Алёна Туголукова
Рабочая образовательная программа старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
1.1 Цель реализации Программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования
1.2 Задачи реализации Программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования
1.3 Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников данной возрастной группы
1.4 Значимые для разработки Рабочей программы индивидуальные особенности контингента воспитанников группы
1.5 Современные образовательные технологии
1.6 Срок реализации рабочей программы
Публикация «Рабочая образовательная программа старшей группы» размещена в разделах
1.7 Ожидаемые результаты реализации программы в соответствии с возрастными особенностями
Раздел II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Содержание работы
2.1.1 Содержание работы с воспитанниками по образовательным областям в соответствии с возрастом
2.1.2 Содержание взаимодействия с семьями воспитанников группы (план работы) 14
Раздел III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Условия реализации программы
3.1.1 Учебный план группы
3.1.2 Режим дня группы
3.1.3 Расписание организованной образовательной деятельности группы
3.1.4 Материально- техническое оснащение группы и прогулочного участка
3.1.5 Комплексно- тематическое планирование
3.1.6 Педагогическая диагностика (мониторинг)
3.1.7 Список литературы
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
1.1. Цель реализации программы
В настоящее время в системе дошкольного образования произошли грандиозные события, требующие переосмысления многих позиций. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало первым уровнем в образовательной системе; расширяются возможности получения дошкольного образования в разных формах его организации. Изменение нормативной базы влечет за собой серьезные изменения, как в организации, так и в содержании работы дошкольных образовательных организаций. Именно Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет эти изменения. Следовательно, рабочая программа дошкольного образования требует обновления.
Содержание Программы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) и учитывает соответствующие примерные образовательные программы дошкольного образования (ст. 6 Закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Рабочая программа определяет содержание и описание модели образовательного процесса, т. е. педагогической составляющей деятельности группы. В этом документе можно проследить особенности организации режима в возрастной группе, систему физкультурно-оздоровительной работы. Здесь обозначены примерные программы и технологии, которыми пользуются педагоги в организации образовательного процесса, сформулированы цели и задачи по каждой образовательной области, а также определена процедура подведения результатов работы педагогического коллектива.
Цель: разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
1.1.2. Задачи:
1) охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
2) обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формировать общую культуру личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни, развивать их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребёнка, формировать предпосылки учебной деятельности;
7) обеспечить вариативность и разнообразие содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможность формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.3. Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников данной возрастной группы
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрастрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений) : представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
1.4. Индивидуальные особенности контингента воспитанников группы
Учитывая возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста по данным группам можно отметить следующее:
Воспитанники старшей группы в значительной степени освоили конструирование из строительного, природного материала, конструирование из бумаги.
Могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Действия в играх становятся разнообразными.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; развиваться образное мышление. Воспитанники группируют объекты по признакам, которые могут изменяться. Сочиняют достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Совершенствуется речь, в том числе ее звуковая сторона.
Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни; совершенствуется грамматический строй речи. Развивается связная речь.
Достижению данного уровня развития детей способствовало следующее:
взаимодействие участников образовательного процесса;
повышение профессионального мастерства и развитие творчества педагогов через взаимопосещения занятий, семинары – практикумы, деловые игры, курсы повышения квалификации;
формирование предметно-развивающей среды данной группы;
оснащённость педагогического процесса учебно-методическими материалами.
К индивидуальным особенностям контингента воспитанников мы также относим и состояние их здоровья. Анализируя ситуацию за последние годы, мы видим, что дети приходят в ДОУ с низкой группой здоровья, имеют хронические заболевания, часто болеющие дети. Исходя из этого, педагогическим коллективом делается все возможное, чтобы сохранить и укрепить здоровье воспитанников.
Вся работа строится в тесном сотрудничестве с медицинским персоналом ДОУ, педиатром (наблюдение за состоянием здоровья детей, консультации для воспитателей и родителей).
Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей ребенка, но также от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мероприятий, к числу которых относится закаливание.
В основе организации образовательного процесса определен развивающий принцип с ведущей игровой деятельностью, решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Основными направлениями в деятельности образовательного учреждения являются : физическое, социально-нравственное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие.
При планировании образовательного процесса учитываются национально-культурные, климатические и региональные особенности нашего края. Дети знакомятся с жизнью, бытом и обычаями коренного населения Ханты и Манси. Изучают особенности северного края, знакомятся с животными и растительностью сурового края. Стараются сравнивать, чем же отличаются растения севера и юга.
Данные знания дети получают как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности. Педагоги используют для реализации поставленной задачи следующие методы и формы работы :
• чтение художественной литературы;
• рассматривание картин и иллюстраций;
• использование ТСО;
• работа на экологической тропе в разные времена года;
• исследовательская деятельность.
С учетом климатических особенностей нашего региона, в связи с низкой температурой воздуха в зимний период времени прогулки с детьми дошкольного возраста не проводятся и компенсируются другими видами образовательной деятельности :
• труд в уголке природы;
• поисково - исследовательская деятельность (в лаборатории);
• наблюдения из окна;
• чтение художественной литературы;
• беседы;
• решение проблемных задач;
• самостоятельная творческая деятельность детей;
• индивидуальная работа с детьми;
• познавательно - речевая деятельность с использованием мультимедийной аппаратуры.
1.5 Современные образовательные технологии
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
• здоровьесберегающие технологии;
• технологии проектной деятельности
• технология исследовательской деятельности
• информационно-коммуникационные технологии;
• личностно-ориентированные технологии;
• игровая технология
• технология «ТРИЗ» и др.
2. Информационно-коммуникативные Д. П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В. Афонина, Кораблёв А. А. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе.
3. Проектная деятельность (исследования) Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина
4. Личностно – ориентированное взаимодействие педагога с детьми И. С. Якиманская
5 Программа ТРИЗ «Умка» Г. С. Альтшуллера
1.7. Ожидаемые результаты реализации программы в соответствии с возрастными особенностями
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность, а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения
ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования являются ориентирами для:
а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства;
б) решения задач:
- формирования Программы,
- анализа профессиональной деятельности,
- взаимодействия с семьями;
в) изучения характеристик образования детей до 8 лет;
г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства;
Педагогами анализируются полученные результаты педагогических действий, выделяются недостатки, их причины для дальнейшего планирования деятельности. По результатам анализируется взаимосвязь индивидуализации образования детей с характером педагогических действий и качеством условий организации образовательного процесса, принимаются решения по дальнейшему совершенствованию образовательного процесса – ставятся цели и задачи на следующий учебный год.
Художественная литература воспитатели
Познавательное развитие Формирование элементарных математических представлений
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Ознакомление с предметным окружением
Ознакомление с социальным миром
Ознакомление с миром природы Образовательно-методический комплекс «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой воспитатели
Социально
коммуникативное развитие Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Ребенок в семье и сообществе
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
Формирование основ безопасности Образовательно-методический комплекс «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Воспитатели, педагог-психолог
Художественно -
эстетическое развитие Приобщение к искусству
Изобразительная деятельность
Конструктивно-модельная деятельность
Музыкальная деятельность Образовательно-методический комплекс «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Воспитатели
Музыкальный руководитель
Воспитатели
Музыкальный руководитель
Физическая культура Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Физическая культура Образовательно-методический комплекс «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Инструктор по физической культуре
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание работы
2.1.1. Содержание работы с воспитанниками по образовательным областям в соответствии с возрастом.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Дошкольник входит в мир социальных отношений.
Образовательная область «Познавательное развитие»
задачи.
Образовательная область «Речевое развитие»
2.1.2. Содержание взаимодействия с семьями воспитанников группы.
В старшем дошкольном возрасте педагог строит свое взаимодействие на основе укрепления сложившихся деловых и личных контактов с родителями воспитанников. Именно в этот период педагог корректирует детско - родительские отношения, помогает родителям и детям найти общие интересы, которые в дальнейшем могут стать основой семейного общения. Много внимания воспитатель уделяет развитию совместной деятельности родителей и детей — игровой, досуговой, художественной. В процессе совместной с родителями деятельности он опирается на развивающиеся у них способности к самоанализу, к оценке результатов развития ребенка, умения замечать, как изменение собственной воспитательной тактики приводит к росту личностных достижений ребенка.
Еще одно направление сотрудничества воспитателя с семьей — развитие родительского коллектива группы, создание детско-родительского сообщества, в котором родители могли бы обсуждать свои педагогические проблемы, совместно намечать перспективы развития детей группы. Кроме того, период старшего дошкольного детства непосредственно связан с повышением компетентности родителей по проблеме подготовки детей к школе, снижением уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу, определением совместных с педагогом условий для лучшей подготовки к школе каждого ребенка.