Наталья Мешалина
Образовательная практика детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная практика разработана на основе комплексной программы подготовки инженерно – технических кадров для Уральского региона «Уральская инженерная школа» (указ губернатора Свердловской области № 454 УГ от 6.10.2014, направлена на формирование предпосылок развития научно – логического и технического мышления у дошкольников.
В рамках реализации данной концепции в детском саду организована система проектно – экспериментальной работы со всеми участниками образовательного процесса.
Публикация «Образовательная практика детей 6–7 лет» размещена в разделах
Цель: способствовать развитию познавательной активности детей, любознательности, инициативности, стремления к самостоятельному поиску и решению проблемных и логических задач.
Задачи:
1. Организация работы в экспериментальной мини – лаборатории «В гостях у мудрой совы».
2. Организация экспериментальной деятельности в центрах активности детей в группах.
3. Развитие проектных и практических умений средствами организации тематической продуктивной деятельности.
Практическая направленность образовательной практики заключается в ценности реального эксперимента, позволяющего наглядно моделировать скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности, развивать способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создание субъективно-нового продукта.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности.
Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введенное Н. Н. Поддьяковым понятие «детское экспериментирование». Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка.
На сегодняшний период, в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Детское экспериментирование – это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно- практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т. е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников, отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования : «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».
Организация совместной деятельности по реализации образовательной практики
Модули образовательной практики Содержание деятельности Старший возраст
/25 – 30/
Экспериментирование
в лаборатории детского сада Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- развитие представлений о химических свойствах веществ;
- развитие элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
- развитие элементарных математических представлений;
- знакомство с основными чертами рельефа планеты (вулканы, горы, озёра)
Развитие у детей умений пользоваться приборами – помощниками при проведении опытов и экспериментов.
Развитие у детей умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение);
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
Социально-личностное развитие каждого ребёнка-развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий 1 раз в месяц
Экспериментирование
в центрах активности в группах детского сада Закрепление способов действий для организации опытно – поисковой и экспериментальной работы, развитие активности, поддержка инициативы детей 1 раз в неделю
Тематическая продуктивная деятельность Логика и игровая информатика для развития детей старшего дошкольного возраста» 1 раз в неделю
Для реализации всего объема работы создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов в детском саду. Наличие экспериментальной лаборатории и уголков экспериментирования и теплицы позволяет реализовывать основные направления ФГОС, формировать у ребёнка основные культурные способы деятельности, формирует умение проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способность выбора рода занятий, участников по совместной деятельности.
Организация опытно-экспериментальной работы
Пояснительная записка
Проблема познавательной активности - одна из наиболее трудных в педагогике, т. к., являясь индивидуально-психологической характеристикой человека. Отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.
Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника, оказывая сильное влияние на его развитие.
Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.
Дети старшего дошкольного возраста способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираясь на эту способность, можно применить и соответствующий метод обучения. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
-идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
-развивается речь ребенка, т. к. дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
-происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
-формируются самостоятельность, целеполагание. Способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
-развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, формируются трудовые навыки.
Цели экспериментальной деятельности
1. Развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования.
2. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами элементарного экспериментирования.
3. Развитие познавательного интереса детей, наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.
4. Развития внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
5. Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
6. Формирование у детей умений самостоятельно проводить исследования, добиваться, добиваться результатов, размышлять. Отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Обучающие задачи
1. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.
2. Знакомить детей с различными свойствами веществ.
3. Развивать представления детей об основных физических явлениях.
4. Развивать представления детей о некоторых факторах среды.
Развивающие задачи
1. Расширять представления детей об использовании человеком факторов природной среды для удовлетворения своих потребностей.
2. Расширять представления детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
3. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины.
Воспитательные задачи
1. Формировать у детей опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
2. Развивать эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру.
Ожидаемый результат
1. Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.
2. Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.
3. Применяет выводы к новым данным.
Сроки реализации опытно-экспериментальной работы один учебный год, одно занятие по 25минут 1раз в неделю.
Авторы: Нищева Н. В. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ» ДЕТСТВО-ПРЕСС 2015г. ,
Рыжова Л. В. «Методика детского экспериментирования» ДЕТСТВО-ПРЕСС 2014г