Евгения Максимова
Образовательная программа деятельности творческого объединения «Клубок фантазий»
Пояснительная записка.
Учеными физиологами установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи и памяти школьников находятся в прямой зависимости друг от друга. Школьники снизким уровнем развития моторики быстро утомляются, им трудно выполнять письменные задания, концентрировать внимание, делать выводы. У детей появляются чувство тревоги, возникают комплексы, что в дальнейшем приводит к отставанию вучебе. Практика показывает, что огромный толчок для развития моторики рук детей дает вязание, перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков. Данная программа направлена на обучение детей вязанию крючком.
Публикация «Образовательная программа деятельности творческого объединения „Клубок фантазий“» размещена в разделах
Вязание крючком одно из самых первых изобретенных человеком ремесел. Пройдя через века, оно дошло до наших дней, получило развитие и стало одним из любимых занятий, как взрослых, так и детей. Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей могут изготовить учащиеся, умея вязать. Клубок ниток и небольшой компактный инструмент –крючок, таят в себе неограниченные возможности.
Сфера использования предметов, связанных крючком, широка: это и одежда, и кружева, элементы декора, последнее время набирает популярность вязание крючком игрушек, бижутерии, модных аксессуаров.
Вязание крючком развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимание, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при вязании изделий.
Актуальность
Формирование общекультурных, трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления с творчеством.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Технологическая деятельность способствует приобщению к труду, предоставляет свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
Новизна, педагогическая целесообразность
Новизна программы в том, что она направлена на метапредметные результаты обучающихся по использованию знаково-символических средств информации для создания вязаных крючком моделей.
Педагогическая целесообразность в том, что она способствует развитию интереса к творчеству через актуальный в настоящее время деятельный подход.
Занятия по вязанию крючком позволяют развивать творческие задатки, мелкую моторику пальцев рук. Учат самоутверждению, проявлять индивидуальность и получать результат своего художественного творчества. У обучающихся формируются навыки обращения с инструментами, происходит ориентация на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
Цель:
Обучение использованию знаково-символических средств представления информации на примере создания сувениров вязаных крючком.
Задачи:
Обучающие:
• Соблюдать правила безопасного пользования крючком;
• Планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
• Учиться владеть крючком и приспособлениями, необходимыми в работе;
• Знать основы вязания крючком;
• Доводить начатое дело до конца;
• Принимать участие в выставках;
• Использовать умения в повседневной жизни.
Развивающие:
• Способствовать развитию самостоятельности, ответственности, аккуратности в работе;
• Развивать индивидуальные способности обучающихся;
• Способствовать развитию у детей художественного вкуса, ориентировать их на качество выполняемых изделий.
• развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
• развивать положительные эмоции и волевые качества;
• развивать мелкую моторику и координацию рук, глазомер.
• Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Воспитательные:
• Прививать нормы поведения в коллективе, быть вежливым, оказывать помощь товарищу;
• Воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность при работе с материалами и инструментами;
• Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
• Воспитывать чувство патриотизма, уважения к народным традициям.
Рабочая программа творческого объединения «Клубок фантазий» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
Программа составлена с учетом особенностей набора, организации, формирования разновозрастных и разноуровневых групп детей, режимом, детей с ОВЗ и детей инвалидов, а также временными параметрами осуществления деятельности, нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания и с учетом жизненного практического опыта собственного (педагогического) видения предмета.
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на обучающихся от 8 до 17 лет. В творческое объединение принимаются все желающие без специального отбора.
Срок реализации программы 3 год. Занятия проходят 4 раз в неделю (1занятия в день по 40 минут).
Форма организации занятий – групповая (по 10 – 15 человек).
Каждый ученик работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику. Формы проведения занятий различны. Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вязании крючком. Рождается мотивация к данной деятельности. Преподаватель выступает в роли консультанта. Предусмотрены теоретические обучения – беседа с детьми, показ презентации.
Условия проведения занятий:
Для успешного проведения занятий необходимо проветриваемое классное помещение, учебные столы и стулья, журнал, методическая литература, образцы работ, материалы и инструменты для вязания крючком. По мере необходимости используется компьютер для поиска нужного материала, проектор для вывода материала на экран, просмотра презентаций, содержания творческих проектов, принтер для распечатки схем вязания. Современное компьютерное оснащение позволяет обучающемуся проявить самостоятельность в проектной деятельности, творческую фантазию, художественный вкус, индивидуальность.
Формы и методы работы:
Учебное занятие – основная форма организации образовательного процесса.
Практическая работа - занимает основную часть занятий и способствует закреплению приобретаемых умений и навыков.
Беседа – проводится в начале занятий. В учебно-тематический план занятий включается знакомство с теоретическим материалом.
Рассказ-объяснение – используется педагогом, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Анализ и оценка работы - как правило, проводится в конце каждого занятия. Результаты работы учащихся оцениваются как педагогом, так и самими учащимися.
Метод проекта – применяется при выполнении индивидуальных творческих работ (выбор темы, составление эскиза, побор материалов, обсуждение последовательности работы, выполнение работы, оформление).
Инструктаж – педагог четко формулирует требования, повторяет правила и приемы работы.
Мини - выставки – проводятся в конце каждого занятия, и после завершения тематических разделов программы.
Выставки творческих работ учащихся – проводятся регулярно в течение всего учебного процесса, с целью показа достижений учащихся.
Методы обучения:
Словесные – рассказ, беседа, объяснение;
Наглядные – демонстрация иллюстраций, показ образцов;
Практические – чтение схем, упражнения, самостоятельная работа.
Проведение теоретических и практических работ предусматривает соотношение 30% к 70%. Занятия по данной программе аудиторные и проводятся согласно ФГОС.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
• Организовывать свою деятельность, свое рабочее место, рационально размещать свои материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда. Проявление активности совместной деятельности;
• Стремление к получению новых знаний;
• Ориентация на понимание успеха в творческой деятельности;
• Подчинять свои желания сознательно поставленной цели;
• Формирование основ социально – ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, любознательность, потребность помогать другим, добросовестное отношение к делу.
Регулятивные УУД:
• Определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью педагога.
• Проговаривать последовательность действий на занятии;
• Учиться высказывать свое предложение на основе работы с образцом;
• Учиться работать по предложенному учителем плану;
• Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
Познавательные УУД:
• Приобретать и осуществлять практические навыки и умения;
• Развивать фантазию, воображение, вкус;
Коммуникативные УУД:
• Уметь слушать и понимать других;
• Участвовать в совместной деятельности при выполнении работ;
• Сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строит свое общение со сверстниками и взрослыми;
• Формировать собственное мнение и позицию;
Формы подведения итогов реализации программы :
• Участие в выставках творческих работ;
• Использование поделок-сувениров в качестве подарков.
Механизм отслеживания результатов:
Диагностика выявления уровней усвоения трудового процесса: качество результата, самостоятельность, комбинаторные умения.
Способы проверки:
• Педагогическое наблюдение;
• Анализ детских работ;
• Работы по схемам;
• Творческие работы;
• Выставка творческих работ.
•
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Темы Количество часов Общее кол. часов
Теория Практика
Вводное занятие. 1 - 1
Многоликие столбики 10 30 40
Аксессуары 10 30 40
Творческая мастерская 12 42 54
Итоговое занятие 1 - 1
Итого 34 102 136
СОДЕРЖАНИЕ.
Вводное занятие (1 часа)
Программа и режим занятий; правила поведения и техники безопасности. История возникновения вязания. Инструменты и материалы. Понятие о цвете, композиции. Подбор ниток. Контрастные цвета. Нитки одной цветовой гаммы.
Многоликие столбики (40 часов).
Воздушная петля. Цепочка из воздушных петель. Столбики без накида. Условные обозначения. Чтение схем. Столбики с накидом. Отработка навыка вязания воздушных петель, столбиков без накида и с накидом. Вязание полотна. Чтение схем. Прибавки, убавки. Вязание по кругу. Смена цвета. Петли подъема. Соединительная петля.
Аксессуары (40 часов).
Закладка. Чехол для телефона. Брелки.
Творческая мастерская (54 часа).
Вязание по замыслу. Поиск материала в интернете. Изготовление сувениров и подарков к праздникам. Технология вязания игрушки. Изготовление простых игрушек. Правила вязания деталей игрушки. Вязание деталей игрушки, сборка деталей, оформление игрушки.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Темы Количество часов Общее кол. часов
Теория Практика
Вводное занятие. 1 - 1
Многоликие столбики 8 22 30
Аксессуары 8 32 40
Творческая мастерская 12 52 64
Итоговое занятие 1 - 1
Итого 30 106 136
СОДЕРЖАНИЕ.
Вводное занятие (1 часа)
Программа и режим занятий; правила поведения и техники безопасности.
Многоликие столбики (30 часов).
Повторение пройденного в прошлом году. Столбик с двумя накидами. Столбик с тремя накидами. Полустолбики. Узоры на основе столбиков и воздушных петель.
Аксессуары (40 часов).
Брелки. Цветы. Карандашница. Игольница. Пенал.
Творческая мастерская (64 часа).
Вязание по замыслу. Поиск материала в интернете. Изготовление сувениров и подарков к праздникам. Вязание каркасных игрушек. Ввязывание деталей игрушки. Простые утяжки, тонировка. Вязание простых кукол.
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Темы Количество часов Общее кол. часов
Теория Практика
Вводное занятие. 1 - 1
Аксессуары 8 22 30
Творческая мастерская 12 72 84
Итоговое занятие 1 - 1
Итого 27 109 136
СОДЕРЖАНИЕ.
Вводное занятие (1 часа)
Программа и режим занятий; правила поведения и техники безопасности.
Многоликие столбики (20 часов).
Повторение пройденного в прошлом году. Вытянутые петлиПышный столбик. Узоры вязания крючком.
Аксессуары (30 часов).
Вязаные аксессуары с бисером. Аксессуары для игрушек.
Творческая мастерская (84 часа).
Вязание по замыслу. Поиск материала в интернете. Изготовление сувениров и подарков к праздникам. Различные крепления деталей игрушки (шарнирное, шплинтовое). Внутренние утяжки. Вязание из фактурной пряжи. Вязание кукол. Оформление лица. Формлвка.
Список литературы
1. Красичкова А. Г. Азбука вязания от А до Я. Оригинальные и практичные вещи для всей семьи. – М: РИПОЛ классик, 2005г.
2. Михайлова Т. Азбука вязания крючком для начинающих. М; АСТ Кладезь, 2014г.
3. Михайлова Т. Вязание крючком без слез. М: АСТ, 2017г.
4. ИзораВаккариФранцароли. Вяжем цветы крючком. 20 оригинальных идей. Перевод и издание издательская группа «Контэнт», 2009г.
5. Диченскова А. М. Вяжем с бисером: салфетки, вазы, панно. Ростов н/ Д: Феникс, 2006г.
6. Белянская Л. Б. Круговое и плоское вязание. Ростов н/ Д: Донецк: Кредо, 2007г.
7. Елисеева А. В. Амигуруми забавные вязаные фигурки. М: АСТ, 2015г.
8. Слижен С. Г. Красивые цветы и листики. Мастер-классы по вязанию крючком. М: Эксмо, 2014г.
9. Белова Е. Вяжем игрушки крючком. М: АСТ, 2014г.