Ирина Горченок (Таранова)
Адаптационная образовательная программа для ребенка 3 лет 8 мес.
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
девочка поступила в дом ребенка из неблагополучной семьи (неполная семья, у матери склонность к ассоциальному поведению, наличие инвалидности по УО).
Уровень актуального развития не соответствует возрастной норме (заключение дефектолога):
- навыки самообслуживания сформированы не в полном объеме;
- эмоциональный контакт нарушен (со сверстниками агрессивна, нет контакта "глаза в глаза" со взрослым, реакция на поощрение адекватна);
- игра носит манипулятивный характер, предпочитает играть одна;
сенсорные эталоны не сформированы;
- речевое развитие на уровне "лепета";
Публикация «Адаптационная образовательная программа для ребенка 3 лет 8 мес,» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- понимание речи снижено;
- наблюдается моторная неловкость, координация нарушена;
- мышление: доступна краткая (одноступенчатая) инструкция; узнает предметы обихода, сопоставляет часто наблюдаемые предметы с их изображением;
- объем запоминаний низкий; зрительная память преобладает над слуховой;
- внимание неустойчивое, повышенная отвлекаемость.
Заключение невролога: Задержка психо-моторного развития.
Представленные данные были выявлены в результате обследования всеми специалистами. На заседании ПМПк принято решение спроектировать адаптированную образовательную программу (АОП) для для этого ребенка на предстоящий учебный год.
Программа составлена в соответствии с:
- Законом РФ "ОБ образовании в Российской Федерации";
- СанПин 2.4.136049-13;
"Конвенцией о правах ребенка";
Основной образовательной программой дома ребенка.
Специальные образовательные условия:
- ребенок занимается с детьми младшего возраста;
Уровень психического развития ребенка позволяет сохранить часовую нагрузку группы.
Цель АОП - создание специальных условий для коррекции уровня психомоторного развития ребенка в соответствии с возрастными нормами.
Основной функцией АОП является обеспечение индивидуально-ориентированного психолого-педагогического сопровождения ребенка с ЗПМР, удовлетворяющее его особые образовательные потребности.
Условия реализации программы:
кадровое обеспечение: воспитатель, дефектолог, психолог, музыкальный руководитель, инструктор ЛФК, невролог, педиатр, массажист.
психолого-педагогическое обеспечение: заседание ПМПк
программно-методическое обеспечение: ООП дома ребенка, Борякова "Ступеньки развития"
информационное обеспечение: наличие методического кабинета и специализированной литературы
материально-техническое обеспечение:комната Монтессори, сенсорная комната, зал ЛФК, кабинет дефектолога, игровые площадки, физио-терапевтический кабинет, массажный кабинет.
Индивидуальный учебный план соответствует ООП дома ребенка младшей возрастной группы. преимущественно индивидуальная форма работы.
Содержание работы:
Развитие речи:
- Понимание речи:
Учить различать и называть знакомые игрушки и окружающие предметы, их основные качества;
развивать представления об одежде, назначении вещей; закрепить названия одежды и ее деталей, обозначений действий и последовательность одевания на прогулку;
развивать умения называть изображенный на картинке предмета и их качества, действия;
выполнять действия по картинкам;
учить показывать по просьбе взрослого части лица человека и у образной игрушки;
закреплять умение определять части тела человека и животных;
учить выполнять поручения по просьбе взрослого, связанные со знакомыми действиями;
учить рассматривать картинки в книжке, слушать потешки, стихи.
-Активная речь:
учить произносить простые слова, соотносить их с предметами;
учить сравнивать предметы по величине; отчетливо произносить звук О;
развивать представление о том, кто, что и как ест;
Учить отчетливо произносить звук А;
учить произносить простые слова, соотносить их с действиями;
формировать способность к обобщению путем упражнения в подборе к глаголам соответствующих существительных;
развивать представления о назначении предметов, активизировать в речи слова - названия предметов и их качеств;
учить образовывать существительные по аналогии;
учить произносить длительные "гудящие" звуки -уууууу;
учить отчетливо произносить звуки у,а;
закрепить произношение "ау";
учить различать и называть птиц;
побуждать подражать голосам птиц и запоминать звукоподражания (кря-кря, га-ага, ко-ко, бл-бл);
закреплять произношение звуков м, МЬ, у.
-Сенсорика:
Учить группировать предметы по форме (круг, квадрат);
учить группировать предметы по цвету;
учить чередовать предметы по величине;
учить снимать и надевать на стержень кольца с широким отверстием;
учить надевать и снимать большие и маленькие кольца на стержень пирамидки;
учить ставить кубики один на другой (строить башню, дом).
-Развитие игровых действий и действий с предметами:
Учить переворачивать страницы книг;
учить катать перед собой коляску;
учить тянуть игрушку за веревочку;
учить отображать часто наблюдаемые действия: кормить, причесывать куклу;
учить использовать в игре предметы-заместители;
производить с ними такие же действия, что и с реальными предметами;
учить проявлять сообразительность: поставлять что-то, чтобы взять понадобившуюся вещь.
-Развитие движений:
учить перешагивать через небольшие препятствия на полу;
учить проходить по доске, немного приподнятой над полом, или по гимнастической скамейке;
развивать чувство равновесия, умение ориентироваться в пространстве;
учить забрасывать мяч в корзину;
учить бегать в разных направлениях;
учить легко влезать на диван, стул, спускать на пол.
-Развитие бытовых навыков:
учить самостоятельно есть любую пищу;
учить есть с хлебом;
учить самостоятельно снимать шапку, обувь;
учить с\частично одеваться;
учить обращать внимание на грязное лицо, руки;
учить знать место игрушек, одежды и других вещей.
-Социально-эмоциональная сфера:
учить подражать взрослым в ситуациях радости, огорчения, тревоги;
учить при общении со взрослым использовать эмоционально окрашенные возгласы, мимику, движения;
учить контактировать со сверстниками; учить эмоциональному узнаванию настроения, т. е. собственно реагировать на речь, музыку, художественное слово.
Учебный план:
ООД:
познавательное развитие 2 раза в неделю
развитие речи 3 раза в неделю
художественно-эстетическое развитие 2 раза в неделю
физическое развитие 2 раза в неделю
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:
утренняя гимнастика -ежедневно
закаливающие процедуры- ежедневно
ситуативные беседы в ходе режимных моментов - ежедневно
чтение художественной литературы - ежедневно
прогулки- ежедневно
Обязательные индивидуальные коррекционные занятия:
Коммуникация (развитие речи на логопедических занятия) 3 раз в неделю (дефектолог)
познание (ознакомление с окружающим миром) - 3 раз в неделю (дефектолог)
познание (развитие произвольных психических функций) -3 раза в неделю (дефектолог)
Социально-личностное развитие (коррекционно-развивающие занятия) 2 раза в неделю (психолог)
релаксация 1 раз в неделю (Психолог)
адаптивная физкультура -2 раза в неделю (Инструктор ЛФК)
Планируемые результаты:
ребенок интересуется окружающим предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами;
знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша, и др.) умеет пользоваться ими;
владеет простейшими навыками самообслуживания; стремиться проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности;
имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в доме ребенка, на улице, и старается соблюдать их;
стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводить действия взрослого;
эмоционально откликается на игровую задачу;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями; проявляет интерес к совместным играм небольшими группами; проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях;
проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, умеет называть изображенные на картинке предметы и их качества, действия;
стремиться двигаться под музыку;
проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация);
у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазание, перешагивание);
с интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
Заключения и рекомендации специалистов:
- проведение диагностики в эпикризные сроки с целью корректировки программы;
-проведение ПМПк