Татьяна Новикова
Образовательная программа детского объединения «Современное вязание» для учащихся 7–14 лет. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная программа
детского объединения «Современное вязание»
Адресат программы : дети 7 – 14 лет.
Срок реализации: 2 года
Базовый уровень
Программа разработана Т. Н. Новиковой - педагогом
дополнительного образования
п. г. т Мостовской
2015год
1. Пояснительная записка.
Публикация «Образовательная программа детского объединения „Современное вязание“ для учащихся 7–14 лет, Часть 1» размещена в разделах
Вязание – один из интересных и полезных видов рукоделия. В наше время это остаётся популярным видом прикладного искусства, благодаря неограниченным возможностям создавать новые модные узоры и модели. Можно сказать, что сегодня трикотаж – фаворит моды. Трудно представить наш гардероб без трикотажных вещей. Благодаря их прекрасным качествам трикотажные вещи можно носить с утра до вечера, в будни и праздники.
Многие трикотажные вещи можно купить. Но сколько радости вызывает у ребёнка собственноручно связанное изделие, сколько тепла вкладывает ребёнок в эту работу!
Обучаясь в кружке «Современное вязание» учащиеся учатся разбираться в видах пряжи, узнают, из чего они изготавливаются, знакомятся с правилами ухода за трикотажными изделиями.
Самые эффектные вещи создаются при помощи крючка. Поэтому для обучения этой технике вязания в программе предусмотрено несколько тем. С помощью крючка воспитанники вяжут игрушки, изделия и украшения к ним. В программу включена новая интересная техника вязания – «пэчворк крючком», с помощью которой можно создать красивые вязаные изделия и предметы декора из остатков пряжи.
Крючок абсолютно незаменим при изучении темы: «Вязание на вилке». Изучая эту тему, воспитанники овладевают наименее материалозатратной и высокоскоростной техникой, при этом получаются оригинальные салфетки и скатерти.
Учитывая интерес детей к вязанию, на занятиях в дополнение к крючку учащиеся овладевают знаниями и навыками работы на вязальных машинах. Так – как принцип работы у всех видов машин одинаковый. То в дальнейшем они смогут вязать на самых разнообразных машинах. Изучив возможности машины. Легко подобрать нужную для изделия пряжу. Вязать на машине можно из пряжи практически любой толщины и качества, используя в работе не только новую пряжу. Изделие можно связать из старой пряжи. Распустив вышедшую из моды или износившуюся вещь. Скорость вязания на машине значительно выше, чем вязание вручную, а полотно не отличается от фабричного.
Для того чтобы вязать на машине, не нужно умения вязания спицами. Поэтому машинному вязанию легко можно научиться, никогда не держа в руках спицы.
Особое место в программе отводится изготовлению и оформлению игрушек и сувениров. Дети приобретают навыки работы с мелкими деталями, учатся отделывать вязаные изделия.
Вязание игрушек и сувениров имеет большое практическое значение, их можно подарить, украсить интерьер и т. д.
Программа включает в себя основы теоретических знаний, необходимых для чтения схем и построения чертежей будущих изделий, так и необходимых компетенций воспитанников.
Кроме традиционных техник вязания воспитанники знакомятся с техниками «Ковроткачество» и «Валяние», получают базовые знания по изготовлению изделий. Изучая эти техники, воспитанники пробуют себя в работе с новыми инструментами (иглы для валяния и ковроткачества) и новыми материалами (шерсть для валяния). В результате получаются необычные сувениры, картины и панно.
Новизна программы заключается в том, что традиционное вязание вручную, впервые дополнено вязанием на вязальной машине. Поэтому для воспитанников расширены технологические возможности при моделировании и конструировании трикотажных изделий с учётом современных направлений моды.
Актуальность программы : овладевая навыками машинного вязания, воспитанники учатся азам профессии: «вязальщица».
Оригинальность программы : изучение технологии вязания объёмных натюрмортов и игрушек на вязальной машине.
Мною на занятиях применяются следующие педагогические технологии:
• Личностно – ориентированные;
• Игровые технологии;
• Технологии «Свободного воспитания»;
• Здоровьесберегающие технологии;
• ИКТ;
• Технологии проектного обучения.
1.2. Цель и задачи программы.
Общая цель программы : формирование творческих способностей ребёнка, через обучение практическим навыкам вязания, оформления и отделке вязаных изделий.
Цель первого года обучения: содействие развитию у воспитанников ценностно – смысловых компетенций через погружение в работу детского объединения и знакомство с основами вязания.
Цель второго года обучения: создание условий для создания ситуации успеха и развития учебно – познавательных компетенций воспитанников.
Задачи программы :
• Прививать интерес к традиционному художественному ремеслу – вязанию.
• Воспитание творческой личности, обладающей художественным вкусом.
• Овладение практическими навыками, позволяющими самостоятельно изготавливать трикотажные изделия.
• Формирование умения самостоятельного конструирования и изготовления сувениров и игрушек, их оформления.
• Развитие творческих способностей и фантазии учащихся.
• Развитие аккуратности, внимания и терпения.
Сроки реализации программы.
Программа детского объединения – модифицированная, базового уровня. Программа рассчитана на обучение и воспитание учащихся 7 – 14 лет. Основной контингент – девочки. Количество воспитанников в группе 8 – 10 человек. Срок реализации программы – 2 года.
Форма и режим занятий.
Периодичность занятий: первый и второй год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год). В группы второго года обучения могут быть зачислены дети, не занимавшиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие собеседование. Состав групп – разновозростной.
Формы проведения занятий: традиционное, вводное, практическое, занятие ознакомления, комбинированное, коллективное творческое дело.
Методы проведения занятий: репродуктивный, словесный, практической работы, исследовательский, проблемного обучения, игровой и другие.
1.3. Содержимое.
Учебно – тематический план 1 года обучения.
Задачи первого года обучения
1. Воспитание интереса к традиционному ремеслу – вязанию.
2. Обучение вязанию простейших изделий, сувениров, игрушек крючком и на вязальной машине.
3. Знакомство с вязальной машиной.
4. Обучение сборке и отделке вязаных изделий.
5. Выявление и поддержка талантливых учащихся.
№
п/п Тема Количество часов Всего
теория практика
1 Вводное занятие 2 - 2
2 Вязание крючком 8 42 50
3 Знакомство с вязальной машиной 1 1 2
4 Вязание образцов основных переплетений на машине 7 17 24
5 Вязание простейших изделий 3 29 32
6 Вязание сложных изделий 5 27 32
7 Итоговое занятие 2 - 2
Всего 28 116 144
Содержание разделов программы первого года обучения
Тема 1. Вводное занятие (2 ч.)
Теория. Общие организационные сведения. Краткие сведения из истории вязания. Материалы и приспособления для вязания. Определение видов пряжи.
Тема 2. Вязание крючком (50 ч.)
Теория. История изобретения приспособлений для вязания (крючок, спицы). Виды крючков и правила безопасности при работе с ними. Фронтальный опрос. Виды пряжи и условные обозначения. Практическая работа №1. Виды переплетений. Вязание на вилке. «Пэчворк» крючком. Техника безопасности при работе с иглой и ножницами.
Практика. Набор петель воздушной цепочки, вязание столбиков, полустолбиков и столбиков с накидами. Самостоятельная работа. Изготовление сувениров и игрушек. Вязание салфетки на вилке. Выставка.
Тема 3. Знакомство с вязальной машиной (2 ч.)
Теория. История возникновения вязальных машин. Виды вязальных машин. Устройство и приспособления вязальной машины. Правила техники безопасности при работе на машине. Правила подготовки машины к работе. Организация рабочего места для выполнения работ на машине. Краткая характеристика основ вязания. Фронтальный опрос.
Практика. Упражнения на машине без ниток. Подготовка пряжи для вязания на машине. Заправка нитей.
Тема 4. Вязание образцов основных переплетений (24 ч.)
Теория. Способы набора петель. Закрытие петель. Дефекты вязаного полотна и способы их устранения. Прибавление и убавление петель. Техника безопасности при работе с утюгом. Фронтальный опрос. Приёмы влажно – тепловой обработки трикотажных изделий.
Практика. Набор петель разными способами. Практическая работа №2. Условные обозначения, зарисовка схем. Самостоятельная работа. Вязание образцов переплетений; гладь, неполное, полосатая гладь. Влажно – тепловая обработка образцов. Изготовление мелких сувениров.
Тема 5. Вязание простых изделий (32 ч.)
Теория. Технологические особенности вязания игольницы, прихватки, чехла на сотовый телефон. Сочетание цветов в изделии. Техника безопасности при работе с иглой и ножницами. Азбука моделирования. Краткие сведения об истории вышивки. Технологические особенности изготовления вязаных натюрмортов. Контрольный опрос. Моделирование одежды для куклы. Зачёт.
Практика. Выбор и зарисовка изделия. Вязание. Отделка. Влажно – тепловая обработка. Технологические особенности вязания изделий (снятие мерок, подготовка пряжи, вязание образца, построение чертежа). Изготовление изделия: смётывание, сшивание, влажно – тепловая обработка, отделка – тамбурным или стебельчатыми швами. Практическая работа №3
.
Тема 6. Вязание сложных изделий (32ч.)
Теория. Основы моделирования. Зачёт. Технологические особенности вязания шарфа. Технологические особенности вязания топа.
Практика. Выбор и зарисовка изделия. Вязание. Отделка. Влажно – тепловая обработка. Технологические особенности вязания изделий (снятие мерок, подготовка пряжи, вязание образца, построение чертежа). Изготовление изделия: смётывание, сшивание, влажно – тепловая обработка, отделка.
Тема 7. Итоговое занятие (2 ч.)
Анализ работ учащихся. Подведение итогов. Организация и оформление выставки