека данной профессии.
Повар: готовит, варит, жарит, пробует;
продавец: раскладывает товар, взвешивает, упаковывает, отдаёт покупателю, предлагает товар;
лё тчик: летает, управляет самолётом;
строитель: строит, возводит дом, каменщик : кладёт кирпич, маляр: красит стены.
4. Образовательная ситуация «Отгадай предмет, профессию»
Цель: уточнять представления детей об особенностях строения предметов;
-обогащать словарь детей,
- развивать воссоздающее воображение.
Содержание ситуации : К детям приходит гном Никита. Он строитель. Он много знает разных строительных инструментов, машин. Но всё время забывает их названия. Гном рассказывает о предмете, а дети узнают его по описанию.
1. Узнавание предмета по его частям:
У него есть:
• Шляпка, ножка, но это не гриб (гвоздь)
• Кабина, кузов, колёса, руль, фары (грузовик)
• Зубья, ручка (пила)
• Стрела, кабина, колёса (подъёмный кран)
2. Узнавание объекта по его назначению
Этот предмет:
• Ездит по дорогам, перевозит грузы (грузовик)
• Им забивают гвозди (молоток)
• Им красят стены (валик)
Этот человек:
• Учит детей новому (учитель, воспитатель)
• Пишет стихи (поэт)
• Рисует картины (художник)
• Тушит пожар (пожарный)
• Водит автобус (водитель)