Получи документы

Образовательная программа Дополнительного образования детей «Развитие графомоторных навыков У Дошкольников»

Юлия Бондаренко
Образовательная программа Дополнительного образования детей «Развитие графомоторных навыков У Дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие точных движений пальцев рук и всей кисти (тонкой моторики). Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Процесс письма не может быть осуществлен без участия зрительных и двигательных анализаторов без определенного уровня развития мелкой мускулатуры и координации движения. Все это создает сложности в овладении графическими навыками.

Публикация «Образовательная программа Дополнительного образования детей „Развитие графомоторных навыков У Дошкольников“» размещена в разделах

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведения и букв и их элементов, находятся на разных стадиях развития. Дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе-дальше, над-под, около-внутри. Только к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон мозга.

У большинства детей с ОНР при поступлении в школу обязательно возникают характерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Без специально организованной коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте эти дети не смогут успешно обучаться. Поэтому коррекционный процесс в дошкольном учреждении направлен как на устранение имеющихся проблем в развитии, так и на профилактику вероятных нарушений устной и письменной речи.

Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Ребенок, у которого этот уровень высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно.

Цель и задачи программы

Цель:

Создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом.

Основные задачи:

1. Развитие мелкой мускулатуры руки.

- получение навыка правильно держать карандаш, ручку.

- развить пальцы и кисти рук.

- научить проводить точно и правильно вертикальные линии сверху вниз, горизонтальные - слева направо, овалы.

- подготовить руку к письму.

- уметь ориентироваться на листе бумаги, совершенствовать пространственные представления.

2. Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов:

- произвольного внимания;

- речи, памяти;

- логического мышления;

- зрительного и слухового восприятия.

3. Формировать и совершенствовать пространственные представления:

- ориентацию на листе;

- ориентацию в пространстве на примере собственного тела.

4. Формировать навыки учебной деятельности:

- умение действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;

- контроль за собственными действиями.

Особенности программы

Для выполнения графических заданий необходим простой мягкий карандаш. Если ребенок ошибается, то можно воспользоваться ластиком. Раскрашивают дети цветными карандашами, когда ребенок пишет карандашом, ему требуется приложить определенное усилие, которое со временем осознается как волевое. Тем самым мы формируем навык самоконтроля, который необходим детям с дефицитом внимания. Необходимо отслеживать, чтобы при раскрашивании и штриховке ребенок не выходил за контур рисунка. Линии должны идти параллельно.

Сначала ребенок учится проводить прямые, кривые, ломаные линии в различных направлениях. Затем учится ставить точки. Установив кончик карандаша в заданное место рисунка, мы закрепляем усвоенное выше движение, когда кончик карандаша слегка покачивается, не отрываясь от листа бумаги.

Прежде всего, ребенок должен определить, где у него правая и левая стороны туловища. Это основа ориентировки в пространстве. Он должен познакомиться с понятиями верх-низ, сзади-спереди. Такие понятия можно хорошо отработать во время физминуток.

Самым сложным является понятие зеркального изображения. Проводим следующее упражнение: детям даем в правую руку предмет и спрашиваем «В какой руке?».

Многие дети с ОНР не умеют ориентироваться на листе бумаги, не замечают ориентиры в виде клеток или строчек, не могут плавно прослеживать глазами за движением своей руки.

Упражняемся в пространственной ориентации детей на листе бумаги, разделенном пополам, фиксации ритма (ребенок хлопает, зарисовывает его).

Не менее полезным упражнением для развития пространственной ориентировки на листе является штриховка. Она имеет последовательность:

1. Редкая штриховка карандашом одного цвета.

2. Штриховка двумя карандашами разного цвета.

3. Частая штриховка одним цветом.

4. Частая штриховка разными карандашами. Здесь ребенок видит, что штриховка плавно переходит в раскрашивание.

Необходимо научить ребенка правильному захвату карандаша. Сначала нужно развить дифференцированные движения пальцев рук, умение складывать большой палец в щепотку и захватывать различные предметы (перекладывать палочки в коробку, расстегивать и застегивать пуговицы, шнуровать, нанизывать кольца на тесьму, сортировать крупу, нанизывать бусины).

Упражнения:

1. Захват граненого карандаша большим и указательным пальцами рабочей руки.

2. Перекладывание карандаша с одного листа на другой, при этом карандаш захватывается большим и указательным пальцами.

3. Прокатывание карандаша между ладонями.

4. Прокатывание карандаша между большим и указательным пальцами.

5. Расслабление кистей рук путем поглаживание листа бумаги от середины в сторону или сверху вниз (можно использовать ткань, мех).

6. Круговые вращения кистей рук с последующим расслаблением.

7. Попеременное поглаживание одно кисти руки другой.

Также использую шарик Су – Джок.

После освоения основных графических приемов, знакомимся с буквами, при условии постановки их в речи. Дети «печатают» букву, «чинят» букву, обводят по пунктирным линиям.

Сравнительный анализ результатов диагностики развития мелкой моторики рук.

Старшая группа

Начало года Конец года

средний уровень 25% 30%

низкий уровень 45% 28%

высокий уровень 30% 42%

Подготовительная группа

Начало года Конец года

средний уровень 50% 20%

низкий уровень 15% 9%

высокий уровень 35% 71%

Таким образом, сравнительный анализ показывает, что дети старшей группы имеют более низкие показатели развития мелкой моторики рук. Это факт говорит о необходимости проведения последовательной и систематической работы по развитию мелкой моторики рук.

Срок реализации, режим и структура занятий

Возраст детей, посещающих занятия по развитию графомоторных навыков : от 5 до 7 лет (дошкольники).

Количество детей в группе – от 15 до 18 человек.

Продолжительность занятия по 30 минут 1 раза в неделю с перерывами на три тематические физкультминутки, продолжительностью 2 - 3 минуты.

Итак, структура занятия по программе «Развитие графомоторных навыков у дошкольников» выглядит следующим образом :

- «Гимнастика для глаз» - выполнение упражнений для снятия нагрузки с зрительного анализатора. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности.

разминка – основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому движения пальцев рук разминки достаточно легкие, способные вызвать интерес. Но они же и подготавливают ребенка к активной моторной деятельности;

Постепенное усложнение игровой ситуации - тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: внимания, памяти, воображения, мышления. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

физкультминутка – динамическая пауза, проводимая на занятии, не только развивает двигательную сферу ребенка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно;

графические диктанты – направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки и отслеживание и контролем направления движения руки;

пальчиковая гимнастика – способствует развитию мышечной активности и поддержания тонуса мышц участвующих в акте письма, а также подвижности и гибкости кистей рук.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Смена видов деятельности обеспечивает отсутствие переутомления у дошкольника.

Публикации по теме:

Образовательная программа дополнительного образования детей кружка декоративно-прикладного искусства «Вдохновение» Программа кружка рукоделия «Вдохновение» предназначена для занятий с детьми во внеурочное время в МБУ Подростковый клуб «Ровесник». Содержание.

Образовательная программа дополнительного образования по экологии с элементами экспериментирования «Юный эколог» МАДОУ г. Нижневартовска ДС№15 «Солнышко» Образовательная программа дополнительного образования по экологии с элементами экспериментирования.

Проект «Развитие графомоторных навыков у леворуких детей как залог успешного обучения в школе» Актуальность. По статистике, количество леворуких взрослых не превышает 5,5 %. Это не удивительно, так как в течение многих десятилетий.

Программа дополнительного образования «Экспериментирование в ознакомлении старших дошкольников с окружающим миром» Буричева Людмила Александровна воспитатель МБДОУ №41 комбинированного вида Нижегородская область, г. о. г Шахунья Программа дополнительного.

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста Тематический план первого года обучения №п/п Наименование темы Количество занятий теории практики всего 1 Вводное занятие 1 1 2 Работа.

Программа дополнительного образования для детей 3–4 лет «Волшебное тесто»Программа дополнительного образования для детей 3–4 лет «Волшебное тесто» программа "Волшебное тесто" «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее.

Программа дополнительного образования дошкольников в области художественно-эстетического развития «Хохлома кудрявая» Пояснительная записка «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка декоративно-прикладного искусства «Лесовичок» Подготовила: воспитатель Чумак Е. В. Пояснительная записка В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта.

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка «Занимательная математика» Пояснительная записка В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий..

Развитие графомоторных навыков дошкольников с ОНР. Первый год обучения.Развитие графомоторных навыков дошкольников с ОНР. Первый год обучения. Уважаемые коллеги! Развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием движений пальцев рук. Функции руки оказывают стимулирующее воздействие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная программа Дополнительного образования детей «Развитие графомоторных навыков У Дошкольников»
Опубликовано: 19 ноября 2016 в 12:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная программа Дополнительного образования детей «Развитие графомоторных навыков У Дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Бондаренко (УИ 923601) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД