Жильцова Елена Михайловна
Образовательная программа «Грамотейка»
▼ Скачать + Заказать документы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы.
Программа реализуется в рамках речевого развития дошкольника.
Новизна дополнительной образовательной программы.
Новизна данной образовательной программы заключается в разработке системы занятий и дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста по обучению грамоте.
Актуальность дополнительной образовательной программы.
Публикация «Образовательная программа „Грамотейка“» размещена в разделах
Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при даль-нейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни – является задачей подготовительного периода в детском саду. Обучение грамоте детей-дошкольников обеспечивает возможность на более раннем возрастном этапе сформировать различные учебные умения: умение воспринимать речь окружающих, говорить перед товарищами, отвечать на вопросы, спрашивать, пересказывать прочитанное взрослым, рассказывать содержание просмотренных диафильмов, детских книг, иллюстрации, репродукций картин.
Цель. Подготовить воспитанников к обучению грамоте.
Задачи:
• Дать представления о предложении (без грамматического определения).
• Упражнять в составлении предложений, членении простых предложе-ний (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последова-тельности.
• Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми сло-гами на части.
• Учить составлять слова из слогов (устно).
• Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Отличительные особенности данной дополнительной образова-тельной программы.
Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по развитию речи детей, наблюдение педагогического процесса, а также изучение созданной образовательной среды в ДОУ выявили ряд проблем, препятствующих развитию речи в полном объеме, как это предусматривают авторы программы «От рождения до школы». К тому же, согласно Федеральным государственному образовательному стандарту, необходимо формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылки к обучению грамоте. Это возможно в предоставлении воспитанникам через «выход в социум», то есть конструктивное сотрудничество ДОУ со школой, с библиотекой.
Потребности ДОУ в разработке данной программы :
1. Обеспечение условий для подготовки воспитанников к обучению грамоте;
2. Создание условий для обеспечения ранней социализации дошкольников;
3. Укрепление партнёрских отношений со школой, с библиотекой се-мейного чтения.
Таким образом, отличительные особенности программы заключается в том, что она:
выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей 6 - 7 лет с включением в образовательную деятельность регионального компонента;
обеспечивает реализацию учебного плана программы «От рождения до школы» в полном объёме;
способствует ранней социализации детей 6-7 лет, обозначенной в ФГОС;
соответствует воспитанию и развитию будущего первоклассника согласно разработанной в ДОУ модели его образа;
формирует у ребенка 6 - 7 лет первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы. Программа рассчитана на старший дошкольный возраст.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа реализуется в течение 1 года.
Формы и режим занятий
Программа реализуется 1 раз в неделю во второй половине дня в форме кружкового занятия. Общая нагрузка составляет 2 часа в месяц, что не противоречит нормам СаНПина.
1. Организованные:
– экскурсии в школу, в библиотеку,
– непосредственная образовательная деятельность (развитие речи, комбинированная, интегрированная,
2. Совместная деятельность:
– чтение художественных произведений;
– беседы и разговоры с детьми,
– праздники и досуги,
– игры (речевые, настольно-печатные, подвижные, дидактические).
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Дошкольное детство является начальным этапом формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Конечным результатом данной программы является практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Интеллектуальные качества дети старшего дошкольного возраста способны совершать интеллектуальные операции (анализ, синтез, обобще-ние, классификация, сравнение);
развитие у детей эмпатии (сочувствие, сострадание, сопереживание живым существам);
умение видеть результат задания;
совершенствуется эмоционально-волевая сфера личности ребенка;
благоприятное развитие адаптационных механизмов его психики;
способен разработать план действий по созданию продукта, составле-ния описательного или творческого рассказа;
способен довести работу до конца.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образова-тельной программы. Виды деятельности:
- коммуникативная деятельность;
- сюжетно-ролевая игра;
- игра с правилами;
- познавательная деятельность;
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- самостоятельная деятельность детей.
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ Тема Время, мину-ты Цель
Сентябрь
1. Д/игра «Кого как зовут?» 30 Развивать у детей слуховое внимание, речь, приучать их внимательно слушать речь окружающих, правильно воспринимать ее, точно выполнять данные им игровые поручения.
2. «Веселые развиваю-щие игры» 30 Развивать у детей слуховое внимание.
3. «Веселые развиваю-щие игры» 30 Учить детей соотносить звучащее слово с картинкой.
4. «Будь вниматель-ным!» 30 Развивать у детей слуховое внимание.
Октябрь
1. Предложение 30 Формировать представления о пред-ложении как о единице речи
2. Из чего состоит предложение? 30 Познакомить со словесным составом предложения
3. Слово 30 Рассказать детям о словарном составе слова, с термином «слово».
.4. Речевое внимание. фонематический слух 30 Воспитывать речевое внимание, фо-нематический слух.
Ноябрь
1. Твердые и мягкие согласные 30 Учить детей различать на слух твер-дые и мягкие согласные звуки
2. Твердые и мягкие согласные 30 Учить детей различать на слух твер-дые и мягкие согласные звуки
3. Составление пред-ложений 30 Учить составлять предложения по «живым моделям»
4. Первые звуки в сло-ве 30 Рассказать детям, какие бывают звуки в слове
Декабрь
1. Темп речи 30 Дать представление о темпе речи
2. Скороговорка 30 Формировать умение детей говорить в разном темпе, скороговорки
3. Громкость как свой-ство устной речи 30 Формировать у детей представление о громкости устной речи
4. Учимся говорить выразительно 30 Научить детей слышать усиление о ослабление силы голоса
Январь
1. Чистоговорки 30 Познакомить детей с чистоговорками
2. Сравнение слов по протяжности 30 Учить детей сравнивать слова по протяжности
3. Путешествие в стра-ну «Играндия» 30 Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные звуки
4. Слова звучат по-разному 30 Рассказать детям, что слова звучат по-разному
Февраль
1. Твердые и мягкие согласные 30 Учить различать на слух твердые и мягкие согласные звуки
2. Наши гости 30 Учить детей составлять предложения по «живой модели»
3. Первые звуки в сло-ве 30 Формировать у детей умение подби-рать слова на заданный звук
4. Длинные и короткие слова 30 Учить детей сравнивать слова по протяжности, подбирать слова
Март
1. Подбери словечко 30 Закреплять умения определять пер-вый звук в слове
2. Волшебные слова 30 Формировать у детей умение подби-рать слова на заданный звук
3. «Твердо-мягко» 30 Обобщение знаний по теме «Твердые и мягкие согласные»
4. Слово 30 Закреплять представления детей о слове
Апрель
1. Деление слов на час-ти 60 Учить детей делить слова на слоги
2. Слоги 60 Продолжать учить детей определять количество слогов в слове
Май
1. Наша речь 30 Закрепить знания детей о речи
2. Предложения 30 Закрепить знания детей о предложе-нии
3. Проиграем со сло-вом 30 Закрепить знания детей о слове, его составе
4. Итоговое занятие «Звуки вокруг нас» 30 Обобщение знаний детей
5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИ-ТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Нормативно-правовой ресурс
• Федеральный Закон «Об образовании РФ» N 273-ФЗ в ред. от 23.07.2013 N 203-ФЗ;
• СанПиН 2.4.1.1249-03. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (взамен СанПиН 3231-85);
• Письмом Министерством образования и науки органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования «О разработке ООП ДО от 21.09.2010 г. №03-248»;
• Устав МДОАУ «Детский сад № 21»;
• должностные инструкции воспитателя.
Научно-методический ресурс
«Занятия по обучению грамоте в ДОУ». Л. А. Кулешова, 2005.
«От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа ДОУ, под ред. : Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014.
Кадровый ресурс
Воспитатели первой категории. сотрудники библиотеки, учителя на-чальных классов.
Материально-технический ресурс
Групповая комната, участок детского сада, библиотека, школа.
Технологический ресурс
Описание технологий, методов, приемов.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безруких М. М., Ершова С. П. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе учителя. 1993 г. ;
2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. !991 г. ;
3. Грамота для детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2008;
4. Дурова Н. В. Обучение дошкольников грамоте. М. : Школьная пресса, 2001;
5. Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. М. : Просвещение, 1998;
6. Морозова Т. Н. Обучение грамоте. 1992;
7. Новотворцева Н. В. Учимся читать: Обучение грамоте в детском саду и дома. Ярославль. Академия, 2000;
8. Сапгир Г. Забавная азбука.
9. Успенская Л. П. Учись правильно говорить.