Получи документы

Образовательная ситуация, как ведущая форма работы по развитию словаря у детей дошкольного возраста

Богдановская Раиса
Образовательная ситуация, как ведущая форма работы по развитию словаря у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В соответствии с ФГОС ДО актуальны такие формы взаимодействия педагога с детьми, которые ориентированы на индивидуальные особенности и возрастные возможности воспитанников, на поддержку инициативы детей в различных видах деятельности, на признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

Ведущей формой работы по развитию словаря у детей дошкольного возраста, на мой взгляд, является образовательная ситуация. В отличие от занятия она позволяет осуществлять более дифференцированный подход к детям и в большей степени индивидуализировать процесс обучения языку. Образовательная ситуация планируется и организуется мною в любое время в режиме дня. Чаще всего это утренний и вечерний отрезки времени, прогулка. Это способствует естественному включению в повседневную жизнь ребёнка образовательного процесса, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и с процессом естественного общения в группе. Образовательная ситуация характеризуется кратковременностью развёртывания и течения. Она предполагает участие небольшой подгруппы детей : от 3 до 8, в зависимости от желания детей. Необходимо повторить образовательную ситуацию с разными подгруппами детей. По моему мнению, использование данной формы работы по развитию словаря учитывает интересы и потребности каждого ребёнка, позволяет позаботиться о его эмоциональном, психическом и физическом комфорте, не допуская перегрузок и утомления.

Публикация «Образовательная ситуация, как ведущая форма работы по развитию словаря у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

1. Образовательная ситуация «Что вы видите вокруг?»

Цель: уточнить представления детей о названии предметов.

Содержание ситуации :

— Назовите предметы, которые вы видите вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят.)

Если за столом обедают – он …обеденный. Если за столом работают, читают, пишут – он …письменный. Если это не стол, а столик, на котором лежат книги, журналы – он …журнальный.

— Перед вами две девочки. Они обе в белых халатах. Как вы думаете, мы их различаем? (По именам.) Почему они в белых халатах? Кого они могут изображать? (Врача, повара, учёного)

— Что значит слово. ручка? Кран?

— У меня в руке ручка. Что ею делают? (Пишут.) У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками.) Что значит слово ручка, обозначающее этот предмет (педагог показывает авторучку? (Ею пишут.) А что обозначает слово ручка здесь (педагог показывает на дверную ручку? Ею открывают и закрывают дверь.

Ручка, которой пишут - … авторучка. Рука малыша – …ручка. Ручка, которой открывают дверь - …дверная.

- Когда мы моем руки, то открываем кран с водой. Как он называется? (Водопроводный) На строительной площадке работает огромная строительная машина. Называется она также – кран. Только какой? (Подъёмный) Кто управляет подъёмным краном? (Крановщик)

— Можете ли вы назвать слова, которые ничего не обозначают? Послушайте стихотворение И. Токмаковой «Плим».

Ложка — это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка — это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка — это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка — это шапка,

Оделся и пошел.

А я придумал слово,

Смешное слово — плим.

Я повторяю снова — плим, плим, плим.

Вот прыгает и скачет — плим, плим, гошм.

И ничего не значит плим, плим, плим. —

- Придумайте и вы такие слова, которые ничего не значат. (Трам-татам, ту-руру.)

1. Образовательная ситуация «Скажи, какой?»

Цель: - учить детей называть не только предмет, но и его признаки, качества, действия;

-обогащать речь именами прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.

Содержание ситуации :

— Когда вы хотите рассказать о предмете, какой он, какие слова вы называете?

— Послушайте стихотворение М. Щеловановой «Утро».

Какое сегодня утро?

Сегодня плохое утро,

Сегодня скучное утро

И, кажется, будет дождь.

— Почему же плохое утро?

Сегодня хорошее утро,

Сегодня веселое утро

И тучи уходят прочь.

Сегодня не будет солнца,

Сегодня не будет солнца,

Сегодня будет хмурый,

Серый, пасмурный день.

- Почему же не будет солнца?

Наверное, будет солнце,

Обязательно будет солнце

И прохладная синяя тень.

— О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как сказать другими словами об этом дне? Подберите слова,

близкие по смыслу. (Дождливый, грустный, скучный, неприветливый.) А

если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу. (Веселое, радостное, голубое, безоблачное.)

- Что еще может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек.) Что может быть солнечным?

— Есть еще слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, обиделся.)

— А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как дети говорили: «Папа, иди шепотом», «Это я проснул сестричку», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?

2. Образовательная ситуация «Найди точное слово»

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

Содержание ситуации :

— Узнайте, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» Вы знаете, что предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.

- Дополните другими словами то, что я начну: «Снег белый, холодный. еще какой? Сахар сладкий, а лимон. (кислый). Весной погода теплая, а зимой. (холодная). Дерево тёплое, а металл (холодный).

— Назовите, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

— Помогите мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д. Чиарди «Прощальная игра» :

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь. (низко)

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь. (близко).

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты. (храбрец).

Теперь начало я скажу.

Ну, отвечай. (конец).

— Теперь вы сами придумайте словам противоположные по значению.

3. Образовательная ситуация «Подбор действий»

Цель: обогащать словарь детей, развивать умение соотносить объект с его действиями.

Содержание ситуации : Воспитатель называет профессию, а дети по очереди называют действия, характерные для человека данной профессии.

Повар: готовит, варит, жарит, пробует;

продавец: раскладывает товар, взвешивает, упаковывает, отдаёт покупателю, предлагает товар;

лё тчик: летает, управляет самолётом;

строитель: строит, возводит дом, каменщик : кладёт кирпич, маляр: красит стены.

4. Образовательная ситуация «Отгадай предмет, профессию»

Цель: уточнять представления детей об особенностях строения предметов;

-обогащать словарь детей,

- развивать воссоздающее воображение.

Содержание ситуации : К детям приходит гном Никита. Он строитель. Он много знает разных строительных инструментов, машин. Но всё время забывает их названия. Гном рассказывает о предмете, а дети узнают его по описанию.

1. Узнавание предмета по его частям:

У него есть:

• Шляпка, ножка, но это не гриб (гвоздь)

• Кабина, кузов, колёса, руль, фары (грузовик)

• Зубья, ручка (пила)

• Стрела, кабина, колёса (подъёмный кран)

2. Узнавание объекта по его назначению

Этот предмет:

• Ездит по дорогам, перевозит грузы (грузовик)

• Им забивают гвозди (молоток)

• Им красят стены (валик)

Этот человек:

• Учит детей новому (учитель, воспитатель)

• Пишет стихи (поэт)

• Рисует картины (художник)

• Тушит пожар (пожарный)

• Водит автобус (водитель)

Публикации по теме:

Игровая ситуация «Показ фокуса» для детей младшего и среднего дошкольного возраста Удержать внимание людей, тем более маленьких детей, во время взаимодействия с ними непросто. А ситуации, когда ребенок тяжело переносит.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Консультация для воспитателей «Задачи словарной работы по обогащению активного словаря детей в ДОУ» Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объём активного словаря любого.

Образовательная ситуация по формированию у детей интереса к художественной литературе на примере творчества В. Сутеева Игровая образовательная ситуация в старшей логопедической группе "По следам Кляксы" Дети вместе с воспитателем хотят отправиться в музыкальный.

Образовательная ситуация по художественно-эстетическому развитию «Новогодний сапожок для исполнения желаний»Образовательная ситуация по художественно-эстетическому развитию «Новогодний сапожок для исполнения желаний» Тема: «Новогодний сапожок для исполнения желаний» (подарок для родителей) Цель: сделать маленький сюрприз для родителей Задачи: - расширять.

Образовательная ситуация по развитию речи «К бабушке в деревню» в первой младшей группе Образовательная ситуация по развитию речи «К бабушке в деревню» в 1 мл группе Автор: воспитатель МАДОУ МО «СГО» Д\С №1 Васильева Ольга Алексеевна.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Пути оптимизации работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии, и педагогике.

Развивающая образовательная ситуация «Права и обязанности детей» в средней группеРазвивающая образовательная ситуация «Права и обязанности детей» в средней группе Задачи: дать детям элементарные знания о правах и обязанностях ребенка. Развивать диалогическую речь, логическое мышление. Формировать.

Квест-игра как эффективная форма организации работы с детьми старшего дошкольного возраста На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация, как ведущая форма работы по развитию словаря у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 марта 2021 в 00:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная ситуация, как ведущая форма работы по развитию словаря у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Богдановская Раиса в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД