Юлия Травина
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Азбука пожарной безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Актуальность проекта…. 4
Пояснительная записка… 7
Цель и задачи…. 11
Планирование работы с детьми…. 16
Мониторинг…. 33
Работа с родителями…. 39
Средства…. 41
Результат… 41
Литература… 42
Актуальность
Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений. Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защищаться от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, естественно, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением народа, наличием предметов бытовой техники и электроники.
Публикация «Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста „Азбука пожарной безопасности“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Пожарная безопасность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых: В. А. Алексеенко, В. С. Белов, А. С. Вернадский, А. В. Гостюшин, Э. Я. Соколов, И. К. Топоров и др. Вопросы привития навыков основ безопасности детям дошкольного возраста отражены в научных трудах Н. Н. Авдеевой, Л. П. Анастасовой, К. Ю. Белой, Г. К. Зайцева, В. Н. Зимониной, О. Л. Князевой, Л. А. Кондрыкинской, И. Ю. Матасовой, Р. Б. Стеркиной, Л. Г. Татарниковой, Л. Ф. Тихомировой, Т. Г. Хромцовой.
Мы все желаем нашим детям счастья, пытаемся уберечь их от бед и невзгод и часто задаем себе вопросы: Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Как сберечь их здоровье? Как защитить от жестокости? Как научить быть осторожным? Как доступно рассказать о правилах поведения? Как помочь разобраться в жизненных ситуациях? Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан – детей дошкольного возраста. Наша задача дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у детей самостоятельность и ответственность.
Неслучайно в ФГТ четко выделена образовательная область «Безопасность». Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания
окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Именно поэтому изучение образовательной области «Безопасность» актуально в современном дошкольном образовании. Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе и основ пожаробезопасного поведения.
Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам пожарной безопасности обусловлено главной особенностью современного мира - его высокой динамичностью. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления активности, правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов обучения дошкольников пожарной безопасности в образовательную практику, а целенаправленная работа, специально организованное обучение детей умениям и навыкам. Это важно ещё и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» (в ред. 29.12.2010 г., обучение детей в дошкольных и образовательных учреждениях мерам пожарной безопасности является обязательным.
В педагогической теории пока не сложилось единого мнения о содержании и способах формирования пожаробезопасного поведения — последовательности как осознанных, так и не полностью осознаваемых действий алгоритмического и эвристического характера по недопущению загорания, распространению пламени и по самоспасанию в условиях дефицита времени и поражающих факторов огня и дыма.
В процессе работы с дошкольниками даются четкие инструкции о действиях в случае возникновения пожара, которые им порой трудно осознать и выполнить. Выдающиеся отечественные психологи JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, JI.B. Занков, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и Д. Б. Эльконин считали, что при формировании содержания образовательной деятельности, необходимо учитывать возрастные особенности детей, связанные с образным мышлением. В этой связи формирование пожаробезопасного поведения необходимо начинать с создания представлений о пожарной опасности и безопасности, то есть целостных образов, складывающихся в сознании детей и определяющих смысловую, целевую и пространственно-временную направленность их поведения в условиях пожара не только в рамках конкретной деятельности по обучению основам безопасности жизнедеятельности, но и в интеграции с другими видами детской деятельности: чтение художественной литературы, познание, художественное творчество, труд, физическая культура и др.
Развитие знаний и умений по пожарной безопасности можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:
в программах, по которым работает коллектив детского сада, определены вопросы по ознакомлению с окружающим, развитию мышления, которые часто формулируются одной фразой, не говорится о средствах и методах решения этих задач.
методической литературы по данному вопросу выходит недостаточно, в каждой освещаются лишь отдельные стороны работы с дошкольниками в данном направлении.
Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности.
Пояснительная записка
Мы живем в современном мире, где все быстро изменяется, развивается. К сожалению, в нашей глобальной цивилизации, сегодня не исчезают проблемы и беды, связанные с огнем. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор.
За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Поэтому нам особенно важно исследовать, понять, осмыслить данную проблему, как можно больше узнать об огне, причинах пожаров и подготовить рекомендации как избежать беды. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.
Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых - поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях. Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка - спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т. п. - места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре.
Только конкретные эмоционально окрашенные игры и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, выработать определенную собственную позицию к огню, друг он для нас или враг, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения. А для понимания этого вопроса мы должны проделать огромную работу.
Данная авторская программа (далее – Программа) выполнена с целью привития детям основ безопасности жизнедеятельности, предметом исследования явилось такое явление как огонь во всех его формах и проявлениях, свойствах.
Программа основана на идеях исследований по проблемному обучению (Дж. Дьюи, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов); современных теориях обучения в педагогике взаимодействия и сотрудничества (Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский); возрастной педагогике и психологии (Л. С. Выготский, B.C. Мухина, С. Л. Рубинштейн и др.); теоретических положениях о современных образовательных технологиях (Г. К. Селевко); работях, посвященных теории игры (А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин и др.); идеях о потребности человека в безопасности (А. Маслоу); теоретических основ пожарной безопасности (Л. К. Макаров, И. К. Мыльников, С. К. Шойгу и др.); и научных трудах по проблемам формирования культуры безопасности жизнедеятельности (НЛ. Абаскалова, И. А Зубарев, В. Н. Мошкин, В. В. Сапронов, Ю. В. Репин и др.).
Программа разработана для детей в возрасте от 3 до 7 лет на основе следующих нормативных документов: Закон "Об образовании РФ", Концепция дошкольного воспитания, Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон "О пожарной безопасности". Программа включает в себя перспективное планирование для детей всех возрастных групп.
В основу Программы положены следующие принципы:
дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
принцип системности. Работа проводится системно, весь учебный год при гибком распределении содержания Программы ;
принцип сочетания научности и доступности материала;
принцип взаимодействия и сотрудничества;
принцип наглядности;
принцип интеграции. Использование разнообразных форм работы с детьми (игры и развлечения, беседы, наблюдение, целевые прогулки и экскурсии, практическая деятельность, сюжетно-ролевая игра и т. д.) и видов детской деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная, исследовательская деятельность и др.);
принцип учета региональных условий. При обучении детей правилам пожарной безопасности необходимо учитывать условия местности, климат, природные и погодные условия;
принцип преемственности дошкольного учреждения и семьи. Родители могут продолжать беседы с ребенком о правилах безопасности жизнедеятельности, принимать участие в образовательном процессе, направленном на реализацию содержания Программы.
Методы и приемы реализации Программы :
Интерактивный метод обучения. Это игровой метод. Детям предлагаются интерактивные игры, типа «Мозговой штурм». В ходе таких игр дети имеют возможность совместно обсудить предложенную воспитателем проблему, выбрать единое решение, получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом. Данный метод используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Объяснительно-иллюстративный метод заключается в том, что воспитатель дает детям информацию с помощью различных средств обучения (иллюстрации, картины, видеоматериалы, детские книги и т. д., а дети воспринимают, осмысливают и фиксируют ее в памяти.
Репродуктивный метод используется для формирования умений и навыков детей дошкольного возраста. Воспитатель с помощью заданий организует детскую деятельность по неоднократному воспроизведению ранее полученных знаний или способов деятельности.
Метод моделирования. Это наглядно практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта, например, план групповой комнаты. Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером,
Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддъяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Данный метод используется при моделировании опасных и безопасных ситуаций.
Эвристический метод - это метод, при котором воспитатель нацеливает деятельность детей на выполнении поиска решения проблемы. При этом роль воспитателя заключается в постановке познавательной задачи, определении основных этапов, которые дети будут выполнять самостоятельно. Дети учатся видеть проблему, строить доказательства, делать выводы из изложенных или продемонстрированных фактов, высказывать гипотезы, составлять план проверки высказываемых предположений. То есть организуется усвоение опыта творческой деятельности по элементам овладения отдельными этапами решения проблемных задач.
Исследовательский метод. Сущность метода заключается в организации поисковой, творческой деятельности по решению новых проблем и проблемных ситуаций.
Личностно-ориентированный подход. Учитываются возрастные, индивидуальные особенности детей, их интересы, особенности усвоения предложенного материала, индивидуальное развитие.
Технология игрового обучения. Ира – ведущая деятельность дошкольников. В процессе игры дети получают знания и умения, практические навыки.
Цель Программы : прививать детям основы пожарной безопасности.
Задачи Программы :
дать детям системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека, об использовании электричества в промышленных целях;
познакомить с правилами пожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения, учить адекватным действиям в пожароопасных ситуациях;
формировать у детей знания об осторожном обращении с опасными предметами, легко воспламеняющимися предметами, о последствиях пожаров, о действиях при возникновении пожара;
прививать детям навыки безопасного поведения в быту;
развивать у детей способность к предвиденью возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного, безопасного поведения;
учить детей наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам;
развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.
Основные направления Программы :
Реализация государственных интересов в области воспитания пожарной безопасности детей. Формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения в области пожарной безопасности.
Проведение комплекса мероприятий по обучению пожарной безопасности дошкольников.
Обучение детей умениям ставить проблему, намечать стратегию и тактику ее решения, делать умозаключения и выводы.
Развитие детских практических умений.
Привлечение родителей воспитанников к участию в работе по обучению пожарной безопасности.
Мониторинг знаний дошкольников по пожарной безопасности.
Работа с детьми ведется в рамках дополнительного образования, начиная с II младшей группы, и носит систематический, целенаправленный характер. Обучение детей правилам пожарной безопасности организуется в совместной образовательной деятельности взрослого и детей один раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность деятельности определяется в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 22 июля 2010 года № 91:
2 младшая группа – не более 15 минут;
средняя группа – не более 20 минут;
старшая группа – не более 25 минут;
подготовительная к школе группа – не более 30 минут.
Формы образовательной деятельности по привитию детям дошкольного возраста основ пожарной безопасности могут быть следующими:
Младший дошкольный возраст
(3-5 лет) Старший дошкольный возраст
(5-7 лет)
Формы организации детей
групповые
подгрупповые
индивидуальные
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Совместные действия со взрослым
Наблюдения
Игра
Продуктивная деятельность
Рассматривание иллюстраций, тематических альбомов
Беседа
Чтение
Просмотр мультфильмов и познавательных роликов Наблюдения
Игра
Рассматривание иллюстраций, тематических альбомов
Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач, познавательных роликов
Чтение
Беседа
Проектная деятельность
Экспериментирование
Исследовательская деятельность
Упражнения
Творческие задания
Продуктивная деятельность
Тренинги
Примерные виды интеграции с другими образовательными областями :
ОО Содержание
«Физическая культура» Формирование физических качеств и накопления двигательного опыта, необходимых в разнообразных жизненных ситуациях для сохранения жизни и здоровья.
«Здоровье» Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.
«Познание» формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы
«Коммуникация» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания.
«Социализация» развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания
«Труд» формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности)
«Чтение худ. литературы» использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира
3. Разъяснительная работа с родителями. Ознакомление дошкольников с правилами противопожарной безопасности должно проводиться и в семье, только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьёй поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах противопожарной безопасности.
Практика работы показывает, что многие родители сами не в ладах с правилами противопожарной безопасности. Зачастую спички дома хранятся в доступных для детей местах. Малыши нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, топящимся печкам, газовым плиткам. Всё это чревато серьёзными последствиями.
Необходимо использовать самые разнообразные формы работы с родителями: консультации, проведение совместных с детьми досугов, оформление наглядной агитации.
Планирование работы
При организации планирования работы по обучению детей основам пожарной безопасности учитывается имеющийся опыт детей. Материал подобран и использован в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, разделен по образовательным областям. Тематика деятельности является примерной и может изменяться и варьироваться в соответствии с запросом родителей и общественности, обновлением программно-методического обеспечения учреждения. В планировании нет четкого регламента деятельности с детьми по месяцам и неделям в связи с тем, что каждая форма образовательной деятельности (беседа, игра, чтение и др.) с учетом индивидуальных особенностей ребенка может быть организована повторно для закрепления представлений детей и формирования прочных навыков. Формы организации детей могут быть как групповые и подгрупповые, так и индивидуальные. Методический материал, оборудование и методические приемы используются по усмотрению воспитателя.
Результаты работы:
повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности;
становление готовности детей самостоятельно решать задачи безопасного и разумного поведения в непредвиденных пожароопасных ситуациях;
наличие у детей прочных знания об осторожном обращении с опасными предметами, легко воспламеняющимися предметами, о последствиях пожаров;
сформированность устойчивых навыков самосохранения, навыков осознанного безопасного поведения, навыков практических действий в пожароопасных ситуациях;
сформированность привычки соблюдения правил пожарной безопасности и требовать их соблюдения от других, стремления оказать помощь другому человеку;
Таким образом, в результате освоения Программы дети способны управлять своим поведением, планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные нормы и правила безопасного поведения в стандартных и нестандартных ситуациях.
Литература
Авдеева Н. Н., Князева Н. Л, Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПБ: Детство - Пресс, 2008
Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М. : Скрипторий 2003,2007
Иванова Т. В. Пожарная безопасность. Подготовительная группа. Разработки занятий. М. : Корифей, 2011
Каминская Н. В. Чудесные спички. //Ребёнок в детском саду,№2,с. 42,2006
Кононова И. В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников. М. : Айрис-пресс, 2008
Максимчук Л. В. Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности. М. : Центр педагогического образования, 2008
Пидручная С. Огонь - наш друг, огонь - наш враг!//Дошкольное воспитание,№5, с. 47,2006
Пикулева Н. Пожарная безопасность. //Дошкольное воспитание, № 4, с. 114, 2007
Прилепко Е. Формирование знаний о противопожарной безопасности. //Дошкольное воспитание,№5,с. 39,2006
Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. :Сфера, 2008
Шорыгина Беседы о правилах пожарной безопасности. М. : Сфера, 2008
Электронный ресурс: Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat https://www.dissercat.com/content/problemno-treningovye-situatsii-kak-sredstvo-formirovaniya-pozharobezopasnogo-povedeniya-mla#ixzz2NeMedutg