Алена Бражникова
Образовательная область «Социализация»: цель, содержание, планирование
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ»
Важными задачами государства и общества по отношению к детям являются обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, саморегуляции, формирование основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Задача современного ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды.
Публикация «Образовательная область „Социализация“: цель, содержание, планирование» размещена в разделах
Минобрнауки России утверждены и введены в действие федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В данном документе определены направления: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Кроме образовательных областей : «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Труд», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» введена образовательная область «Социализация».
Ее содержание направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis — общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества. Социализация ребенка — явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.
Главная цель социализации — становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры : толерантного — к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного — к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного — к людям, природе, окружающему миру.
В процессе общественной жизни ребенка осуществляется смысл социального развития — от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и назначения в нем.
Образовательная область «Социализация» тесно интегрируется с большинством других образовательных областей, таких как «Труд», «Безопасное поведение», «Коммуникация», «Художественная литература», «Изобразительная и музыкальная деятельность», «Познание», в которых происходит дальнейшее обогащение социально-личностного опыта детей, развиваются социально-ценностные ориентации и представления, формируются готовность к школьному обучению, стремление к новой социальной позиции школьника, происходит развитие детского самосознания.
Социально-нравственное воспитание не может быть ограничено рамками какой-то одной детской деятельности или каких-то специально проводимых мероприятий. Социально-нравственный опыт накапливается ребенком непрерывно как под руководством взрослого, так и в самостоятельном поведении. Поэтому задачи социально-нравственного развития ребенка воспитатель решает постоянно, во всех видах детской деятельности, в непосредственно организованной образовательной деятельности и в свободном общении. В каждом образовательном моменте педагог акцентирует внимание на вопросах развития чувств детей, освоения ими положительных форм поведения, приобщения их к культурным социальным образцам.
Иногда воспитатели спрашивают: «Сколько раз в неделю надо планировать содержание образовательной области "Социализация"?» Такие вопросы свидетельствуют о недостаточном понимании педагогом сути социально- эмоционального развития и воспитания. Содержание области — это не отдельные, изолированные «мероприятия», а весь образ жизни, в котором ребенок под руководством воспитателя и самостоятельно приобретает положительный личный опыт взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; образ жизни, при котором постоянно обогащаются социальные представления детей, развивается эмоциональная отзывчивость и складывается привычка соблюдать правила культуры общения.
Следует подчеркнуть, что планирование социально-нравственного воспитания должно быть тесно связано с содержанием всех образовательных областей. Необходимо, чтобы каждая из указанных выше восп вное — чтобы воспитатель стремился на разном образовательном содержании (предметный мир, природа, детская литература, музыка, изобразительная деятельность, коммуникация) пробудить в детях добрые чувства, желание совершать хорошие поступки, развивать в каждом ребенке чувство собственного достоинства и уважение к другим.
Осуществление задач социально-нравственного развития необходимо связывать с содержанием всех разделов программы «Детство». В каждом образовательном моменте воспитатель уделяет большое внимание задаче развития социальных чувств, культуры поведения, внимания к окружающим людям, то есть предусматривает обогащение положительных эмоций и культурного опыта ребенка. Главное — чтобы воспитатель стремился на разном образовательном содержании (предметный мир, природа, детская литература, музыка, изобразительная деятельность) пробудить в детях добрые чувства, желание совершать хорошие поступки, развивать в каждом ребенке чувство собственного достоинства и уважение к другим людям.
Продумывая организацию жизни и деятельности старших дошкольников, педагог всегда помнит о воспитательном влиянии на детей запланированных им дел : какую роль они сыграют в социальном и культурном развитии детей, какой опыт отношений и чувств вынесет каждый ребенок. Дошкольники не всегда самостоятельно осознают нравственную и культурную составляющую в своих делах и поступках. Задача воспитателя — акцентировать внимание детей на переживаемых ими чувствах, правилах культуры общения, проявлениях сотрудничества и взаимопонимания, которые помогают детям успешно решать общие задачи и постепенно становиться культурными людьми, с которыми охотно общаются окружающие.