Татьяна Рябова
Образовательная программа «Школа маленьких экономистов»
Школа маленьких экономистов
31 Семейный бюджет.
(«Финансовая грамотность дошкольников», стр. 24) Познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: зарплата, пенсия, стипендия. Воспитывать уважительное отношение к семье. Формировать умение экономить семейный бюджет. Рассматривание иллюстраций.
Изготовление карточек-схем семейных затрат.
Иллюстрации.
Листы бумаги, фломастеры.
32 Бюджет – источник дохода и расхода.
Публикация «Образовательная программа „Школа маленьких экономистов“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
(«Финансовая грамотность дошкольников», стр. 24, стр. 127 - 133) Формировать навыки и умения рационально использовать доступные материальные ценности.
Развивать экономическое мышление.
Познакомить с понятиями: бюджет, доходы, расходы. Составление семейного бюджета на месяц с помощью таблицы «Доходы – расходы»
Д/игра «Семейный бюджет». Копилка «Семейный бюджет».
Листы бумаги, фломастеры.
Май
33 Богатство и бедность.
(Л. Стахович «Играем вместе», стр. 38 – 40; «Рассуждаем и решаем», стр. 25 – 30; «Читаем и обсуждаем», стр. 52 – 55) Формировать у детей понимания, что не все можно купить за деньги. Подвести к пониманию главных ценностей в жизни. Слушание и обсуждение коротких рассказов-эпизодов.
Рисование главных жизненных ценностей.
Игровое задание «Что нельзя купить». Подборка рассказов.
Карточки со знаками + (плюс) и – (минус).
Листы бумаги фломастеры.
34 Закрепление пройденного материала. Закрепить словарь детей по финансовой грамотности. Применить полученные знания в игровых ситуациях. Участие в дидактических играх и игровых ситуациях. Подбор д/игр
35 Закрепление пройденного материала. Закрепить словарь детей по финансовой грамотности. Применить полученные знания в игровых ситуациях. Участие в дидактических играх и игровых ситуациях. Подбор д/игр
36 Юные экономисты. «Найди клад» Закрепить полученные знания в увлекательной квест-игре. Выполнение заданий. Материал, необходимый для проведения квест-игры.
3. Организационный раздел
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Известно, формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой оно происходит. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОО создаются необходимые педагогические условия.
Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате игровая экономическая зона, способствующая погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.
Игровая экономическая зона содержит : дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к
экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры.
Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В сюжетно-ролевых играх играх «Рекламное агентство», «Банк», «Супермаркет», «Магазин» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. К атрибутам сюжетно-ролевым играм относится кассовый аппарат, банкомат, пластиковые карты, деньги (имитация).
В дидактических играх «Кому что нужно?», «Обмен», «Что быстрее купят?», «Копилка» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
Развивающая среда содержит настольно-печатные игры по экономике «Веселый бизнесмен», «Монополия», «Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет».
3.2. Перечень литературных источников
• Г. П. Поварницина, Ю. А. Киселева «Финансовая грамотность дошкольника», издательство «Учитель», Волгоград
• Т. А. Шорыгина «Беседы об экономике», издательство «Творческий Центр Сфера», г. Чехов, 2009 г.
• Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская «Читаем и обсуждаем», издательство «Вита-Пресс», Москва, 2019 г.
• Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская «Рассуждаем и решаем», издательство «Вита-Пресс», Москва, 2019 г.
• Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская «Играем вместе», издательство «Вита-Пресс», Москва, 2019 г.